Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

    Грибова Галина Николаевна

    При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:


    Родительское собрание

    «Адаптация пятиклассника к школе»

     

     

    Задачи:

     

    1.                      Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

    2.                      Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

     

    Основные вопросы для обсуждения:

     

    1.      Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

    2.      Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

    3.      Родительский практикум по проблеме.

     

    Ход собрания.

     

    Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.

    Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

     

    Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?

     

    1.      Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.

    2.      Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

    3.      Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

     

    Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

     

    Игра «Корзина чувств».

     

    Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

    Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

     

    Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к школе».

     

    Психолог обращает внимание родителей на следующие моменты:

     

    ü      изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

    ü      быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

    ü      изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

     

    Рекомендации для родителей.

     

    ·       Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

    ·       Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

    ·       Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

    ·       Обязательное введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

    ·       Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка.

    ·       Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

     

    Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».

     

    Анализ диагностики уч-ся «Адаптация».

     

    Рекомендации для родителей.

     

    ·       Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.

    ·       Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    ·           Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.

    ·       Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.

    ·       Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

    ·       Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.

    ·        Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности  ребенка.

     

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

     

    ·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

    ·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

    ·        Не дерись без причины.

    ·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

    ·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

    ·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    ·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

    ·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

    ·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

    ·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    ·        Старайся быть аккуратным.

    ·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    ·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

     

    Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

     

    Анкетирование родителей.

     

    Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.

     

    1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

    2.      По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

    3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

    4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

    5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

    Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

    Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

    Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

    Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе"

    Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

    Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе"

    Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе" презентация...

    Родительское собрание "Адаптация пятиклассника к школе. Плохие отметки и их причины"

    Родительское собрание посвященное адаптации детей 5 класса к школе. Ниже приведены некоторые анкеты, которые позволят выявить уровень школьной мотивации....