Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов
    рабочая программа на тему

    Васильева Ирина Витальевна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

     

    для учащихся 5-7 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost.docx41.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    _____________ / Гречко А. А. /

    «___28_» ___08___________ 2017 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор _____________/ Директоров А. П./

    Приказ от «__28_» ________08____ 2017г.

    № __

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    для учащихся 5-7 классов

    учителя  Васильевой Ирины Витальевны

    РАССМОТРЕНО

    на педагогическом совете

    протокол от « 28 » августа 2017г. № 1

    2017 – 2018 учебный год

    Программа  курса «Проектная деятельность»

    Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

    Д.И.Писарев

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

    Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

    Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

     Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

    Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

            Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

     

    Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

            Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

            Задачи программы:

    • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
    •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
    • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
    • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
    • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
    • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
    • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

    В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

     Группы умений, которые формирует курс:

    • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
    • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
    • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
    • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
    • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
    • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

    менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

    Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    Предметные результаты

    В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

    • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
    • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
    • основные источники информации;
    • правила оформления списка использованной литературы;
    • правила классификации и сравнения,
    • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
    • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
    • правила сохранения информации, приемы запоминания.

    Учащиеся должны уметь:

    • выделять объект исследования;
    • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
    • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
    • работать в группе;
    • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
    • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
    • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

     Личностные   и   метапредметные результаты

    Личностные

    У школьников  будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Ученик получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

    Регулятивные

    Школьник научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.

    Ученик получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

    Познавательные

    Школьник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

    Ученик получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные

    Школьник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Ученик получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Формы  организации учебного процесса.

          Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

     В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

    типовые занятия (объяснения и практические работы),

    уроки-тренинги,

    групповые исследования,

    игры-исследования,

    творческие проекты.

    Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

         

           альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    выставка

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    плакат,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сценарий праздника,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия,

    презентация


    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     (34 часа)

    Введение

     Что такое проект.

    Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

    Понятия: проект, проблема, информация

    I. Теоретический блок .

    Способы мыслительной деятельности

    Что такое проблема.

    Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

    Понятия: проблема, объект исследования.

    Как мы познаём мир.

    Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

    Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

    Удивительный вопрос.

    Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

    Понятия: вопрос, ответ.

    Учимся выдвигать гипотезы.

    Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

    Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

    Источники информации.

    Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

    Понятия: источник информации.

    Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

    Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

                                 Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

    Выбор темы исследования.

    Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

      Цели и задачи исследования. 

     Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

    Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

    Методы исследования. Мыслительные операции.

    Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

    Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

    Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

     

    Сбор материала для исследования.

    Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

    Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

    Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

    Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

    Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

    II. Практический блок.

     Мы - исследователи. Самостоятельный  проект:

    «Обитатели аквариума»

    Планирование работы.

    Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

    Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

    Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

    Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

    Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

    Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

    Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

    Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

    Подготовка к защите.

    Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». 

    Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

    Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

    Защита проектов.

    Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

    Способы преодоления трудностей.  

    Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

     Анализ проектно-исследовательской деятельности.

    Тематическое  планирование

    п/п

    Наименование тем

    Количество
    часов

    Введение

    1.

    Что такое проект

    1

    I. Теоретический блок  

    Способы мыслительной деятельности

    2

    Что такое проблема

    1

    3

    Как мы познаём мир

    1

    4

    Удивительный вопрос

    1

    5-6

     Учимся выдвигать гипотезы.

    2

    7-8

    Источники информации

    2

    Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

    9

    Выбор темы исследования

    1

    10

    Цели и задачи исследования

    1

    11-12

    Методы исследования. Мыслительные операции.

    2

    13-14

    Сбор материала для исследования.

    2

    15

    Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

    1

    16-17

    Обобщение полученных данных.

    2

    II. Практический блок

    Мы  -  исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

    18-19

    Планирование работы

    2

    20-21

    Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

    2

    22-23

    Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

    2

    24-26

    Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

    3

    Сочиняем сказку

    27-28

    Знакомство с аквариумными рыбками. Сообщения учащихся.

    2

    29-30

    Создание бумажного аквариума. Моделирование из бумаги.

    2

    III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

    31-32

    Подготовка к защите.

    2

    33-34

    Защита проектов.

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

    Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7- 9 класса по ученику Угриновича Н.Д.

    содержит нормативные документы, цели и задачи, пояснительную записку, контроль за реализацией программы, методическое и материально-техническое обеспечение...

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса

    Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...