Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7- 9 класса по ученику Угриновича Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (7,8,9 класс) по теме

содержит нормативные документы, цели и задачи, пояснительную записку, контроль за реализацией программы, методическое и материально-техническое обеспечение

Скачать:


Предварительный просмотр:

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (1 час в неделю)

№ урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Содержание

Цель

Компьютерный практикум

Оборудование

Повторение

Домашнее задание

Контроль

по плану

по факту

1

1

ТБ и ПБ в компьютерном классе.

Ознакомить учащихся с техникой безопасности и пожарной безопасностью во время проведения уроков в компьютерном классе

конспект

Тема 1. Компьютер и программное обеспечение (12 часов)

2

1

История развития вычислительной техники.

Организовать деятельность учащихся по изучению основных этапов развития вычислительной техники.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Перфокарты, электронные лампы, транзисторы.

§ 1.1

3

1

Устройство компьютера.

Организовать деятельность учащихся по изучению устройства компьютера.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Стенд «Устройство компьютера».

§ 1.2.1, 1.2.2

4

1

Устройства ввода/вывода информации.

Организовать деятельность учащихся по изучению устройств вывода и хранения информации.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Стенд «Устройство компьютера»,.

§ 1.2.3

5

1

Компьютерная память

Организовать деятельность учащихся по изучению понятий: память, внутренняя память, внешняя память.

Стенд «Устройство компьютера», дискета, оптические диски, винчестер, флэш-карты.

§ 1.2.4-1.2.5.

6

1

Данные и программы.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятий данные и программы.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

ПК

§ 1.3

7

1

Файлы и файловая система. Файл.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия файл.

Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задание 1.

Дискеты, ПК.

§ 1.4.1-1.4.2.

8

1

Архивация файлов и дефрагментация дисков.

Организовать деятельность учащихся по формированию навыка работы с файловой системой ПК.

Пр. р. № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Задание 3.

Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задания 2, 3.

ПК

Типы файлов.

§ 1.4.3

9

1

Программное обеспечение компьютера.

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей устройства программного обеспечения компьютера.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

ПК

§ 1.3

§ 1.5.1

10

1

Прикладное программное обеспечение.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия прикладное программное обеспечение.

Пр. р. № 4. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.

Пр. р. № 5. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти.

Карточки с тестом, ПК

§ 1.5.2

11

1

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия графический интерфейс.

Пр. р. № 6. Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

ПК

§ 1.5

§ 1.6

12

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия компьютерный вирус и способов защиты от вирусов.

Пр. р. № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

ПК с установленной антивирусной программой

§ 1.7.

13

1

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер и программное обеспечение».

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Компьютер и программное обеспечение».

Карточки с тестом, ПК

К/р

(тесты)

Тема 2. Технология обработки графической информации (18 часов)

14

1

Растровая и векторная графика.

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей растровой и векторной графики.

Пр. р. № 8, Знакомство с графическим интерфейсом и особенностями работы в растровом редакторе Paint.

ПК

§ 2.1.

15

1

Сохранение графических файлов в различных форматах.

Организовать деятельность учащихся по изучению видов форматов графических файлов.

Пр. р. № 10. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.

ПК

§ 2.2.3

16

1

Интерфейс графических редакторов.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия интерфейс графических редакторов.

Пр. р. № 11. Знакомство с интерфейсом графических редакторов Adobe Photoshop и CorelDRAW.

ПК

§ 1.6

§ 2.3.1, 2.3.2

17

1

Палитра цветов. Текстовые инструменты.

Организовать деятельность учащихся по закреплению навыка редактирования изображений в редакторе Adobe Photoshop.

Пр. р. № 12. Редактирование изображений в редакторе Adobe Photoshop.

ПК

§ 2.3.4, 2.3.5

18

1

Редактирование рисунка.

Организовать деятельность учащихся по формированию навыка редактирования изображений в редакторе Adobe Photoshop.

Пр. р. № 12. Редактирование изображений в редакторе Adobe Photoshop.

ПК

§ 2.3.3

19

1

Творческий проект. Создание иллюстрированного альбома на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений по теме «Технология обработки графической информации».

Пр. р. № 13. Создание иллюстрированного альбома с помощью редакторов Microsoft Word и Adobe Photoshop.

ПК

Растровые и векторные графические редакторы.

20

1

Творческий проект. Создание иллюстрированного альбома на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений по теме «Технология обработки графической информации».

Пр. р. № 13. Создание иллюстрированного альбома с помощью редакторов Microsoft Word и Adobe Photoshop.

ПК

21

1

Защита творческого проекта на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по повторению знаний и умений по теме «Технология обработки графической информации».

Пр. р. № 13. Создание иллюстрированного альбома с помощью редакторов Microsoft Word и Adobe Photoshop.

ПК

Защита проекта

22

1

Компьютерные презентации.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия компьютерная презентация.

Пр. р. № 14. Знакомство с готовыми образцами компьютерных презентаций.

ПК, примеры мультимедиа презентаций.

Формы представления информации.

§ 2.5.1

23

1

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению особенностей выбора дизайна презентации и шаблонов оформления.

Пр. р. № 15. Знакомство со способами создания презентаций.

ПК

§ 2.5.2.

Подобрать тему и материал для презентации.

24

1

Использование анимации и звука в презентации.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению особенностей использования в презентации анимации и звука.

Пр. р. № 17. Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.

ПК

Форматы графических файлов.

§ 2.5.3-2,5,4

25

1

Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений по теме «Компьютерные презентации».

Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

ПК

§ 2.5

26

1

Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по формированию навыка работы с приложением Microsoft PowerPoint.

Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

ПК

27

1

Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по закреплению навыка работы с приложением Microsoft PowerPoint.

Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

ПК

Повторить тему «Компьютерные презентации». § 2.5

28

1

Защита творческого проекта на заданную тему.

Организовать деятельность учащихся по повторению знаний и умений по теме «Компьютерные презентации».

Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

ПК

Защита проекта

Тема 3. Информатизация общества (5 часов)

29

1

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия информационные ресурсы общества.

30

1

Этика и право при создании и использовании информации.

Организовать деятельность учащихся по изучению правовых и этических норм при создании и использовании информации.

Пр. р. № 19. Ознакомление с пользовательским соглашением  на сайте www.yandex.ru/info/ agreement.html

Понятие информации

Выучить конспект урока

31

1

Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия информационная безопасность, по ознакомлению с некоторыми законами РФ, обеспечивающими правовую охрану информационных ресурсов.

Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

§ 1.5.3

Повторить главу 1 и 2 учебника.

32

1

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Организовать деятельность учащихся по изучению основных этапов развития средств информационных технологий.

Пр. р. № 20. Создание презентации (буклета, документа Word) по теме «История развития вычислительной техники»

ПК

§ 1.1

33

1

Повторение материала

34

1

Итоговое тестирование за курс 7 класса

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний за курс 7 класса. Выявить уровень качества знаний полученных при изучении предмета «Информатика и ИКТ-7»

Итоговый тест

35

1

Обобщающий урок за курс 7 класса



Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование

8 класс

2 часа в неделю, всего 70 часов в год (1 час – ф.к. + 1 час ш.к.)

№ урока

Календарные сроки

Содержание

Цель

Компьютерный практикум

Компонент

домашнее задание

Контроль знаний

по плану

по факту

ф

ш

1

ТБ и ПБ

Повторение материала за курс 7 класса по теме «Компьютер и программное обеспечение»

+

2

Повторение материала за курс 7 класса по теме «Технология обработки графической информации»

+

3

Диагностическая контрольная работа

Выявить остаточный уровень знаний  за курс 7 класса.

+

КР диагностическая

Тема 1. Информация и информационные процессы (9часов)

4

Информация в природе, обществе и технике. Информация в живой и неживой природе.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия «информация» в живой и неживой природе.

ПР. Ввод текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра

+

§ 1.1.1, 1.1.2

5

Человек и информация.

Организовать деятельность учащихся по изучению видов и свойств информации.

ПР. Ввод текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра

+

§ 1.1.3.

Записи в тетради.

6

Информационные процессы в технике.

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей информационных процессов в технике.

ПР. Ввод текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра

+

§ 1.1.4.

7

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия и видов  свойств знаков и знаковых систем.

ПР. Ввод текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра

+

§ 1.2.1. –

1.2.3.

8

Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия количества информации как меры уменьшения неопределенности знания.

+

§ 1.3.1, 1.3.2.

с. 29. Задания 1.3, 1.4.

9

Определение количества информации

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей определения количества информации

+

§1.3.2.

10

Алфавитный подход к определению количества информации.

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей определения количества информации с помощью алфавитного подхода.

ПР. Вычисление количества информации с помощью приложения Калькулятор.

+

§ 1.3.3.

11-12

Алфавитный подход к определению количества информации.

С/работа №1 «Определение количества информации

+

§ 1.3.3.

С/р №1

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (16 часов)

13

Программная обработка данных на компьютере.

Организовать деятельность учащихся по повторению теоретических сведений по теме «Программная обработка данных на компьютере».

+

§ 2.1.

14

Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

Организовать деятельность учащихся по повторению основных устройств ПК.

+

§ 2.2.1

15

Устройства ввода и вывода информации

Организовать деятельность учащихся по повторению устройств  ввода и вывода информации

+

§ 2.2.2 -2.2.3.

16

Оперативная и долговременная память

Организовать деятельность учащихся по изучению устройств хранения информации.

+

§ 2.2.4- 2.2.5.

17

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия «файл», «файловая система».

ПР. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

+

§ 2.3.1-2.3.2

Реферат «Операционные системы сегодня»

18

Работа с файлами и дисками.

ПР. Форматирование дискеты

+

§ 2.3.3.

19

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

Организовать деятельность учащихся по повторению и систематизации знаний по теме «Программное обеспечение ПК».

+

§2.4.1.

20

Прикладное программное обеспечение.

Организовать деятельность учащихся по повторению и систематизации знаний по теме «Программное обеспечение ПК».

+

§ 2.4.2.

21

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Организовать деятельность учащихся по повторению и систематизации знаний по теме «Графический интерфейс ПК».

ПР. Определение разрешающей способности мыши

+

§ 2.5.

22

Представление информационного пространства с помощью  графического интерфейса.

Организовать деятельность учащихся по формированию навыка работы с графическим интерфейсом ПК.

ПР установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

+

§ 2.6.

23

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Организовать деятельность учащихся по повторению и систематизации знаний по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

ПР Защита от вирусов. Обнаружение и лечение

+

§ 2.7.

Записи в тетради.

24

Правовая охрана программ и данных. Правовая охрана информации. Защита информации

+

§2.8.1-2.8.3

25

Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы

+

§ 2.8.2

26

Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

+

К/работа №2

Тема 3. Среда программирования языка QBasic (17 часа)

27

Программирование на языке QBasic. Введение в программирование.

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка QBasic

+

конспект

28

Система координат языка QBasic

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка QBasic

+

конспект

29

Операторы SCREEN, PSET, COLOR

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка QBasic

ПР. Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

30

Оператор LINE

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка QBasic

ПР. Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

Конспект, задачи

31

Оператор CIRCLE, PAINT

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

32

Зачетная работа «Графические объекты в интегрированной среде языка QBasic»

Обеспечить проверку и оценку знаний и умений учащихся по теме «Графические объекты в интегрированной среде языка QBasic».

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

Зачёт

33

Ввод и вывод данных. Арифметические выражения.

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

34

Переменная

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

35

Решение задач

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

36

Оператор PRINT

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

37

Решение задач. Сам. Раб.

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

Самостоят. работа №2

38

Оператор INPUT

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

39

Решение задач

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

40

Условный оператор «IF…THEN…ELSE»

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

41

Решение задач

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

42

Оператор цикла «FOR…NEXT»

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

43

Решение задач. Сам. работа 

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

конспект

Самосоят. работа №3

44-46

Графические объекты в цикле

Организовать деятельность учащихся по изучению среды программирования языка

Работа в интегрированной среде языка QBasic

+

47

Контрольная работа №3 «Среда языка программирования языка  QBasic»

+

КР №3

Тема 4. Коммуникационные технологии  (21 час)

48

Передача информации. Локальные сети.

Познакомить учащихся с видами компьютерных сетей.

ПР Предоставление доступа

к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.

+

§3.1-  3.2

49

Состав Интернета. Адресация в Интернете

Рассмотреть состав Интернета, вопросы адресации в Интернете.

ПР  Подключение к Интернету.

+

§3.3.1.- 3.3.2.

50

Маршрутизация и транспортировка данных

по компьютерным сетям.

Познакомить с маршрутизацией и транспортировкой данных

по компьютерным сетям.

ПР  География Интернета.

+

§3.3.3.

51

Всемирная паутина

Рассмотреть особенности Всемирной паутины

ПР Путешествие по Всемирной паутине

+

§3.4.1.

52-53

Электронная почта. Работа с электронной почтой.

Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Интернета. Научить работе с электронной почтой.

ПР Работа с электронной почтой.

+

+

§3.4.2.

54

Файловые архивы

Рассмотреть принципы работы с файловыми архивами.

ПР  Загрузка файлов

из Интернета

+

§3.4.3.

55

Общение в Интернете Мобильный Интернет

Научить общению в Интернете с помощью чата, форума. Рассмотреть возможности мобильного общения в Интернете

+

§3.4.4. 3.4.5.

56

Звук и видео в Интернете

Привести примеры и организовать самостоятельное изучение звукового и видео-содержания на Web-страницах.

+

§3.4.6.

57

Поиск информации в Интернете.

Познакомить с основами осуществления поиска информации в Интернете.

ПР Поиск информации в Интернете

+

§3.5.-3.6.

58

Контрольная работа №4 «Компьютерные коммуникации»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по теме «Компьютерные коммуникации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

+

Контрольная работа №4 – (on-line тест)

59

Web-страницы и Web-сайты, структура Web-страницы

Изучить особенности дизайна, правила оформления Web-страниц и Web-сайтов,  рассмотреть структуру Web-страницы.

+

§3.7.1-3.7.2.

60-61

Форматирование текста на Web-странице.

Научить форматировать текст на Web-странице.

ПР Разработка сайта

с использованием языка разметки текста НТМL.

+

+

§3.7.3.

62-63

Вставка изображений в Web-страницы.

Научить вставке изображений в Web-страницы.

+

+

§3.7.4.

64-65

Гиперссылки на Web-страницах.

Формировать умение оптимизировать навигацию по проекту, оформлять поисковые возможности сайта.

+

+

§3.7.5.

66

Списки на Web-страницах.

Научить вставке списков в Web-страницы

+

§3.7.6.

67-68

Интерактивные формы на Web-страницах.

Рассмотреть способы создания интерактивных форм на Web-страницах.

+

+

§3.7.7.

69

Защита сайта

Контроль знаний и умений по разработке и построению сайта

+

+

Защита сайта

Обобщающее повторение (3 часа)

70

Итоговое тестирование за курс 8 класса

Проверить уровень качества знаний учащихся за курс 8 класса.

+

Итоговое тестирование



Предварительный просмотр:

7. Календарно-тематическое планирование

9 класс

2 часа в неделю, 70 часов в год (федеральный компонент)

№ урока

Календарные сроки

Содержание

Цель

Компьютерный практикум

Домашнее задание

Контроль знаний

по плану

по факту

1

ТБ и ПБ при работе в компьютерном классе. Повторение материала за курс 8 класса

Актуализация знаний учащихся по теме: «Количество информации как мера уменьшения неопределенности»

2

Повторение материала за курс 8 класса

Актуализация знаний учащихся по теме: «Определение количества информации»

3

Повторение материала за курс 8 класса

Актуализация знаний учащихся по теме: «Виды представления информации»

4

Диагностическая контрольная работа

Выявить остаточный уровень знаний по информатике и ИКТ за курс 8 класса.

диагностическая

контр.  раб.

Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 11часов

5

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Решение задач.

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятии: пиксель, разрешающая способность экрана, глубина цвета

§ 1.1.1 –

6

Растровое изображение на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о параметрах экрана монитора, изучению и закреплению знаний о формировании палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

ПР №1.1. Кодирование графической информации

§ 1.1.2. – 1.1.3

7

Растровая и векторная графика. Растровая графика. Растровая графика

Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: растровые изображения, форматы растровых графических файлов.

§ 1.2.1

.

8

Векторная графика

Познакомить учащихся с возможностями векторного редактора OpenOffice.org Draw

§ 1.2.2.

9

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

Организовать деятельность учащихся по использованию технологии рисования графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

§ 1.3.1

10

Инструменты рисования и приёмы редактирования изображений в растровых графических редакторах

Организовать деятельность учащихся по использованию технологии создания и редактирования рисунков в растровых графических редакторах

ПР № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

§1.3.2

11

Работа с объектами и редактирование изображения в векторных графических редакторах

Организовать деятельность учащихся по использованию технологии создания и редактирования  объектов в векторных графических редакторах

ПР №1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

§1.3.3 – 1.3.4

12

Растровая и векторная анимация

Организовать деятельность учащихся по использованию технологии создания компьютерной анимации

ПР №1.4. Создание GIF- и flash-анимации

§1.4

13

Кодирование и обработка звуковой информации

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятий: амплитуда, частота, громкость, тон звука, частота дискретизации, глубина кодирования звука.

ПР №1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

§1.5

14

Цифровое фото и видео

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятии: цифровая фотография, цифровое видео, потоковое видео.

ПР №1.6 Захват и редактирова-ние цифрового фото и создание слайд-шоу

§1.6

15

Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

КР №1

Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 10 часов

16

Кодирование текстовой информации.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с различными типами кодировки текстовой информации (двоичная, десятичная, КОИ-8, Windows, MS-DOS)

ПР №2.1 Кодирование текстовой информации

§ 2.1.

17

Создание текстовых документов

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению со способами создания текстовых документов,  выбором параметров страницы.

§ 2.2.1, 2.2.2.

18-19

Ввод и редактирование документа

Организовать деятельность учащихся по работе в текстовом редакторе: ввод текста, вставка формул, изображений и других объектов в документ; способами редактирования фрагментов документа.

ПР №2.2 Вставка в документ формул

§ 2.2.3.

20

Сохранение и печать документов

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с процессом сохранения документов, выбора формата файла, печатью документов.

§ 2.2.4, 2.2.5.

21

Форматирование документа

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с параметрами, определяющими внешний вид символа, абзаца для применения форматирования

ПР № 2.3. Форматирование символов и абзацев

§ 2.3.1.

22

Нумерованные и маркированные списки

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с различными видами списков

ПР № 2.4. Создание и форматирование списков

§ 2.3.2, 2.3.3.

23

Преобразование текста в таблицы.

Организовать деятельность учащихся по созданию, редактированию и форматированию таблиц

ПР № 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными

§2.4.1.

24

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Система оптического распознования документов

Познакомить учащихся с преимуществами компьютерных словарей перед традиционными, различиями с технологиями распознавания текста в растровых и векторных редакторах.

ПР № 2.6. «Компьютерные словари»

§ 2.4.2.

25

Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Кодирование и обработка текстовой информации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

КР №2

Тема 3. Кодирование и обработка числовой  информации –12 часов

26-27

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия систем счисления, по формированию навыка перевода чисел в позиционных системах счисления.

ПР № 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

§ 3.1.1.

28-29

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил выполнения арифметических операций в ПСС.

§ 3.1.2.

30

Самостоятельная работа №1 «Кодирование числовой информации в различных  системах счисления».

СР №1

31

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных параметров электронных таблиц.

§ 3.2.1

32

Основные типы и форматы  данных.

Организовать деятельность учащихся по изучению основных типов данных, вводимых в таблицу.

§ 3.2.2

33

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Организовать деятельность учащихся по формированию навыка заполнения электронных таблиц  Microsoft Excel.

ПР № 3.2. Относительные смешанные и абсолютные ссылки в электронных таблицах

§ 3.2.3

34

Встроенные функции.

Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей использования встроенных функций.

ПР № 3.3 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

§ 3.2.4

35-36

Построение диаграмм и графиков.

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных параметров диаграмм, формированию навыка построения диаграмм в таблицах Microsoft Excel.

ПР № 3.4 Построение диаграмм различных типов

§ 3.3

37

Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации  в табличном процессоре  MS Excel»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Кодирование и обработка числовой информации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

КР №3

Тема 4. Хранение, обработка и сортировка  информации – 6 часов

38

Хранение информации. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

§ 3.4.1 – 3.4.2

39

Создание структуры БД и заполнение её данными

Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа

ПР Создание и редактирование базы данных Записная книжка»

конспект

40

Создание формы БД

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

ПР Создание формы по реляционной БД

конспект

41

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД

ПР № 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

конспект

42

Критерии выборки данных.

конспект

43

Самостоятельная работа № 2 «Хранение, обработка и сортировка  информации»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Хранение, обработка и сортировка  информации». Выявить пробелы в материале изученной темы.

СР №2

              Тема 5. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования –14 часов

44

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению понятии: алгоритм, свойства алгоритма, исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд)

§ 4.1.1

45

Блок-схемы алгоритмов

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению способов записи алгоритмов, записи алгоритмов с помощью блок-схем

§ 4.1.2

46

Выполнение алгоритмов компьютером

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ)

§ 4.1.3

47

Кодирование основных типов алгоритмических структур. Линейный алгоритм

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмической конструкции «следование»

§ 4.2.1

48

Алгоритмическая структура «ветвление»

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмической конструкции «ветвление»

§ 4.2.2

49

Алгоритмическая структура «выбор»

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмической конструкции «выбор»

§ 4.2.3

50

Алгоритмическая структура «цикл»

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмической конструкции «цикл»

§ 4.2.4

51

Переменные: тип, имя, значение

Организовать деятельность учащихся по изучению алгоритмов работы с величинами: типы, имя, значение данных; ввод и вывод данных

§ 4.3

52

Арифметические, строковые и логические выражения

Организовать деятельность учащихся по изучению арифметических, строковых и логических выражений

ПР. Выполнение арифметических, строковых и логических операций над переменными

§ 4.4

ПР

53

Функции в языках о-о и алгоритмического программирования

Организовать деятельность учащихся по изучению языков программирования, их классификации, правил представления данных. Назначение элементов интерфейса

§ 4.5.

54-56

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

Организовать деятельность учащихся по изучению основных понятий объектно-ориентированного программирования: проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование – отладка – тестирование

ПР № 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

ПР № 4.2. Проект  «Переменные».

ПР № 4.3. Проект «Калькулятор»

§ 4.6.

ПР

ПР

ПР

57

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентиро-ванного программирования»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». Выявить пробелы в материале изученной темы.

КР №4

Тема 6. Моделирование и формализация – 9 часов

58

Окружающий мир как иерархическая система

Познакомить учащихся с системным подходом к окружающему миру

§ 5.1.

59

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания

Организовать деятельность учащихся по изучению  основных понятий моделирования

§5.2.1

60

Материальные и информационные модели

Познакомить учащихся с видами и типами моделей

§ 5.2.2

61

Формализация и  визуализация информационных моделей

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов

§5.2.3

62

Основные этапы разработки  и исследования моделей на компьютере

Познакомить учащихся с основными этапами разработки и исследовании моделей на компьютере

§5.3

63

Приближение и исследование физических моделей. Приближённое решение уравнений.

Организовать работу учащихся для формирования и развития исследовательских навыков учащихся; создать условия для освоения технологии моделирования  в среде табличного процессора.

ПР № 5.1 Бросание мячика на площадку в электронных таблицах

§5.4 – 5.5

64

Экспертные системы распознавания химических веществ

Научить создавать компьютерные модели экспертных систем

ПР № 5.3 Распознавание удобрений

§5.6

65

Информационные модели управления объектами

Сформировать представление об информационной модели систем управления; организовать работу учащихся для формирования умения строить  и описывать модели систем управления

ПР № 5.4 Модели системного управления

§ 5.7

66

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный по модулю «Моделирование и формализация». Выявить пробелы в материале изученной темы.

КР №5

(тест)

Тема 6: Информатизация общества – 2 часа

67

Информационное общество

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия информационное общество.

§ 6.1

68

Информационная культура. Перспективы развития ИКТ.

Организовать деятельность учащихся по изучению понятия информационная культура. Рассмотреть перспективы развития ИКТ

§  6.2 – 6.3

69

Итоговое тестирование за курс основной школы

Проверить уровень качества знаний учащихся, полученный за курс основной средней школы.

Итоговый тест

70

Обобщающий урок



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Рассмотрено

на заседании МО

точных наук

Протокол №____от ________2011

Рук. МО _________

Согласовано  

на заседании МС

Протокол №____от _______2011

Руководитель МС:
____________  

«Утверждаю»

  Директор школы

 ____________

«_____» __________2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предмет                                           Информатика и ИКТ                

Класс                                                 7 – 8 - 9

Образовательная область             математика

Учитель                                            Кудряшова Г.Г.

Количество часов                           7 класс – 35 часов (1 час в неделю)
                                                          8 – 9 класс 70 часов  (2 ч. в неделю)

п. Шолоховский

2011-2012 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Нормативные документы ……………………………………………………..

3

  1. Цели изучения курса…………………………………………………………...

3

  1. Пояснительная записка ……..…………………………………………………

4

  1. Планирование по разделам …………………………………………………...

6

  1. Календарно-тематическое планирование 7 класс…………………………...

12

  1. Календарно-тематическое планирование 8 класс ……………………….….

15

  1. Календарно-тематическое планирование 9 класс……………………….…..

22

  1. Контроль реализации программы ……………………………………………

29

  1. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………..

30

  1. Дополнительная литература ……………………………………….…………

30

  1. Материально-техническое обеспечение …………………………………….

31

  1. Итоговый контроль ……………………………………………………………

31

  1. КИМы …………………………………………………………………………..

32

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон РФ «ОБ образовании»

2

Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области»

3

Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»

4

Приказ МО РО от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

5

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям

6

Авторская программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) под редакцией профессора Макаровой Н.В.(системно-информационная концепция), 2007 г.

2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Общеучебные

  1. Воспитание  осознанного отношения  к будущей профессии;
  2. расширение информационного и технического кругозора;
  3. формирование общечеловеческих  ценностей, культуры профессионального обучения, стремление  к совершенствованию и творческой деятельности.

Предметно-ориентированные

  1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях и отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. развитие  логического и аналитического  мышления.
  5. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  6. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7-8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов  и на уроках обобщения и применения знаний, а также в виде защиты проектов.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 7-8-9 классе ориентировано на использование учебников: Н.Д. Угринович «Информатика. 7 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г., Н.Д. Угринович «Информатика. 8 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г. Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» под редакцией Угриновича Н.Д. входят:

  1. учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 7 класс» – Москва, БИНОМ, 2009 г.;
  2. учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ, 2009 г.;
  3. учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2009 г.;
  4. методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  5. Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Методическое пособие 7-11 классы.
  2. Плакаты 7-9 классы.
  3. Журнал «Информатика в школе»
  4. «Информатика», приложение к газете «1 сентября»
  5. Сайт www.prosv.ru (рубрика «Информатика»)
  6. Интернет - школа Просвещение.ru
  7. Тексты тестов.
  8. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2005.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования "Информатика и ИКТ" представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов, но, за счет компонента образовательного учреждения на изучение предмета к федеральному компоненту добавлено: 1 час в 7 классе и 1 час в 8 классе. Таким образом, на изучение предмета "Информатика и ИКТ" отводится: в 7 классе 1 час в неделю (35 часов в год), в 8 классе 2 часа в неделю (70 часов в год) и в 9 классе 2 часа в неделю (70 часов в год). Всего за 3 года обучения в основной школе по базовому курсу «Информатики и ИКТ» отводится 170 часов.

Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики.

В 7-м классе (1 час за счёт  школьного компонента) учащиеся начинают осваивать базовый уровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления, происходит первое знакомство с аппаратной частью компьютера и программным обеспечением, учащиеся знакомятся с технологией обработки графической информации, разработкой и созданием творческих проектов в приложении MS PowerPoint, а также знакомятся с информационной безопасностью, правовой охраной информационных ресурсов.

В 8-м классе (1 час федеральный компонент + 1 час школьный компонент)  более детально изучается аппаратная часть компьютера и основы кодирования, происходит знакомство с информационными процессами, осваивается  объектно-ориентированный подход  к разработке программ в среде QBasic (за счет часов школьного компонента), изучаются компьютерные коммуникации: виды сетей, работа в Интернете (ввиду отсутствия в школе сети Интернет работа по модулю носит ознакомительный характер), происходит первоначальное знакомство с языком разметки гипертекста HTML на примере построения простейшего Web-сайта.

В 9-м классе (федеральный компонент) учащиеся  в процессе кодирования и обработки графической, текстовой и числовой информации учатся работать с пакетом приложений MS Office: Word, Excel, Access. Учащиеся осваивают основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования, знакомятся с моделированием, формализацией и визуализацией информационных моделей.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ

(содержательным линиям)

Содержательные линии

(разделы)

Знания

(учащиеся должны знать)

Умения

(учащиеся должны уметь)

Компьютер и программное обеспечение

  1. о внутренних устройствах, обеспечивающих  работу компьютера;
  2. характеристики основных внутренних устройств компьютера.
  3. программный принцип  работы компьютера;
  4. функции операционной системы;
  5. типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.
  6. определение файла;
  7. возможности работы с файлами, основные действия с ними (создание сохранение, перенос, удаление);
  8. о необходимости проверки файлов на наличие вирусов.
  9. основные элементы рабочего стола, различие между значками и ярлыками.
  1. включать и выключать компьютер;
  2. получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной  емкости дисков, их сходство и различие;
  3. вставлять сменные диски в накопители;
  4. выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки);
  5. просматривать на экране каталоги диска;
  6. проверять файлы  на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях;
  7. создавать папки;
  8. создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы;
  9. вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши;
  10. пользоваться справочной системой.

Технология обработки графической информации

  1. иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр);
  2. виды компьютерной графики, их сходства и отличия;
  3. возможности графических редакторов;
  4. основные режимы работы графических редакторов;
  5. иметь представление об интерфейсах графических редакторов;
  6. знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки;
  7. области применения разных графических форматов.
  8. иметь представление о понятии «компьютерная презентация»
  9. уметь самостоятельно применять знания и умения при построении компьютерной презентации
  1. создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора;
  2. использовать готовые примитивы и шаблоны;
  3. конструировать объекты;
  4. производить геометрические преобразования изображения.
  5. с помощью сканера осуществлять ввод изображения;
  6. использовать готовые  графические объекты для создания сложных объектов;
  7. редактировать объекты, полученные путем сканирования;
  8. создавать изображения с использованием графической панели;
  9. работать с приложением MS PowerPoint по созданию и разработки компьютерной презентации с  применением анимации и звука

Информатизация общества

  1. иметь представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
  2. знать основные информационные ресурсы общества
  3. иметь представление о правовой охране информационных ресурсов.
  4. знать различия лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы
  1. уметь выполнять оценку скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи;
  2. защиту информации от компьютерных вирусов;
  3. установку лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Понятие об информации

  1. понятие информации и её основные свойства
  2. виды органолептической информации
  1. приводить примеры различной информации
  2. приводить характеристику свойств информации на примерах

Представление информации

  1. основные формы представления информации
  1. назначение языка, кода и кодирования информации
  2. основные единицы измерения объёма  информации
  3. способы кодирования в компьютере разного вида информации
  4. алфавитный подход к определению количества информации
  1. кодировать текст с помощью какого-либо способа
  1. определять объем информации в любом тексте при кодировании в кодах ASCII
  2. решать задачи на определение количества информации
  3. вычислять количество информации при помощи приложения калькулятор

Кодирование и обработка числовой информации

  1. виды систем счисления
  2. иметь понятие о переводе чисел в позиционные с/с
  3. знать алгоритм перевода чисел в позиционных с/с
  4. знать правила арифметических действий в позиционных с/с
  1. переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую
  2. выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления

Информационная деятельность человека

  1. основные виды информационной деятельности человека
  2. роль технических устройств на разных этапах работы человека с информацией
  3. схемы передачи и назначение носителей информации
  4. основные средства защиты информации

  1. приводить примеры информацион-ной деятельности человека
  2. приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией
  3. приводить примеры носителей информации
  4. приводить примеры способов защиты информации

Информационные процессы

  1. понятие информационного процесса
  1. понятие информационной технологии и основные этапы её развития
  2. роль технических средств в информационных процессах
  1. приводить примеры информационных процессов в обществе, природе, технике
  1. приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии

Информационная модель объекта

  1. понятие модели объекта;
  1. почему до создания модели важно определить цель;
  2. таблица – форма представления модели

  1. приводить      примеры      материаль-ных      и нематериальных моделей;
  1. формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
  2. выделять соответствующие цели характеристики объекта        соответствующие        цели характеристики объекта;
  3. представлять       информационную       модель объекта в виде таблицы;

Классификация моделей

  1. основные виды классификации моделей;
  1. основные признаки классификации моделей;
  2. характеристику каждого класса моделей
  1. приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
  1. приводить примеры моделей в жизни;

Основные этапы моделирования

  1. назначение моделирования;
  1. основные типы задач моделирования;
  2. основные этапы моделирования и последовательность их выполнения
  1. разрабатывать поэтапную схему

         моделирования для любой задачи;

  1. задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе её постановки;
  2. создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

Основы алгоритмизации

  1. назначение алгоритма и его определение;
  2. свойства алгоритма
  3. формы представления алгоритма;
  4. типовые алгоритмические конструкции;
  5. представление алгоритма в виде блок-схемы;
  6. основные стадии разработки алгоритма
  1. приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
  2. составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;
  3. разрабатывать циклические алгоритмы на основе различных видов циклов

Представление о программе

  1. понятие программы и программного обеспечения;
  2. отличие программы от алгоритма;
  3. назначение системного программного обеспечения;
  4. назначение прикладного программного обеспечения
  5. назначение инструментария программирования
  1. классифицировать программы;
  2. объяснять различие процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей среды

Общая характеристика прикладной среды

  1. назначение и особенности прикладных сред Windows
  2. структура и основные объекты типового интерфейса  прикладной среды
  3. технологии обмена данными для создания составных документов
  4. понятие форматирования и его уровней
  5. основные действия по редактированию и форматированию документа и его объекта
  1. рассказывать, как применяются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов
  2. приводить примеры использования конкретной технологии обмена данными

Прикладная среда графического

 редактора Paint

  1. возможности графического редактора и назначение управляющих элементов
  2. особенности растровой и векторной графики
  3. основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков
  4. технологию создания и редактирования графических объектов
  1. создавать и редактировать любой графический объект
  2. осуществлять действия, как с фрагментом, так и с рисунком в целом

Прикладная среда текстового редактора Word

  1. иметь представление о макете текстового документа
  2. основные объекты текстовых документов и их параметры
  3. технологию создания и редакти-рования текстового документа
  4. технологию копирования, перемещения и удаления текстового объекта с помощью буфера обмена
  5. технологию форматирования текста
  1. создавать и редактировать текстовый документ
  2. владеть операциями редактирования текста
  3. владеть операциями форматирования текста
  4. создавать списки, колонтитулы, многоколоночный текст
  5. создавать текст в форме таблицы
  6. подготавливать текст к печати
  7. создавать в тексте графические объекты
  8. создавать и редактировать формулы

Прикладная среда табличного

 редактора Excel

  1. назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  2. объекты электронной таблицы и их характеристики;
  3. типы данных электронной таблицы;
  4. технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
  5. правила записи формулы, функции;
  6. технологию создания и редактирования диаграмм.
  1. создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее дан ными;
  2. редактировать любой фрагмент электронной таблицы;
  3. записывать формулы
  4. использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;
  5. создавать и редактировать диаграмму;

Прикладная среда редактора Access

  1. понятие базы данных и ее основных элементов;
  2. структуру интерфейса СУБД;
  3. классификацию и назначение инструментов СУБД;
  4. технологию создания и редактирования базы данных;
  5. технологию поиска и замены данных, сортировки, группи ровки, фильтрации, введения вычисляемого поля;
  6. назначение и технологию создания формы;
  7. назначение отчета и технологию его создания.
  1. создавать и редактировать структуру базы данных;
  2. заполнять созданную структуру данными и редактиро вать их;
  3. просматривать базу данных в режиме списка и формы;
  4. форматировать поля базы данных;
  5. создавать и редактировать форму
  6. создавать фильтры и осуществлять выборку данных;
  7. создавать отчет по базе данных.

Коммуникации в глобальной сети

Интернет  

  1. назначение и роль Интернета в развитии общества;
  2. назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
  3. понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
  4. технологию поиска информации в Интернете.
  5. иметь представление об электронной почте и правилах фор мирования адреса;
  6. технологию организации телеконференции
  1. работать в браузере;
  2. сформировать адрес в сети;
  3. искать информацию по известным адресам и с помощью по исковых систем;
  4. пользоваться электронной почтой, выполняя все необходи мые операции с сообщением.

Среда программирования QBasic

  1. основные виды и типы величин
  2. назначение операторов ввода/вывода, графических операторов
  3. правила оформление программы
  4. последовательность выполнения программ
  5. представление о массивах, виды массивов
  1. составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы
  2. составлять несложные программы обработки одномерных массивов
  3. находить и исправлять ошибки в готовой программе

Представление о процессоре

  1. понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
  2. основные этапы обработки информации;
  3. назначение и основные характеристики микропроцессора.

Устройство памяти

  1. классификацию видов памяти компьютера;
  2. понятия носителя, устройств внешней памяти;
  3. понятие форматирования диска;
  4. характеристику и основной физический принцип организа ции работы внутренней памяти;
  5. характеристику и основной физический принцип организа ции работы памяти па магнитных носителях;
  6. характеристику и основной физический принцип организа ции работы оптической памяти.
  1. объяснить отличие одного вида памяти от другого;
  2. сравнивать различные виды памяти по основным характе ристикам

Устройства ввода информации

  1. классификацию устройств ввода информации;
  2. назначение драйвера устройства;
  3. понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;
  4. характеристику каждого класса устройств ввода.
  1. свободно работать на клавиатуре компьютера;
  2. выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и его установку в компьютере.

Устройства вывода информации

  1. классификацию устройств вывода информации;
  2. основные характеристики мониторов;
  3. основные характеристики и принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров;
  4. основные характеристики и виды плоттеров.
  1. ориентироваться в характеристиках устройств вывода;
  2. выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и его установку в компьютере.

Взаимодействие устройств компьютера

  1. базовую структурную схему компьютера;
  2. назначение системного блока и системной платы;
  3. характеристику системной шипы;
  4. назначение портов, слотов;
  5. принцип открытой архитектуры компьютера.

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей

  1. классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;
  2. характеристики каналов связи;
  3. назначение сетевых адаптеров и модемов;
  4. понятие протокола передачи данных

Логические основы построения компьютера

  1. что такое высказывание;
  2. таблицы истинности основных логических операций: НЕ, ИЛИ, И, ЕСЛИ..., ТО..., эквивалентность;
  3. правила построения таблиц истинности сложных логиче ских выражений;
  4. правила определения логического выражения по, таблице истинности;
  5. что такое логические элементы компьютера и как они ис пользуются при проектировании схем.
  1. написать таблицу истинности для основных логических операций;
  2. построить таблицу истинности для логического выражения;
  3. записать логическое выражение па основе таблицы истин ности.

История развития компьютерной техники

  1. историю развития компьютерной техники;
  2. перспективы развития компьютерной техники.
  1. рассказать о характерных особенностях каждого этапа раз вития компьютерной техники;
  2. привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поко лений.

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

  1. классификацию современного парка компьютеров;
  2. основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров;
  3. характеристики класса больших компьютеров;
  4. характеристики класса малых компьютеров;
  5. иметь представление о сервере и его типах;
  6. иметь представление о суперкомпьютере

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7-8-9  класс

(прилагается отдельными файлами)

8. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

рабо-ты

Дата

проведения

Вид работы

Тема

7 класс

1

Контрольная работа №1(тесты)

Компьютер и программное обеспечение

2

Защита проекта

Технология обработки  векторной графической информации

3

Защита творческого проекта

Компьютерные презентации

4

Итоговое тестирование

8 класс

1

Диагностическая контрольная работа

2

Самостоятельная работа №1

Определение количества текстовой информации

3

Контрольная работа №2

Компьютер как универсальное средство обработки информации»

4

Зачётная работа

Графические объекты в интегрированной среде QBasic

5

Самостоятельная работа №2

Решение задач в интегрированной среде  QBasic

6

Самостоятельная работа №3

Решение задач. Циклы и ветвление  в интегрированной среде  QBasic

7

Контрольная работа №3

Языковая среда программирования  QBasic

8

Контрольная работа №4

Компьютерные коммуникации

9

Защита сайта

10

Итоговое тестирование

9 класс

1

Диагностическая контрольная

работа

2

Контрольная работа № 1

Кодирование и обработка графической информации

3

Контрольная работа № 2

Кодирование и обработка текстовой информации

Самостоятельная работа №1

Кодирование и обработка числовой информации в различных системах счисления

4

Контрольная  работа № 3

Кодирование и обработка числовой информации в табличном процессоре MS Excel

Самостоятельная работа №2

Хранение, обработка и сортировка информации в редакторе MS Access

5

 Контрольная работа № 4

Основы алгоритмизации и программирования

6

Контрольная работа № 5

Моделирование и формализация

7

Итоговое тестирование

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение базового уровня преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ» представлено учебно-методическим комплектом:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ. Базовый курс.

Учебник 7 класс.

2009

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

2

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ. Базовый курс.

Учебник 8 класс.

2009

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

3

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ. Базовый курс.

Учебник 9 класс.

2009

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

4

Н.Д. Угринович

Методическое пособие для учителя. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (с CD-диском)

2005

БИНОМ. Лаборатория знаний

5

Макарова Н.В.

Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)

2007

СПб.: Питер, 2007

6

Макарова Н.В.

Информатика и ИКТ. Практикум.8-9 класс

2008

СПб.: Питер, 2008

7

Макарова Н.В.

Информатики и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс.  Базовый уровень

2008

СПб.: Питер, 2008

8

Макарова Н.В.

Информатики и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира

2008

СПб.: Питер, 2008

9

Макарова Н.В.

Информатики и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Основы алгоритмизации и программирования

2008

СПб.: Питер, 2008

10

Макарова Н.В.

Информатики и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое и программное обеспечение информационных процессов

2008

СПб.: Питер, 2008

11

Макарова Н.В.

Подготовка к ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ».

2008

СПб.: Питер, 2008

12

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.

Задачник-практикум по информатике: учебное пособие для средней школы (1-2 том)

2005

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

13

Семакин И.Г., Вараксин Г.С.

Структурированный конспект базового курса

2007

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

14

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.

Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие

2006

М.:БИНОМ. Лаб. знаний

10. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторы

Название

Год изд.

Издательство

1

Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев

Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ»

2008

Москва, Дрофа

2

Кузнецов А.А., Пугач В.И. и др.

Информатика. Тестовые задания

2003

М.:БИНОМ. Лабор. знаний

3

С.Е. Щикот, Крамаров С.О. Перепелкин В.В.

Комплексные тестовые упражнения по информатике

2005

Ростов н/Д: «Феникс»

4

А.Х. Шелепаева

Поурочные разработки по информатике 8-9 класс

2005

М.: «ВАКО»

5

Гусева И.Ю.

Информатика в схемах и таблицах

2005

СПб. Изд. «Тригон»

6

Плакаты

Информатика и ИКТ

7

CD-диск

Обучающий курс «Изучаем MS Word»

8

CD-диск

Обучающий курс «Изучаем MS Excel»

7

CD-диск

Обучающий курс «Изучаем MS Access»

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.
  1. Медиотека
  2. Демонстрационные плакаты «Информатика и ИКТ», «Информация и информационные процессы»
  3. Принтер, сканер, акустическая система
  4. Компьютерный класс: рабочее место учащегося, рабочее место учителя
  5. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска
  6. Программное обеспечение является стандартным для большинства ОУ и ориентировано на программные продукты компании Microsoft:
  1. Операционная система Windows XP
  2. Графический редактор Paint
  3. Текстовый процессор Word
  4. Табличный процессор Excel
  5. Система управления базой данных Access
  6. Браузер Internet Explorer
  7. Среда программирования QBasic

12. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

  1. Итоговый контроль за курс «Информатика и ИКТ» 7-9 класс предлагается в виде экзамена.

Экзамен сдается в традиционной форме – по билетам

Для проверки качества усвоенных знаний по базовому курсу «Информатика и ИКТ» используется 20 билетов, которые состоят из 2-х вопросов:

  1. теоретический
  2. практическая работа на компьютере
  1. По желанию учащиеся могут выбрать экзамен в форме и по материалам ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса (Н.Д. Угринович)

Пояснительная  записка + тематическое планирование к учебнику Н.Д. Угриновичу "Информатика и ИКТ. 8 класс".Программа расчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса по учебнику Угриновича Н.Д.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, цели изучения предмета, требования к уровню подготовки учащихся, тематический и календарно-тематический планы....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 - 9 класс Н.Д. Угринович

Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 8-9 класса, тип – общеобразовательная,  тип учебного заведения - общеобразовательная школа.Количество часов в год:Для 8 класса - 34 часа...

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" 8-9 класс, по учебнику Угриновича Н.Д., (базовый уровень)

рабочая программа  по информатике и ИКТ ( Н.Д. Угринович) 8-9 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович Н.Д.)1.      Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс профильный уровень (Угринович ...

Рабочая программа по информатике ФГОС ООО для 7 класса по учебнику Угринович Н.Д.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Угринович Н.Д. и соостветствует требованиям ФГОС ООО. Программа расчитана на 1 час в неделю (35 часов в год)....

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" для 9 класса (Н.Д.Угринович)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)» составлена на основе  федерального  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной ...