СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (7 класс) на тему

Самсонова Елена Николаевна

Выступление на методическом семинаре

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл splochenie_kollektiva.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Средняя школа № 23

имени В.А.Шеболдаева

(МБОУ СШ № 23)

индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ

ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ст.вожатая 

Самсонова Елена Николаевна

г. Гуково

2017 г

Тема воспитательной работы в моем классе: «Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную трудовую и творческую деятельность». Выбрана она неслучайно. Второй год я классный руководитель в  7 «А» классе, но знаю этих ребят на протяжении 7 лет. 4 года, я была в этом классе председателем родительского комитета, пока волею судьбы мой ребенок не поступил в другое учебное заведение. Я хорошо знаю ребят и их родителей и поэтому надеюсь на плодотворное сотрудничество.

В начале работы в качестве классного руководителя, я столкнулась с тем, что в силу своего возраста ребята, делились на группы. Между детьми возникали конфликты, непонимание.

Передо мной стал вопрос, как сплотить коллектив ребят. Я обратилась к опыту маститых ученых, психологов и педагогов, а так же к нормативно – правовым документам, регламентирующим воспитательный процесс в школе. Пути решения многих воспитательных задач я нашла в сборнике «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (ФГОС).

Подростковый возраст является проблемным. Многочисленные исследования позволили понять, что на протяжении всей жизни человек проходит несколько возрастных периодов. Если организм входит в фазу, когда одновременно повышается чувствительность сразу к нескольким группам факторов, говорят о наступлении критического периода в развитии.

Большинство современных теорий рассматривает возрастные кризисы как нормативные, которые неизбежно возникают на жизненном пути большинства людей.

Основными характеристиками критических периодов по Выготскому можно назвать:

- наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

- неотчетливость границ кризиса, т.е. трудность определения моментов наступления и окончания;

- конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;

- наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Именно в такой критический возрастной период  я и взяла классное руководство, и поведение ребят полностью соответствовало вышеперечисленным характеристикам.

Стала задача о необходимости принимать координальные меры.

Как классный руководитель я должна была опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально-окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива.

Себе в помощники я призвала родителей, ведь только в содружестве с семьей классный руководитель формирует целенаправленное педагогическое воздействие на навыки и привычки поведения ребенка, на начало тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны педагогов и родителей.

Включение подростка в жизнь здорового, сплоченного, целеустремленного коллектива — важнейший путь формирования полноценной личности в этом возрасте.

Именно в здоровом коллективе развивается стремление к взаимопомощи, чувство долга и ответственности, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны.

Антон Семёнович Макаренко выделял следующие признаки коллектива:

 - общественно ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

 - организация органов самоуправления;

- направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей.

Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать личные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

Целью первой стадии становится выявление работоспособного актива и сплочения на основе общей цели или деятельности.

Вторая стадия: усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Целью второй стадии становится объединение детей, чтобы не было разрозненных групп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Целью становится деятельность на пользу другим людям.

Мы с ребятами успешно прошли первую стадию, (стадия первоначального сплочения).

Но перед нами стоит решение еще многих задач направленных на сплочение коллектива. Одним из способов их решения является организация совместной трудовой и творческой деятельности.

Здесь мне в помощь вступает коллективная проектная деятельность учащихся.

Так, например, в прошлом учебном году нашим классом был сделан большой коллективно творческий проект «Дорожная азбука».

Приступая к этому проекту, мы хотели изготовить такое изделие, которое бы не просто лежало всеми забытое в шкафу, а постоянно приносило пользу.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов.

Первый этап – поисковый

Проанализировав потребность нашей школы в наглядном пособии, я предложила ребятам изготовить дорожные знаки на стойках.

Перед тем, как приступить к изготовлению дорожных знаков, ребята провели опрос учащихся нашей школы по ПДД и изучили виды дорожных знаков.

Второй этап – конструкторский

Исходя из наших возможностей, практичности, экономичности мы выбрали дорожный знак из ДВП на деревянной крестовине.

Планировалось, чтобы наши знаки были многофункциональными, то есть – их можно было поставить на стойке для соревнования «Безопасное колесо», а для агитбригад и линеек в качастве наглядного пособия. Поэтому наши знаки должны легко крепиться на стойке и так же легко, при необходимости, сниматься.

Третий этап – технологический

Для изготовления знака нам потребовалось:

  1. крестовина
  2. деревянная стойка  
  3. ДВП

Параллельно с изготовлением мальчиками крестовин, группа девочек красили стойки для знаков и занимались нанесением изображения самого знака на ДВП.

После завершения работы над знаками ребята подготовили агитбригаду по ПДД для начальных классов с использованием сделаных дорожных знаков.

В дальнейшем наши знаки неоднократно использовались отрядом ЮИД и в праздниках пришкольного лагеря.

Так же в организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Антон Семёнович Макаренко говорил - “Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение традициям в воспитании придавал и Василий Александрович Сухомлинский.

Как известно наша школа отпраздновала в 2016 году свой 50-ти летний юбилей. Школьная история очень богата как торжественно - праздничными традициями, так и будничными, побуждающими учащихся к трудовой деятельности.

Трудовой десант, субботники по облагораживанию территории школы, дежурство по школе и столовой, все это так же является традиционной коллективной деятельностью ведущей к улучшению дисциплины и культуры поведения.

Как любой сплоченный коллектив наш класс также обрел свои будничные и торжественно-праздничные традиции. Еще с начальной школы во всех классных делах участвовали родители: посадка кустарников и цветов на территории школы, совместные субботники, дни здоровья, совместные классные часы и родительские собрания и эта деятельность так же стала для нашего класса традиционной.

Одной из торжественно праздничных традиций является ежегодная предновогодняя Неделя театра. Ребята вместе с родителями с увлечением выбирают сценарий для пьесы, готовят костюмы и декорации, тем самым не осознавая, что каждое их совместное дело, является ещё одним кирпичиком в фундамент дружного и крепкого коллектива.

Организация тематических праздников «День Матери», «23 февраля», «8 «арта», семейные веселые старты. Так, в этом учебном году ребятами было решено организовать праздник для мам. Актив класса предложил разделение обязанности во время подготовки праздника – девочки готовят мамам «Сладкий стол», а мальчики учат поздравления.

Очень большое  значение в воспитании ребят имеет благотворительность. Она, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам. Ведь отзывчивость, ценность взаимопомощи и ответственность нужно развивать с детства. Воспитание участия в благотворительности приносит пользу и обществу и самим детям.

Дети моего класса неоднократно участвовали в благотворительной акции  Почты России «Дерево добра», направленной на оказание помощи детям и пожилым людям. Ребята два года подряд оформляют подписку на СМИ для Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Гуково. Приняли активное участие в подготовке благотворительной акции «Подари Жизнь», по сбору средств, обучающемуся 5 класса нашей школы Посохову Никите.

Я думаю, третья стадия развития нашего классного коллектива еще впереди.  Нам в тесном содружестве детей, родителей и педагога еще многое предстоит сделать для расцвета нашего класса.

Я считаю, что через совместную деятельность у ребят возрастает самосознание и самооценка. Формирование у подростка самосознания, потребности осознать себя как личность является одним из важнейших моментов в развитии личности подростка. У него возникает интерес к себе, своему внутреннему миру, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Подросток начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Его потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

В современном мире, наши дети очень быстро взрослеют и «чувство взрослости» - это важная особенность подросткового возраста.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

Процессы развития коллектива и личности неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.

Систематическое вовлечение детей в совместную деятельность позволит сформировать коллективизм, чувство товарищества, ответственности за порученное дело, а так же будет способствовать развитию творчества и креативности учащихся. Обогатит воспитанников не только знаниями, но и умениями в различных областях искусства. Пробуя себя в разных ролях, дети приобретают опыт социализации, а педагоги гордятся успехам своих воспитанников, как это обычно бывает в дружной семье.

Список литературы:

  1. Крутецкий В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение.—352 с, ил.. 1980
  2. https://e-koncept.ru/2013/13232.htm,  Золотарёва И. А. 
  3. http://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/kriticheskie-periodyi-postnatalnom-114049.html

«КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...

Проект сплочения коллектива через выход в социальную среду

Коллективная работа педагогов и воспитанников Синарского детского дома...

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...

Педагогический проект: «Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую внеурочную деятельность»

Цель: Создание сплочённого коллектива.(Работать над групповой сплочённостью. Создать психологический комфорт каждого ученика. Наладить взаимодействие учащихся. Социализация учащихся. Наладить хар...

Транслирование опыта работы по теме "Организация рабочего место для детей РАС в процессе творческой деятельности"

Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучение детей с РАС в условиях современной образовательной среды».Тема доклада: «Организация рабочего места в процессе тво...