РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов
рабочая программа на тему

Васильева Ирина Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

  «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО»

для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnoe_slovo.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САЛАБАЙКАСИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / Гречко А. А. /

«__28__» ____08_________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________/ Директоров А. П./

Приказ от «_28__» ______08______ 2017г. № __

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

  «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО»

для учащихся 5-7 классов

учителя  Васильевой Ирины Витальевны

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от « 28 » августа 2017г. № 1

2017 – 2018 учебный год

Ожидаемые результаты:

  1. участники детского объединения чувствуют себя расковано, свободно.
  2. грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением.
  3. умеют анализировать произведения
  4. владеют  элементами актерской выразительности
  5. ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте
  6. умеют ценить труд в коллективе
  7. дети приучаются в соответствии с описанием автора возможно ярче и конкретнее представлять себе явления жизни, изображаемые в произведении;
  8. овладевают умением логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста ( подтекст );
  9. Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя;
  10. Закрепляется умение слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей ошибки;

В результате освоения обязательного минимума содержания курса учащиеся должны

Знать:

  • Виды произведения
  • Художественно - изобразительные средства, использованные автором в произведении
  • Правила логического чтения
  • Особенности стихотворной речи
  • Жанровые особенности произведения
  • Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слов

Уметь:

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения;
  • анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;
  • давать произведению личностную оценку;
  • разбираться в литературоведческих понятиях;
  • выразительно читать наизусть;
  • совершенствовать речь, дикцию;
  • предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»

Содержание программы.

В программе кружка  художественного чтения можно выделить два раздела: 1) работа над исполнением литературного произведения – разбор произведения, воплощение его в звучащем слове, обсуждение исполнения;

2) воспитание качеств и навыков, необходимых для художественного чтения.

В кружке  художественного чтения усложнение работы по годам обучения определяется не расширением программы, не внесением в неё новых разделов, требующих воспитания каких- либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения.

Это повышение требований обусловлено усложнением используемого материала, а главное – возрастом и развитием самих участников кружка, поэтому оно осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого из них. В соответствии с этим для каждого года обучения остаются обязательными требования, указанные в программе на первый год обучения.

Регламентировать по годам обучения требования к качеству исполнения не представляется возможным. Они всегда зависят от индивидуальных особенностей учащегося и соответственно дифференцируются.

На занятиях художественным чтением следует добиваться, чтобы читающий активно общался со слушающими. Художественное чтение является таким же средством общения, как и обычная речь человека. Поэтому, произнося слова текста с конкретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определённым образом воздействовать на них, пробудить определённые мысли, определённое отношение к тем явлениям и картинам жизни, о которых читает.

Основное время отводится работе над исполнением литературных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.

В кружке художественного чтения каждый работает над отдельным произведением, в разборе же этого произведения участвуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось и что не удалось.

Чтение каждого ученика полезно подвергать тщательному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание, развивают умение слушать чтеца, формируют критерии художественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.

Отбираемые для исполнения произведения должны отличаться высокими художественными качествами, быть понятны и доступны детям.

Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товарищам. Это приучает их много и сознательно читать. Занятия  содействуют развитию интереса к звучащему слову и литературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.

       Перспектива выступления перед слушателями повышает интерес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у членов кружка неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполнения. Каждый член кружка должен осознавать ответственность своего выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной, но вместе с тем очень серьёзной и ответственной задаче.

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная беседа  - 2 ч

Художественное чтение как одна из форм устной речи (монологической). Роль чтеца как посредника между автором и слушателем.

Задача чтеца: глубоко и всесторонне освоив литературное произведение, выявить заключённые в тексте мысли, намерения, оценки и отношения автора к изображаемой в произведении жизни с целью оказать на слушающих нужное воздействие.

Разбор произведения - 7 ч

Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.

Эпоха, отражённая в произведении. Мировоззрение писателя.

Характеристика среды, окружающей героев произведения.

Тема и идея произведения.

Композиция произведения.

Особенности стиля автора. Образ рассказчика.

Практическое занятие. Анализ произведения.

Художественное чтение драматического произведения.

Воплощение произведения в звучащем слове  - 8 ч

Подчинение задачи исполнения каждой части чтения – воссозданию в звучащем слове художественных образов и выявлению идеи произведения определённого воздействия на слушателя.

Передача в чтении своего отношения, своей оценки изображённой автором действительности.

Выявление жанровых особенностей произведения, стиля автора. Образа рассказчика.

Практические занятия.

Обсуждение исполнения  - 7 ч

Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов.

Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.

Практические занятия.

        Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. Содержание работы то же, что в первый и второй год обучения, но усложняются задачи и повышаются требования к их выполнению.

  Практические занятия

 Заключительное занятие – 1 ч

Подведение итогов. Итоговый концерт.

Формы и режим занятий

 Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Введение  - 2 ч.

1

Художественное чтение как она и форм устной речи. Роль чтеца как посредника между автором и слушателем

1

2

Беседа о задачах чтеца.

1

Разбор произведения -7 ч.

3

Причины, побудившие автора к написанию данного произведения.

1

4

Эпоха, отраженная в произведении. Мировоззрение писателя.

1

5

Характеристика среды, окружающей героев произведения.

1

6

Тема и идея произведения. Композиция произведения.

1

7

Особенности стиля автора. Образ рассказчика.

1

8

Практическое занятие. Анализ произведения  (прозаического и драматического)

1

9

Художественное чтение  драматического произведения. Сказка «Двенадцать месяцев»

1

Воплощение произведения в звучащем слове – 7ч.

10

Воссоздание в звучащем слове художественных образов.

1

11

Выявление идеи произведения, определённой воздействием на слушателя.

1

12

Передача в чтении своего отношения к изображённой автором действительности.

1

13

Определение стиля автора. Образ рассказчика.

1

14

Практическое занятие. Анализ поэтического текста. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

15

Практическое занятие. Анализ прозаического произведения. Отрывок из рассказа «Судьба человека».

1

16

Практическое занятие. Выразительное чтение и анализ драматического произведения «Борис Годунов»

1

Обсуждение исполнения -7 ч.

17

Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения.

1

18

Развитие умения  находить ошибки в оценке значимости событий и эпизодов.

1

19

Развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения.

1

20-21

Развитие умения слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу рассказчика.

2

22

Практическое занятие. Чтение стихотворения МЮ. Лермонтова «Ветка Палестины»

1

23

Практическое занятие. Чтение и анализ рассказа Ф. Искандера «Возмездие»

1

Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения – 8 ч.

24

Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Русская поэзия 19-20 века. Особенности жанра.

1

25

Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Стихотворения поэтов 19 века..

1

26

Обоснование выбора произведения. Обсуждение соответствия параметров исполнителя выбранному произведению. Чтение стихотворения  Ф.И. Тютчева

1

27

Разбор стихотворение. Элементы интонационной выразительности. Поэты 20 века.

1

28

Ударение. Паузы: логические, ритмические, межстиховые, психологические. Жесты: ритмические, непроизвольные, подтекстовые.

1

29

Принципы создания литературной композиции. Виды композиций. Чтение и анализ стихотворения С.А. Есенина.

1

30

Архитектоника литературной композиции. Музыка в композиции.

1

31

Работа над композицией. Работа с ведущими школьных концертов.

1

Практические занятия – 2 ч.

32

Анализ прозаического текста и создание своего оригинального текста.

1

33

Выразительное чтение и анализ созданных собственных текстов.

1

34

Заключительное занятие. Подведение итогов. Итоговый концерт.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по английскому языку в 1 классе "Английский с увлечением"

Программа, тематическое планирование, содержание учебного материала и формы контроля для кружка по английскому языку в 1 классе....

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино

Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе.

Рабочая программа кружка "Родная речь" в 9 классе по русскому языку....

Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов

Рабочая программа кружка "Занимательный немецкий" для 1-2 классов....

Рабочая программа кружка "Патриот" для учащихся 9-11 классов

Рабочая программа кружка «Патриот» составлена  для учащихся  9-11 классов  в соответствии, с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной програм...

Рабочая программа кружка "Черчение" Возраст учащихся: 12-16 лет

Программа является модифицированной и носит интегративный характер, так как включает основы художественного проектирования объектов графического дизайна. Программа формируется ОУ в рамках научно - тех...

Рабочая программа кружка "Фантазия" для учащихся 5-6 классов

Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни её усвоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности....