Классный час на тему: "Право выбора за тобой"
классный час на тему

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Сценарий классного часа на тему : "Право выбора за тобой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Право выбора за тобой"62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Право выбора – за тобой!

Ведущий:  “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства.

История выборов в России уходит корнями в  первые века существования древнерусского государства, для многих земель  было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на  вечевых собраниях. Появление на исторической арене основателя  династии варяжского князя  Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего  политического решения объединенных славянских и финских земель.

Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и  Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в  которой главные должностные лица  избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Решения   принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади  собиралось большое количество людей, собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Вопрос оставался  открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию».  

С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но  нужен был другой институт на смену  и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы   к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.

На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном  Грозным в 1549, последний - в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось.  В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.

Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских  общегосударственных представительных институтов, которые появятся уже вновь в XX веке.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские  традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение  парламентского типа  было созвано лишь  в 1906 году.

Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом  выборщик представлял  2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30  тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины,  военнослужащие, кочевые народы.  Полномочия Думы были ограничены.

Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.

Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. За 48 лет  существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не  выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем  одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало  образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания  (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума). Выборы Президента России проводились в  1991, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012 годах.

В последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Становление российской государственности – это крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены.  Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Свободные демократические выборы конституционно закреплены в Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти.

на выборах граждане принимают решение о том, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Отдавая свои голоса за ту или иную партию, того или иного кандидата в депутаты, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Суть  избирательного  права  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти. Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека. Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключения составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.

Всеобщее избирательное право является признаком демократии. И только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО:

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати;
  2. Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой;
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения.   

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  2.  Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное  голосование, т. е.  исключается  контроль  за  волеизъявлениями  избирателей.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ   ПРАВО
АКТИВНОЕ  (право  избирать  в  органы  власти)                                                                                                                         
Имеют  право  граждане,    достигшие  18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства.

Лишены  этого  права:
а) лица,  не  достигшие  18 лет;
б)  находящиеся  в  местах
лишения  свободы по  приговору  суда; 
в)  признанные  недееспособными.
Дееспособность- способность  лица нести  ответственность  за  свои  поступки.

ПАССИВНОЕ (право  быть  избранным   в органы  власти) 

а) граждане РФ,

б) на выборах в Государственную Думу, достигшие возраста 21 года,

в) на выборах Президента, достигшие 35 лет.

Всю работу по подготовке и проведению выборов основных органов управления страной, областью и городами осуществляют Избирательные комиссии. Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый с целью, чтобы была соблюдена процедура справедливых выборов, и не были ущемлены интересы ни одной из партий.

В целях получения как можно большего количества голосов, а следовательно победить на выборах, кандидаты и политические партии агитируют население проголосовать за них.

         Предвыборная агитация проводиться в самых различных формах: путем публичных выступлений кандидатов, их выступлений на телевидении и радио, развешивание агитационных плакатов, раздача избирателям агитационных буклетов и листовок и т.д. Разрешается проводить предвыборную агитацию только в агитационный период.

        Голосование на выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами избирательной комиссии. При подсчете голосов имеют право присутствовать кандидаты, их представители, наблюдатели, в том числе и иностранные, представители средств массовой информации.

Сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс; интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием.

От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение доверия или недоверия, политического участия или отчуждения, поддержки или борьбы.

Их главное социальное назначение адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

«Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» - говорил немецкий философ Иммануил Кант.

И сейчас мне бы хотелось провести тестирование. Тест называется «Я избиратель».

ТЕСТ  «Я,  избиратель»

  1. Если  ваш  лучший  друг  будет  уговаривать  Вас  проголосовать  за  кандидата  на  пост  Президента,  который  нравится  ему,  то:

а)   сделаю, что  просит;

б)   не знаю, как  поступить;

в)   не сделаю.

  1. Если  Вам  предложат  приличные  деньги  за  Ваш  избирательный  бюллетень,  то:

а)   продам;

б)   не знаю, как поступить;

в)   не  продам.

  1. Если  в  день  выборов  Президента  у  меня  появиться  шанс  классно  отдохнуть  с  ночевкой  у  реки  в  отличной  компании,  то:

а)   не проголосую;

б)   не знаю, как поступить;

в)   проголосую.

      4.  Если  вы  узнаете, что  в  день  выборов  Президента  Ваши  родители  собрались  на  дату  (за  город,  в  гости) и  не  намерены  голосовать,  то:


а)   промолчу;

б)   не знаю, как    поступить;

в)   буду  просить  проголосовать.

      5.  Если  один  из  кандидатов  на  пост  Президента  пообещает  молодежи  в  случае  своей  победы  ежегодные  бесплатные  поездки  за  границу   и  бесплатные  банкеты  каждую  субботу  на  протяжении  всего  срока  его  президентства,  то:


а)   проголосую  за  него;

б)   не  знаю, как  поступить;

в)   проголосую  за  другого  кандидата.

6.  Если  один  из  кандидатов  пообещает  перед  выборами  резко  снизить  цены  на  продукты  и  одежду,  то:


а)   проголосую  за  него;

б)   не  знаю, как  поступить;

в)   не  проголосую за  него.

7.  Если  один  из  кандидатов   пообещает  очистить  страну  от  «инородцев,  из–за  которых  все  неприятности», то:


а)  проголосую  за  него; 

б)  не знаю, как поступить; 

в)  не  проголосую  за  него.

8. Если  один  из  кандидатов  пообещает  организовать  быстрые  и  победоносные  военные  походы  для  расширения  границ  державы  со  100%  гарантией  успеха, то:

а)   проголосую за него;

б)   не знаю,  как  поступить;

в)   не  проголосую  за  него.

ЕСЛИ  В  ВАШИХ  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«А», то печальной  может  быть  судьба  нашего  Отечества.  А  это означает, что  и  Ваша  судьба  незавидна.  Вы  абсолютно  недооцениваете  смысл  выборов.  Вы  не  понимаете,  что  от  Вашего мнения многое  зависит.  Например,  будете  ли  Вы  вообще  когда-нибудь   сидеть  на  берегу  реки,  ездить  за  границу (не  бесплатно,  разумеется).

Во–первых: Вы  помогаете  тем, кто  стремится  искусственно  повлиять  на  выборы,  протащить  своего  кандидата.  Эти  люди  рассчитывают  не  на  жизненность  своей  программы,  не  на  способности  своих  лидеров,  а  на  интриги  и  силовые  методы.

 Во – вторых: Продавая  свой  голос  за  обещанные  блага,  Вы  все  равно  ничего  не  получите.  Ничто  не  появляется  из  ничего.  Обещания  выполнены  не  будут.  А  вот  на  колючую  проволоку  для  таких,  как  Вы  у  нового  президента  денег  обязательно  хватит.

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«Б»,  то  Вы  не  многим  отличаетесь  от  предыдущего  «избирателя».  Вы  ничего  не  поняли   из  данной  темы  и  думаете,  что  Вас  политика  никогда  не  коснется – я,  мол,  человек  маленький  (муху  не  обижу!).

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«В», то все  в  порядке:  страна  будет  мощной  державой, а  вместе  с  ней  будете  благоденствовать  и  Вы.

Выборы имеют очень большое значение:

          1. Способ выражение мнения населения;

         2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством;

         3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;

         4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления

         5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ,  которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие  из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах

По достижении 18-летнего возраста вы приобретете важнейшее право - избирать и быть избранным. Я бы хотела, чтобы вы осознанно пользовались этим правом и помнили, что от вашего выбора зависит будущее нашей страны.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право выбора - за тобой!

Данная разработка классного часа патриотического направления может быть рекомендована учителям истории и обществознания....

Разработка классного часа на тему: «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Подготленное мероприятие способствует нравственно-патриотическому воспитанию студентов.Знакомит студентов с жизнью и подвигом жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.Воспитывает чу...

Классный час по теме « Мой выбор – здоровый образ жизни»

Классный час по теме « Мой выбор – здоровый образ жизни» .Цель: пропаганда здорового образа жизни школьников; Осознание учащимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности...

Презентация к классному часу на тему: "Сделать выбор не поздно"

Распространить среди подростков информацию о том, к каким последствиям может привести курение, употребление алкоголя и  наркотических средств; сориентировать учащихся на здоровый образ жизни....

Право выбора - за тобой!

Право выбора - за тобой!...

Классный час на тему: Мой выбор. Я и будущая профессия

Классный час на тему: Мой выбор. Я и будущая профессия...

Конспект классного часа по теме «Наш выбор: здоровый образ жизни»

Конспект классного часа по теме «Наш выбор: здоровый образ жизни»...