Классный час: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"
классный час (8 класс) на тему

Дементеева Елена Николаевна

Классный час: " Не жалейте сердца... Добру откроются сердца".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

– продолжить формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, любви, толерантности;

 – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

 – показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Форма проведения:  дискуссия

Методы проведения:

– поисковые

 – дискуссионные

 – игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Оборудование: запись мультфильма, карточки с высказываниями мудрых,  лото, оригами «голубь»,  карандаши,  листы бумаги, клей, сердечки, фломастеры.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Доброе слово – бальзам для души.

Доброе слово – мост в душу.

     Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, посмотрев на пословицы, являющиеся эпиграфом к нашему классному часу. Итак, вы догадались? Правильно. О добре, о человеке. И тема – призыв  нашего классного часа: «Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

    Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и другое. Наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в 21 веке эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию.

1. Живя в 21 веке

 В Отечестве своём,

 Хочу о человеке

 Поговорить простом.

 Раскрыв листы газеты,

 Раздумываю зло:

 Определенье это

 Откуда-то пришло.

– Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

    В понятие «человек» включены следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность,  я, личность.

     Все эти понятия относятся к каждому из нас. Попробуем сначала разобраться с первыми четырьмя понятиями. На столе у вас карточки – лото. Попробуйте выбрать соответствующие карточки каждому понятию и разложить их у себя на столе. Затем проверим.

индивид

организм

индивидуальность

я

HomoSapiens

 Единичное

 Природное существо

 Принадлежность к роду человеческому

Голова

 Руки

 Ноги

 Сердце

 Система пищеварения

 Система кровообращения

Рост

 Вес

 Голос

 Почерк

 Походка

 внешность

Самоуважение

 Себялюбие

 Завоевание симпатий

- Я – Человек! Но личность ли я? Что же такое личность?

      2. Личность – многозначное слово. В понятии этом выражается самое главное – совокупность внутренних свойств человека как существа общественного, таких как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли держать слово.

     Человек и личность – это не синонимы! Человек ещё может не быть личностью, но личность – это всегда человек. Личность неповторима. Какими же качествами должна обладать личность? (Смелость, доброта, любовь, совесть, толерантность. Авторитет, творчество, ответственность, милосердие, щедрость и др.)

3. Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

4. Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.

      В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах.

5.  А начнем мы его с удивительных строк

Давайте поклоняться доброте!

 Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звёздной красоте,

 Земля добра, она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!

                                             А.Чепуров

  -  Вот вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да, доброте.

 Напишите или выразите в рисунке, что, по-вашему, означает слово Доброта (листы ребятам). С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?  

 Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья.

6. Ходите дорогами ясными,

 Летайте высокими трассами.

 Орбитой любви привета

 Пусть мчится вся наша планета.

 Стремитесь открыть хоть однажды

 Звезду человечности в каждом.

- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? (Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу со  вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки)

-  О доброте говорили всегда и, прежде всего, великие писатели. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.

(у каждого на столе листок с высказываниями известных людей).

- Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З – «Земля»

 Л – «Люди»

 М – «Мысль»

 Д – «Добро»

Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

– А как ребята вы думаете, что такое милосердие?( Милосердие – это доброта и уважение

– любовь к людям

 – сострадание к людям

 – стремление приносить пользу и радость людям

 – отзывчивость (сопереживание)

 – стремление оказать поддержку другим

 – душевный отклик)

 «Милосердие – это активная доброта»

- Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».

7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Слово имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

-  Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

8. во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего?

-  Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

- А что же объединяет эти определения?

Просмотр мультипликационного фильма.

Вопросы после просмотра:

– Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

 – Легко ли быть «белой вороной»?

 – Как понимаете смысл пословицы «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним»?

Вывод: толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

– Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Например:

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...  В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

 – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

 – Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.

 – Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

 – А нам-то что? Он сам виноват.

 – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

 – Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

 – Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.

 – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.

 – Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

 Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

 – Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.

 – Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

 – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

 – Спасибо, леди, спасибо...

 – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?

 Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

 – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

 – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

 Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

 – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.

 – Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

 Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

    Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

Хорошо или плохо, что мы все разные?

Как жить в мире, где столько разных людей? (Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.)

- А что у нас общее? ( Учёба; класс, возрастные интересы)

    И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

    Мы завершаем наш классный час, но мы не прекращаем наш путь к доброте, не жалея сердца, потому что только добру откроются сердца.

     Подарите своё сердце! (Ребята клеят на листы цветной бумаги свои сердца, если классный час оставил неизгладимый след в их душе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добру откроются сердца"

Материал содержит презентацию к классному часу, на котором пойдет речь о добре. Проводится в форме игры - путешествия....

" Не жалейте сердца...Добру откроются сердца".

Занятие на тему: "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм ...

"Не жалейте сердца... Добру откроются сердца"

Классный час для 7 класса по теме "толерантность". В начале урока можно включить видио "всё оставляе свой след"...

Классный час в 6Б-м классе "Добру откроются сердца"

Я ставила своей задачей показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. Этот классный час  я проводила в ходе конкурса "Самый класс...

Классный час в 7-м классе "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"

Цель: воспитание потребности  в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоцио...

Классный час "Не жалейте сердца. Добру откроются сердца"

Классный час для обучающихся 7 класса по духовно- нравственному воспитанию...

Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца".

Классный час "Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"...