Программа воспитательной работы в 10 классе
классный час (10 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Программа воспитательной работы включает характеристику класса, основные дела класса, план работы классного руководителя,  тематику родительских собраний,  классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_v_10_klasse.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Система

воспитательной работы в 10 классе

Классный руководитель   Мурхусаева Г.М.

Цель воспитания:

Создание условий для развития у учащихся компетенций, необходимых для успешной социализации

Основные  задачи  воспитания:

Способствовать развитию индивидуальности школьника (интересов, склонностей, личностных качеств, внутренних мотивов и целей), признание личности каждого в коллективе;

Помочь старшекласснику формировать свою жизненную позицию, определять перспективы, цели и условия их достижения;

Обеспечить возможность самореализации каждому в соответствии с интересами и способностями

Формы и средства:

Дискуссии, тренинги, групповые формы, проблемные ситуации, ролевые игры, походы.

Коллективное планирование.

КВН, фестиваль искусств, концерты, выставки.

Тестирование, дискуссия «Жизненная позиция», консультирование, классные часы «Моё будущее»,  встречи со специалистами.

Олимпиады, участие в социальных проектах  и акциях,  создание проектов, исследовательская деятельность.

Результат:

Положительная динамика уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, положительный психологический климат в классе, высокий уровень активности в общешкольных и городских мероприятиях, самореализация в деятельности.

 

Список обучающихся в 10 классе

кл

Ф.И.О обучающегося

 дата

   домашний адрес, телефон

      Характеристика ученического коллектива 10 класса.

 

 На основании сложившейся ситуации в классе  цель воспитательной работы в 2016-2017 учебном году:

- построить воспитательную систему, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности учащихся, умеющих жить в коллективе и строить отношения дружбы и взаимопонимания;

- создать условия для социального самоопределения на будущее, развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи.

Анализ воспитательной работы за 2015-16 учебный год.

В прошедшем учебном году работа была направлена на построение дружеских отношений в коллективе, отношений взаимопонимания, сплочения коллектива, раскрытие индивидуальных способностей обучающихся.

В начале и в конце учебного года проводились диагностики по определению уровня воспитанности, образованности, отношений в классном коллективе, по определению склонностей и интересов.

Диагностика по определению склонностей и интересов показывает, что для большинства  учащихся на первом месте  межличностное общение,  а учеба, знания второстепенны.

В течение всего учебного года обучающиеся принимали участие  в школьной жизни, в спортивных соревнованиях, не проявляя энтузиазма. Только участие в «Зарнице»  оживило их и возродило в ребятах дух мужественности, состязательности в силе и ловкости.  

 

Задачи воспитательной работы с классом на 2016-17 учебный год:

Познавательная

Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию. Помочь учащимся успешно закончить 10 класс и определиться в выборе жизненной карьеры.

Трудовая

Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей.

Общественная

Содействие социализации школьников, включение в жизнь страны и активную общественно-полезную деятельность Актуализация правового воспитание учащихся, уважения к законам.

Ценностно-ориентационная

Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознания личной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего я.

Художественная

Развитие чувственного мироощущения, потребности в прекрасном, способности к художественному мышлению, реализация индивидуальных способностей

Спортивно-оздоровительная

Формирование здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся

Свободное общение

Организация взаимообогащающего досуга учащихся: работа по сплочению и развитию коллектива, воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, культуры человеческого общения.

Законы жизни класса:

1. Закон уважения.

2. Закон дружбы.

3. Закон ответственности

Основное содержание работы

В начале учебного года

  • Составление списка класса и оформление классного журнала (первая учебная неделя).

Организация получения учебников в школьной библиотеке (в течение 1-2 учебных дней).

Изучение условий семейного воспитания учащихся (в течение I четверти).

Уточнение социального паспорта класса.

Организация коллективного планирования жизнедеятельности класса на I полугодие (до 20 сентября).

Составление плана воспитательной работы  в классе.

Ежедневно

  • Осуществлять контроль за посещаемостью.
  • Осуществлять контроль за внешним видом учащихся.
  • Осуществлять контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой и школе.

Еженедель

но

  • Проводить классный час (обзорный или тематический).

Осуществлять контроль за санитарным состоянием закрепленного за классом кабинета.

Ежемесячно

  • Организовывать коллектив класса на участие в школьных делах.

Проводить занятия по ПДД, по технике безопасности.

Дежурить на общешкольных вечерах и других мероприятиях ( согласно графику дежурств).

Контролировать участие в кружках, секциях, клубах учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.

В течение четверти

  • Организовывать выполнение рекомендаций медработников по охране здоровья учащихся.

Организовывать дежурство класса по школе (согласно графику дежурства).

Организовывать генеральную уборку кабинета.

Оперативно информировать зам. директора по в/работе или директора школы:

- о случаях грубого нарушения учащимися класса Устава школы;

- о необходимости социальной защиты своих учащихся

- и вместе с ними принимать необходимые педагогические меры;

Организовывать контроль за состоянием школьных учебников.

Проводить родительское собрание.

Организовывать работу родительского комитета класса.

Посещать МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы и другие мероприятия, связанные с повышением квалификации   классного руководителя.

В конце четверти

  • Организовывать подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти.

Сдавать завучу отчет об успеваемости класса.

Информировать родителей об итогах учебной четверти.

В конце учебного года

  • Подводить итоги жизнедеятельности класса в учебном году.

Проводить пед. анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдавать его (в форме отчета) в учебную часть.

Организовывать сдачу школьных учебников в библиотеку.

 Организовывать ремонт классного помещения.

  • Получать от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.

Примерная тематика классных часов

 

Месяц

духовно-нравственное воспитание

гражданско-патриотическое воспитание

 

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся

День Знаний. Классный час: «Моя Родина - Россия».

октябрь

 Как заставить себя учиться? Беседа с презентацией

День памяти жертв политических репрессий

ноябрь

Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа)

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)

декабрь

 Как научиться властвовать собой? (тренинг)

Новогодние традиции народов мира

январь

  Мост в будущее. Как его построить?

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

февраль

  Анкетирование  по вопросам самосовершенствования

 участие в школьных мероприятиях к 23 февраля

март

«Нет никого дороже  родителей…» (урок-презентация,  посвящен Дню матери).

«Противостоять злу» - беседы о сектах и движениях, запрещенных в государстве

апрель

 Беседы о культуре. Письма Д.С.Лихачева

Час общения «Права и обязанности гражданина»

май

Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность»

«О них мы будем помнить всегда» (беседа, участие в митинге)

 

Месяц

спортивно-оздоровительное воспитание

художественно- эстетическое воспитание

профориентация

сентябрь

 

Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана деятельности на новый учебный год и организация дежурства».

октябрь

«Причины суицида среди подростков» (беседа)

участие в празднования Дня учителя

Тренинг «Планирование карьеры»

ноябрь

«Всему начало любовь…» дискуссия

Класс. час «Качество и эффективность учебного труда»

декабрь

Классный час: « Роль  физической культуры для организма учащихся».

Выпуск Новогодней газеты

январь

«Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование)

Игра по профориентации  «В центре занятости населения»

февраль

Беседа «Культура одежды»

Мой профессиональный выбор -   экскурсия в мир профессий

март

«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)

 Поздравление учителей и девушек класса  

апрель

Юмор в жизни человека  (час общения)

май

Беседа « Всемирный День борьбы с курением».

"Музыка и мы" дискуссия

анкетирование «Мои навыки и умения»

Примерные темы родительских собраний

Тема

Класс

Время проведения

1

«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации»

10

1 четверть

2

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

10

2 четверть

3

«Роль самооценки в формировании личности»

10

3 четверть

4

 «Летние каникулы – время самосовершенствования»

10

4 четверть

Участие в общешкольных делах

Участие в мероприятиях по плану школы и города

Работа с проблемными детьми:

1. Беседа с учащимися о поведении, внешнем виде, посещаемости (в течение года).

2. Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости (в течение года).

3. Привлечение учителей-предметников для бесед с учащимися по предупреждению негативных итогов успеваемости (в конце учебной четверти, полугодия, в конце учебного года).

4. Индивидуальные задания учащимся при подготовке к общешкольным мероприятиям (новогоднее оформление кабинета, участие в новогоднем празднике, поздравление учителям к Дню учителя, поздравления к 8 марта и т.п.).

5. Профилактика правонарушений, ЗОЖ (в течение года).

6. Индивидуальные консультации с привлечением социально-психологической службы школы (по мере необходимости).

7. Личные беседы с учащимися (по мере необходимости).

Работа с родителями:

1. «Родители для родителей». Индивидуальные и групповые консультации, советы, рекомендации (в течение года).

2. Родительский консилиум по успеваемости учащихся, предварительным итогам (в конце полугодия, года).

3. Посещение семей учащихся, имеющих проблемы в обучении и поведении (в течение года).

5. Тематические родительские собрания (в течение года).

6. Работа с родительским комитетом (в течение года).

 

Основные направления деятельности классного руководителя:

1. Общение.

Для успеха в жизни культура общения с людьми гораздо важнее,  чем обладание талантом.

Задача классного руководителя:

 Способствовать развитию индивидуальности школьника (интересов, склонностей, личностных качеств, внутренних мотивов и целей), признание личности каждого в коллективе.

 Социальные роли обучающихся

Я  -одноклассник –ученик –лидер -сын (дочь) –гражданин -потребитель.

Кто я?                  Какой я?

Мотивы поведения; последствия ошибочного поведения, предвидение последствий.

Вопросы для обсуждения:

Я в коллективе:

Взаимоотношения в классе;

Бесконфликтное общение;

Забота, внимание; деликатность, этикет.

Я ученик:

Отношение к учёбе;

Взаимоотношения с педагогами;

Этикет, уважение, ответственность.

Я сын (дочь):

Роль семьи в жизни человека;

Моя роль в семье;

Взаимоотношения с родителями;

Эмпатия, любовь.

Я гражданин:

Деятельность созидательная и разрушительная;

Мои права, мои обязанности;

От шалости к преступлению;

Отношение к воинской обязанности;

Долг, честь, уважение к своей стране, законам, языку.

Я потребитель:

Отношение к материальным ценностям;

Неприкосновенность  чужой собственности;

Цена в системе ценностей.

Я лидер:

Кто такой лидер?

Участие в социальных проектах;

Лидерские качества, способы и приёмы их развития;

Самооценка и рефлексия;


2. Творчество.

Каждое дело творчески, а иначе – зачем?

Задача классного руководителя:

 Обеспечить возможность самореализации каждому в соответствии с интересами и способностями

Виды творческой деятельности:

Коллективное планирование;

Сбор класса;

Посвящение в десятиклассники;

Защита проектов;

Участие в школьных и городских ключевых делах;

Ведущая деятельность – коллективное творческое дело.

Традиции класса.

Письмо  первому классному руководителю/ себе «Какой я стал»

Походы выходного дня (в начале учебного года и в новогодние каникулы выход на природу – места традиционные для класса - вместе с родителями).

 Дневник добрых дел класса

 

3. Выбор профессии.

Каждый человек – автор своей собственной жизни.

Задача классного руководителя:

 Помочь старшекласснику формировать свою жизненную позицию, определять перспективы, цели и условия их достижения.

Виды деятельности:

Определение своего профессионального типа личности: анкеты, тесты, тренинги.

Как устроиться в жизни или как строить своё будущее? – дискуссия.

Деловая игра «Стратегия успеха».

Реклама профессии – защита проектов.

Личностное развитие – прямой путь к успеху – тренинги.

4. Учебные исследования, проекты.

Все знакомо вокруг, тем не менее,

Есть на свете немало всего,

Что достойно, поверь, удивления

И твоего, и моего.

Задача классного руководителя:

Способствовать развитию опыта интеллектуального общения, мотивации к познавательной деятельности, самореализации учащихся.

Участие в интеллектуальных конкурсах, играх, предметных олимпиадах

Защита проектов (групповая и индивидуальная).

Интеллектуальные игры: «Литературный ринг», «Знания на бочку», «Морской бой» по различным областям знаний.

Познавательные дискуссии, аукцион вопросов.

Выпуск познавательных газет.

Тренинг «Эрудит».

Вечер неразгаданных тайн. (Группы готовят выступление о неразгаданных явлениях).

5. Самоуправление в классе

Одним из важнейших механизмов способствующих развитию личности, формированию активной жизненной позиции учащихся является самоуправление.

«1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

2. Детское самоуправление – не специальная деятельность детей «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников.

3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью; это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Органы самоуправления с определёнными полномочиями – это ещё не система, а лишь её «каркас».

В.А. Караковский,  Д.В. Григорьев в книге «Школа воспитания: 825-й маршрут».

Моя основная обязанность - создавать условия для такого опыта — для обсуждения и принятия норм школьной жизни, для приобретения правовых знаний и выработки навыков защищать собственные интересы в рамках права.

Совет класса – это постоянно действующая структура ученического самоуправления, которая действует в контакте с классным руководителем. Совет планирует деятельность, связанную с самообслуживанием, организацией дежурства, анализом успеваемости, помощи педагогам в организации учебного процесса, организацией досуга.

Подходы к организации работы в 10 классе

Молодому человеку трудно ориентироваться в современном мире, часто он не понимает причины своих неудач и бросается из крайности в крайность: то раздражителен и агрессивен, то молчалив и подавлен. Особенно это проявляется у подростков при их жажде самоутверждения среди сверстников, бьющей через край энергии, стремлении показать свою смелость и неуязвимость.

Важно не только помочь ребятам устранить те или иные проблемы, но и сформировать у них навыки самостоятельно находить выход из трудных ситуаций.

Ведущий принцип  педагогической деятельности - принцип педагогической поддержки.

Задачи:

Установить позитивный контакт с родителями учащихся;

Создавать положительный эмоциональный фон, настроенность на успех посредством скрытой помощи, одобрения.

Разработать цикл ярких, интересных упражнений на уроках и классных часах для развития умений общаться, творческих способностей.

Координировать работу педагогов по соблюдению единых требований к учащимся, информировать об их индивидуальных способностях, состоянии здоровья,  личностных особенностях.

Содействовать повышению личностной значимости учеников, в особенности тех, кто слабо успевает в учёбе, вовлекая их в различные виды деятельности.  

 Основные положения:

организация деятельности в классе должна основываться на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;

позиция  педагога – рядом и вместе;

 диалогичность взаимодействия

создание ситуаций самовыражения, самоутверждения подростков.

изучение  качеств личности подростков.

Ведущий мотив деятельности подростка – мотив общения, взаимодействия со сверстниками.  

 Основные темы дискуссий:

Как устроиться в жизни или как строить своё будущее?

Основы отношений между людьми.

Деньги, их власть.

Безразличие к жизни: от нас ничего не зависит.

От шалости к преступлению, от преступления к наказанию.

Изучение   качеств личности подростков:

 Самооценка, удовлетворённость своей деятельностью, ответственность перед собой и обществом за результаты своей деятельности, способность к принятию позиций другого человека, коммуникативные способности.

Умение адекватно оценивать себя, навыки рефлексии – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность личности. Принципиально важно дать понять каждому, что сравнивать результаты нужно только свои собственные и оценивать достижения или результат только относительно самого себя.

Перечень умений для самооценки:

Осознаю цели своего образования.

 Отчётливо представляю себе требования к уровню образованности выпускника средней школы.

Предвижу возможные затруднения в обучении и общении, нахожу пути их преодоления.

Формулирую вопросы к педагогам, классному руководителю.

Обращаюсь за консультацией к педагогам, классному руководителю, предварительно сформулировав вопросы к ним, т.е., отделив ясное от неясного.

Планирую своё время.

Организую своё рабочее место, необходимые средства.

Контролирую действия, движения, мимику.

Самостоятельно нахожу ошибки, неточности в выполнении заданий и исправляю их.

Анализирую причины успехов и неудач в обучении.

   Таблица «Самооценка»

индивидуальное ранжирование

самооценка

групповое ранжирование

взаимооценка

повторная самооценка

Самопознание

3

Открытость

4

Эмпатия

5

Доброжелательность

4

Конкретность

2

Аутентичность

2

Инициативность

3

Непосредственность

4

Принятие чувств

5

Конфронтация

1

0 – никогда не проявляется редко проявляется

1 - чаще не проявляется, чем проявляется

2 - в равной степени

3 - чаще проявляется, чем не проявляется

4 - проявляется почти всегда

5 - проявляется всегда

Качества:

Эмпатия – умение видеть и понимать мир глазами других людей, воспринимать их с их же позиции и способность сказать об этом.

Доброжелательность – умение чувствовать и показывать людям своё доброжелательное отношение.

Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями, способность быть самим собой.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить чётко и ясно о своих переживаниях, мнениях.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, активно бороться за дела, не дожидаясь других.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую.

Открытость – умение открыть свой внутренний мир другим, искренность готовность говорить о своих мыслях и чувствах.

Принятие чувств – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей.

Конфронтация – противоборство, противопоставление, столкновение интересов, умение пойти на конфронтацию с целью объяснения истинных и подлинных отношений.

Самопознание – умение быть автором своей самооценки, исследование себя в своей жизни, в отношениях с людьми.

 

Приложение 1

 Виды упражнений для изучения качеств личности

Занятие № 1 (знакомство, раскрепощение двигательной активности).

«Снежный ком»

«Тутти-фрутти»

«А я еду…»

«Здравствуйте, здравствуйте…»

Приседание в кругу.

Занятие № 2 (доверие, раскрепощение, слаженность действий).

«Здравствуйте, здравствуйте…»

 «Тутти-фрутти»

«А я еду…»

«Часы»

«Змейка»

«Скала» (облегчённый вариант)

Занятие № 3 (взаимодействие, слаженность действий).

Беседа о лидерских качествах

Упражнение «Я хозяин»

«Тихий стул» - всем одновременно поставить стулья, как будто поставили один стул.

С завязанными глазами объединиться в группы «Девочки», «Мальчики», не говоря ни слова.

Сесть на стулья спиной друг к другу, описать друг друга: цвет глаз, волос, причёску, выражение лица и т. д.

«Репортёр» (узнать о собеседнике за короткий, фиксированный промежуток времени максимум информации).

«Скала» - усложнённая (на ограниченном пространстве группе необходимо поменяться местами в зеркальном отражении. Только в сплочённой группе с определившимся лидером упражнение успешно).

Занятие № 4  (рефлексия) «Мы очень разные и этим интересны».

Правила внутригрупповой работы.

«Репортёр».

«Горячий стул».

Узнать друг друга.

Передача пожеланий.

Занятие № 5. (доверие, уверенность в себе, самооценка).

«Слепой и поводырь». Обсуждение, рефлексия.

«Кочки».

«Необыкновенный предмет».

«Колокол».

«Поднять одного лежащего одним пальчиком».

«Свободное падение»

Обсуждение чувств, ощущений, причин.

Занятие № 6. (уверенность в себе, эмпатия, рефлексия, самооценка). Развитие навыков общения в группе и умений принимать решения.

«Термометр».

«Растопи круг».

Расположиться всей группой на очень ограниченном пространстве.

Обсуждение, рефлексия. (Обязательно возникнут сложные конфликтные ситуации, проблемы взаимоотношений).

Занятие № 7 (развитие воображения, умения работать в группе, отстаивать свою точку зрения).

Группа делится на две подгруппы, каждая решает одни и те же задачи, затем подгруппы встречаются и доказывают свои способы решения.

Задача 1. Разместить 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырёх стен (на дверь не обращать внимание) было размещено одинаковое их число.

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам – и так до бесконечности. Известно, что через пять часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа воспитательной работы в классе

Авторская программа воспитательной работы в классе "Школа пяти "С"описывает систему воспитательной работы в классе...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ

Данная программа направленана развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственны...

Программа воспитательной работы 5 класс

Программа воспитательной работы "Давайте жить дружно" рассчитана на  реализацию в течение 1 года....

Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)

программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Программа воспитательной работы в классе "Новое поколение" (5-9 классы)

Программа воспитательной работы класса 5-9 классы. Название программы "Новое поколение". Воспитательная деятельность направлена на всестороннее развитие личности. Работа осуществляется по ра...