Родительское собрание "Особенности адаптации пятиклассников"
презентация к уроку (5 класс) на тему

Зинкина Марина Александровна
—оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
—ознакомить с психологическими периодами адаптации;
— выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «Особенности адаптации пятиклассников». Зинкина Марина Александровна Учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №39» г. Брянска

Слайд 2

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи: ознакомить с психологическими периодами адаптации; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Слайд 3

Адапта́ция ( adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В период школьной жизни существуют три этапа которые связаны с адаптацией: 1. адаптация первоклассников 2. адаптация пятиклассников 3. адаптация десятиклассников

Слайд 4

Основные виды деятельности человека в период «детство - юность » Дошкольник – игра Младший школьник – учение Подросток – отношение со сверстниками, самоутверждение

Слайд 5

В большинстве случаев сами пятикласники указывают,что в школе стало сложнее. Потому что: Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); Непривычное расписание (новый режим); Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; Новые дети в классе; Новый классный руководитель; В средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; Проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или туалетной комнате).

Слайд 6

Проблемы школьной адаптации 1. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ Переход в 5-й класс МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО других ребят МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей Начальная школа: ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

Слайд 7

2. ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей – совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

Слайд 8

3. ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? -Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы – вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает ребенка к миру взрослых. -Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте по началу выполнение домашних заданий. - Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причины появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Слайд 9

4. ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Слайд 10

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся на саму учебную ситуацию.

Слайд 11

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Слайд 12

Признаки успешной адаптации: -у довлетворенность ребенка процессом обучения; -ребенок легко справляется с программой; -степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; -удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации : - усталый, утомленный внешний вид ребенка; -нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне; -стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; -нежелания выполнять домашние задания; -негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; -жалобы на те или иные события связанные со школой; -беспокойный сон; -трудности утреннего пробуждения, вялость; -постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 13

Какими должны быть пятиклассники: Уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; Уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно решать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их, помогать родителям; Уметь общаться с продавцом, врачом и т.д. Уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В 5 КЛАССЕ (22) 1.ТЕБЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ? НРАВИТСЯ 20 НЕНРАВИТСЯ 2 2. УТРОМ КОГДА ТЫ ПРОСЫПАЕШЬСЯ, ТЫ ВСЕГДА С РАДОСТЬЮ ИДЕШЬ В ШКОЛУ? ИДУ С РАДОСТЬЮ 6 БЫВАЕТ РАЗНОЕ 16 3. ЕСЛИ БЫ УЧИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ЗАВТРА В ШКОЛУ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИХОДИТЬ ВСЕМ, ЖЕЛАЮЩИЕ МОГУТ ОСТАТЬСЯ ДОМА, ТЫ ПОШЕЛ БЫ В ШКОЛУ ИЛИ ОСТАЛСЯ ДОМА? ПОШЕЛ БЫ В ШКОЛУ 6 НЕ ЗНАЮ 8 ОСТАЛСЯ БЫ ДОМА 8 4.ТЕБЕ НРАВИТСЯ, КОГДА У ВАС ОТМЕНЯЮТ КАКИЕ-НИБУДЬ УРОКИ? НРАВИТСЯ 11 НЕ НРАВИТСЯ 0 БЫВАЕТ ПО РАЗНОМУ 11 5. ХОТЕЛ БЫ ТЫ, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ ЗАДАВАЛИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ? НЕ ХОТЕЛ БЫ 5 ХОТЕЛ БЫ 11 НЕ ЗНАЮ 5 6.ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ В ШКОЛЕ ОСТАЛИСЬ ОДНИ ПЕРЕМЕНЫ? ХОТЕЛ БЫ 2 НЕ ХОТЕЛ БЫ 9 НЕ ЗНАЮ 11 7.ТЫ ЧАСТО РАССКАЗЫВАЕШЬ О ШКОЛЕ РОДИТЕЛЯМ? ЧАСТО 18 РЕДКО 4 8.ТЫ ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЯ БЫЛИ МЕНЕЕ СТРОГИМИ? ХОТЕЛ БЫ 11 НЕ ХОТЕЛ БЫ 8 ТОЧНО НЕ ЗНАЮ 4 9.У ТЕБЯ В КЛАССЕ МНОГО ДРУЗЕЙ? МНОГО 17 МАЛО 5 10.ТЕБЕ НРАВЯТСЯ ТВОИ ОДНОКЛАССНИКИ? НРАВЯТСЯ 7 НРАВЯТСЯ НО НЕ ВСЕ 15

Слайд 15

Рекомендации родителям: Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах; Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка; Помогайте ребенку выполнять домашнее задание; Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе; Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Родительское собрание  " Адаптация пятиклассников"...

Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"

Презентация к родительскому собранию "Адаптация пятиклассников"...

Родительское сбрание "Адаптация пятиклассников"

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Представлена презентация, которая содержит материал по теме "Адаптация пятиклассников". В презентации отражены особенности данного возраста, проблемы, пути исправления, виды анкетирования....

Классное родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Материал разработан для родителей учащихся 5 класса с целью ознакомления родителей с тем, как проходить адаптация их детей....