Классный час "Конфликт и пути его решения"
классный час (8 класс) на тему

Шабалина Татьяна Александровна

Классный час "Конфликт и пути его решения" предназначен для учащихся восьмых классов. В ходе классного часа разбираются понятия «конфликт», "компромисс", формируется  умение конструктивно вести себя во время конфликта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час « Конфликт и пути его решения»

Цель:

  1. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
  2. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

1.        Дать характеристику понятия «конфликт».

2.        Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.  

3.        Познакомиться с методами выхода из конфликта.

4.        Дать определение  понятия  «компромисс».

      5.   Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его              

            справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

  I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начну я классный час с восточной притчи:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылёк в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько     сжал…

Пленённый мотылёк затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!

Результат нашей работы на классном часе ребята в наших руках, таким образом, зависит от нас.

Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»

Кл. рук-ль: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно обьединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.

Кл. рук-ль: Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер. Представьте, что вы сейчас на берегу водоёма, что вы видите в нём? (Деревья, солнце )

Высказывания учащихся:

-Совпали ли ваши мнения?

- Какой вывод можно сделать? На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.  У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.        

II.Формирование подходов к решению проблемы

Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно?

Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу. Давайте объединим ваши высказывания в одно правило, прочитаем вместе.

1.Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.  

Кл. рук-ль:  -А всегда получается понимать друг друга?

- К чему может привести непонимание друг друга?

Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.

Кл. рук-ль: А у вас бывают ссоры с друзьями, родителями только из-за того, что кто- то кого-то не так понял? (дети отвечают)

Очень редко можно встретить человека, который ни с кем не ссорился. Всё бывает в жизни. Но когда человек ссорится, это вырабатывает плохие черты характера – человек становится злым, несдержанным, сварливым.

Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
Диалог читают два ученика.
— Кирилл, почему ты ударил его?
— Он первый ударил меня.
— А он говорит, ты ударил его первым.
— Нет, не я. Он первый ударил меня.
— Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
— Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
— И поэтому ты его ударил?
— Он первый меня ударил...
Учитель. Что произошло?

Кл. рук-ль:  -Мы можем назвать такое общение дружеским?                  

                    - Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет свои отношения  при

                      помощи кулаков?

       Учащиеся высказывают свои мысли.

- А как бы вы назвали такое общение?  (Учащиеся высказывают свои мысли- драка, ссора,…  будет хорошо если скажут – конфликт )

Да, ссора может перерасти в конфликт.

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

 III. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики:  Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

-Давайте посмотрим,  как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

  Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона.

                   Уильям Линкольн

  КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

  КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Игра «Перетягивание каната».

-Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната.

(Играют)

-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

-А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики:

Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.  В качестве вывода

  Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

   В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

3. Упражнение «Да – нет»

-А  теперь разыграем другую ситуацию.

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

-Конфликт ли это? Почему?

Ученик дают варианты ответа.

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

-Исследователи различают типы конфликтов

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

4. Работа в группах.

- Для того  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

1 группа

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

2 группа

  1. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

3 группа

  1. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4 группа

  1. Перед сном ты часто сидишь в интернете с телефоном. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

     Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов  каждой группы

 Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.  

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

Практикум. Способы предотвращения конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.

Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека

Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Конструктивное предложение

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае.)

Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.

  1. 1.Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

  • Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
  • Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
  • Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
  • Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
  • Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

  • «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

  • «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

  • «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

  • «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

  • «Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

                                    Людей неинтересных в мире нет.

                                   Их судьбы – как истории планет.

                                   У каждой все особое, свое,

                                  И нет планет, похожих на нее…

                                                                             (Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. 

Заключительное слово

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.

Правила бесконфликтного поведения.

  1. В споре будь сдержан и тактичен.
  2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
  4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

IV. Итог.

 У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

•        «Да» – красный квадратик

•        «Нет»– черный

•        «Сомневаюсь» – зеленый

По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе « Конфликт и пути его решения»

Цель: 1.      Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.2.      Формирование благоприятной психоло...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

Классный час "Конфликт и пути его решения"

Подробный сценарий (с презентацией) классного часа для учащихся 8-10 классов....

классный час на тему "Конфликт и пути его решения"

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом  изучения многи...

"Конфликт и пути его решения" - классный час

В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управля...

Классный час "Конфликты и пути их решения"

Разработка классного часа для учащихся 7-8 классов....