Открытое мероприятие для старшеклассников "Земля в опасности"
классный час (9, 10, 11 класс) на тему

Смирнова Татьяна Сергеевна

Цель: расширить знания школьников о природе, воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому, осознание причин, которые могут привести к экологической катастрофе, воспитание стремления и умения оказать помощь природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_zemlya_v_opasnosti.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие для старшеклассников на экологическую тему

«Земля в опасности»

Цель: расширить знания школьников о природе, воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому, осознание причин, которые могут привести к экологической катастрофе,воспитание стремления и умения оказать помощь природе.

Предварительная подготовка: сценарий, творческие выступления учащихся, варианты эскизов рекламных щитов от классов в защиту природы

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме, заготовки карточек - заданий

Ход мероприятия

«Земля в опасности» (Слайд 1)

(Звучит музыка п.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Учитель.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин более полувека назад писал:

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

(Звон колоколов)

Ученик (ца).

Есть просто храм,

Есть храм науки, а есть еще природы храм –

С лесами, тянущие руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

(Звучит звук плеска воды)

Слайд 2 «Волга»

Ученики.

  1. Мы русские. Мы дети Волги.
    Для нас значения полны
    ее медлительные волны,
    тяжелые, как валуны.
  2. Любовь России к ней нетленна.
    К ней тянутся душою всей
    Кубань и Днепр, Нева и Лена,
    и Ангара, и Енисей.
  3. Люблю ее всю в пятнах света,
    всю в окаймленье ивняка…
    Но Волга Для России — это
    гораздо больше, чем река.
  4. А что она — рассказ не краток.
    Как бы связуя времена,
    она — и Разин, и Некрасов1,
    и Ленин — это все она.
  5. Я верен Волге и России —
    надежде страждущей земли.
    Меня в большой семье растили,
    меня кормили, как могли.
  6. В час невеселый и веселый
    пусть так живу я и пою,
    как будто на горе высокой
    я перед Волгою стою.
  7. Я буду драться, ошибаться,
    не зная жалкого стыда.
    Я буду больно ушибаться,
    но не расплачусь никогда.
  8. И жить мне молодо и звонко,
    и вечно мне шуметь и цвесть,
    покуда есть на свете Волга,
    покуда ты, Россия, есть.

(Звучит песня «Святая Россия»)

Ведущий1.

Прекрасна наша Земля. Её воспевали музыканты и художники. Всем знакомы удивительные полотна Левитана , который творил на нашей Волге , в Плёсе . Именно там родились такие полотна как «Плёс», «Осень. Мельница»,   «Панорама с горы»,  «Золотой Плёс», «Над вечным покоем»

(Слайды 3 «Плёс», 4«Осень. Мельница»,5«Панорама с горы ,

6«Золотой Плёс», 7«Над вечным покоем»  )

Ученик (-ца)

Люблю тебя, мой край родной!

За ширь полей, ковыль волной.

Берёзку, тополь и сосну

И каждую твою весну.

Ты в моём сердце, край родной!

С навек я связана судьбой.

Я с детства воздухом твоим дышу,

Люблю, мечтаю и творю.

Ведущий 2.

Как же не любить нам нашу Землю? С корабельными рощами, воспетыми

И. И. Шишкиным, медведями  в сосновом лесу, и бескрайним полем хлебных колосьев в картине «Рожь».

(Слайды 8 «Корабельная роща», 9«Утро в сосновом бору»,10«Рожь»)

СПАСЕМ МИР И ПРИРОДУ (слайд 11  «Природа в опасности»)

(Танец, символизирующий красоту родной природы»)

Ведущий1. (На фоне музыки  танца читает слова о Земле)

Глаза земли. 
Душа земли… 
Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. 
И глаза у земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землей! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. 
Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, но люди не слышали её стонов. И вот земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» 
И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту земли, на защиту природы. 
         В нашей стране они объединились в движение, которое называется – «Спасем мир и природу». Каждый может стать участником этого движения. Для этого надо только любить свою землю и слышать её крик «Помогите мне, люди!» 

Учитель.
Тема нашей  сегодняшней встречи, посвящена экологическим проблемам. Земля – это всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но  только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, или исчезновение у берега Камчатки сельди, самой распространенной рыбы.

-В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие.  В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Как называется данное бедствие???-экологическим кризисом (Слайд 12 « Экологический кризис»)

Ученик (-ца)

В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.

Ученик (-ца)

Вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и  человечество может исчезнуть с лика земли.

-Вопрос экологической безопасности населения волнует каждого из нас. Что такое  экологическая безопасность? 

Ученик (-ца)

Экологическая безопасность  населения – это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.

Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям:

- горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные

- каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид

- каждую неделю мы теряем один вид растений

- 5 млрд. т углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли

- на грани превращения в пустыню 200 млрд. кв.км пахотных земель. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты

Звучит песня А.Пахмутовой  на стихи Р.Рождественского "Просьба”

Ученик (-ца)

Только факты.

·                    Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

·                     Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

· Ученик (-ца)

 Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные  в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

Ученик (-ца)

До теперешней нашей Земли,

До её снегов и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Ученик (-ца)

Это личная их беда,

За неё никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Ученик (-ца)

Смерть нашли  в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь – направо и ветвь – налево.

«Человек разумный» сидит

На вершине этого древа.

Ученик (-ца)

А над ним проносится век.

Повороты. Круговороты.

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!    Р.Рождественский

Ведущий 1         Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по данной тематике  (отвечает весь класс по поднятой руке):
       1. Какая книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление  редких.     (Красная книга )    (Слайд 13 «Красная книга»)
                                                    

2. Когда вышел первый том Красной книги Земли?  (1963-1965 г.)

3. Из скольких томов состоит Красная книга?  (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").


4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных
?  (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

Ведущий 2  "Они исчезли навсегда" (Слайд  14 «Кр.книга. Животные)

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году.(Дронт) Слайд  15

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку.(Тур) Слайд  16

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь) Слайд  17

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.  (Зебра-квагга) Слайд  18

"В мире птиц" (Слайд  19 «Кр. Книга. Птицы»)

1 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь)   (Слайд  20)
2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? 
(Страусы) (Слайд  21)         3.У какой птицы язык покрыт шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу) (Слайд  22)

Ведущий 1

Все знают, что сегодня наша планета в опасности. И мы, учащиеся школ и все дети планеты, не должны стоять в стороне. Вы, ребята, можете и должны предложить Земле свою помощь. Надо не  только любить природу, но и охранять, беречь и приумножать   её богатства.

Ученик (ца). (Слайд  23  «Цветы Красной Книги»)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

 С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Ученик (ца).

В час раздумий и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

                          Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Ведущий 2

 (Звучит негромкая музыка цветов П.И. Чайковского «Танец цветов» )

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?   (Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).

Экологический аукцион (Аукцион проводится по классам поочередно)

Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».

Например:  (Слайд 24 «Экологический аукцион»)                                              Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;

К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;

О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;

Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;

Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;

И - истребление и т. д.;

Я - ядохимикаты и т. д.

Перед человечеством сегодня стоит много экологических проблем. Они частично связанны с жизнедеятельностью человека.

А задумывались ли вы о проблемах нашей Нижегородской области?

(Просмотр фильма или презентации)

Перечислим наиболее главные и охарактеризуем эти проблемы. 
Ученик (ца).
1.Вырубка леса. Лес, как известно, дает нам чистый кислород, древесину ягоды и грибы. Но сейчас довольно часто происходит вырубка лесов в России, Африки и Латинской Америки. Данные леса отличает высокое качество растущей там древесины. Вырубка лесов идет большими темпами, чем их посадка. Сегодня довольно много браконьеров, охотящихся за ценными породами деревьев. И если темпы вырубки сохранится на сегодняшнем уровне и дальше, то скоро многие крупные страны просто лишаться такого богатства как лес.
Ученик (ца).
2.Истощение почвы. Почва – это объект, еще медленнее восстанавливающийся, чем лес. Неправильное применение сельскохозяйственных приемов приводит к тому, что почвы со временем истощаются. Плохо влияет применение ядохимикатов, которые используют для борьбы с жуками - вредителями. Еще одной серьезной проблемой остается довольно высокое использование пастбищ, вследствие чего они превращаются в пустыни. Здесь необходимо принимать правильные меры рекультивации земель. 
Ученик (ца).
3.Опустынивание земель. Вырубка леса, неправильные методы ведения сельского хозяйства приводят к тому, что появляется опустынивание. Так, например, в Африке пустыни наступают со скоростью 100 тыс. га в год. Проблема эта актуальна и в других странах, таких как Индия и Пакистан, Аргентина, Мексика.
Ученик (ца).
4. Истребление животных.
 Вырубаемые леса включают много различных животных Земли. Сокращение мест обитания для диких животных приводит к их уничтожению, сокращению многих видов. Еще одна проблема это браконьерство или нелегальная охота. Любовь людей к красивым шкурам наблюдается еще с древних времен. Привычка эта надо сказать осталась. Сегодня охота идет на тигров, крокодилов из-за их кожи, слонов из-за его бивней, носорогов из-за рогов. Уже и так достаточно много животных занесенных в Красную книгу. Если не остановить истребление, мы скоро забудем вообще, даже как выглядят животные.
Ученик (ца).
 5. Формирование твердых отходов. Сегодня наша жизнь, питание людей невозможна без таких вещей как консервные банки, полиэтилен и другие. Их проблема в том, где их хранить после утилизации, при этом страдает экология. Такие отходы довольно не просто утилизировать, разработанных технологий по утилизации еще не придумали.
Ученик (ца).
 6. Вода. Вырубка лесов приводит и к еще одной проблеме это проблема нарушения водного баланса Земли. Уже сегодня Азия и Африка находятся в таком месте, где мало выпадает осадков, а люди в таких странах испытывают острую нехватку - простой питьевой воды. Неправильная орошительная система приводит к потере воды при ее транспортировке испарения и неравномерного распределения воды. Резко актуальна проблема потребления воды жителями больших городов, на которых приходиться 300-400 л воды в день. Да и экология самих рек не особо хорошая. Потому что их загрязняют промышленные предприятия. Многие реки и озера находятся под запретом купания и вылова рыбы из-за неблагоприятных условий.
Ученик (ца).
7. Загрязнения воздуха. Бурное развитие промышленности во многих интенсивно развивающихся странах приводит к проблеме загрязнения воздуха. Из-за устаревшего очистительного оборудования, выхлопов машин и автотранспорта, сжигания отходов может загрязниться воздух. Конечно, надо принимать меры, помогать природе - бороться за очистку. Но не везде данная проблема выноситься на обсуждения, где-то ее просто игнорируют.
Вот такие главные проблемы. Конечно, есть и другие, но эти проблемы влияют на развитие и жизнедеятельность всего человечества в целом

Ведущий 1. (Слайд 25  “Экологические даты и праздники”)

В нашем календаре есть особые дни, связанные с природой.
“Экологические даты и праздники”

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  8. Всемирный день туризма (27 сентября)
  9. Всемирный День животных (4 октября)

Ведущий 1.

 (слайд 26 «В защиту природы)

А сейчас д/з  презентация (реклама)

«Значка, призывающего к защите окружающей среды»

Ученик (ца).
Волнуется Природа неспроста. 
Не существует лишнего в Природе, 
Природа гармонична и сложна, 
И если катаклизмы на подходе, 
Волнуется Природа неспроста. 
Ученик (ца).
Она предупреждает Человека: 
Пора остановиться, не спешить; 
Заботиться от века и до века _ 
Старается всегда предупредить. 
Но Человеку надо слишком много: 
Он черпает скорее и до дна 
Берёт с собою жадность на подмогу, 
А эта дама подведёт всегда. 
Ученик (ца).
Приходит день – опомнится бедняжка: 
Куда спешил, зачем ломал дрова. 
И трудно жить становится, и тяжко – 
Так наступает жуткая пора. 
Ученик (ца).
А может и такое вдруг случиться, 
Что всё живое превратится в прах. 
Вот это Человеку не простится! 
Как не пугает Человека страх?! 
Ученик (ца).
Лишь миг, всего одно мгновенье – 
И всё живое сгинет без следа. 
Что многие создали поколенья, 
Все разнесёт глобальная беда. 
О, Люди! Надо быть мудрее. 
Любите, берегите шар земной (вместе), 
Ведущий 2.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой – величайшее чудо, у нас она одна. 
Учитель.
Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Планеты  будет таким, как мы создадим его сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Опасности в повседневной жизни", 2011-2012 г.

Открытый классный час по правилам безопасности в повседневной жизни....

Общешкольное открытое мероприятие, приуроченное к открытию Олимпийских игр: «В здоровом теле здоровый дух»

Знакомство с историей Олимпийских игр, зимними видами спорта включёнными в программу Олимпийских игр. Ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни....

Открытый урок в 6 классе "Опасные атмосферные явления"

Открытый урок в 6 классе по теме "Опасные атмосферные явления"...

Открытое мероприятие для 5 классов, посвященное здоровью школьников.Тема: «Курение – опасное увлечение»

Цель: развивать у ребят осознанное неприятие табака как одного из способов воздействия на личность....

Внеклассное мероприятие "Шаг в пропасть... Опасно или нет"

Цели:дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие  личности и поведение человекаформировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;учить активным приёмам в...

Открытая беседа: «Если Вам угрожает опасность!»

Цель: научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны; воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и да...