Главные вкладки

    Классный час (5 класс) на тему:
    план-конспект классного часа "Я-гражданин"

    Галдина Светлана Алексеевна @

    план-конспект классного часа "Я-гражданин"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_klassnogo_chasa_samoanaliz-galdina_s.a.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

    План-конспект   классного часа

    по обществознанию

    в 5 классе МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

    на тему  «Я – гражданин России»

     Разработал: Галдина Светлана Алексеевна

                                        

                                                                          слушатель курсов профессиональной переподготовки   «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    Проверил: _________/А.Х.Мещеров/

                                                      Акчеево - 2017

    Тема  классного часа: «Я – гражданин России»

    Дата проведения:  14.02.17

    Цели и задачи:

    -ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

    1. -воспитывать чувство гордости за свою страну.
    2. -определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
    3. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
    4. -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
    5. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
    6. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

    Форма:

    Коллективное творческое дело, работа в группах.

    Технологии:

    -личностно-ориентированная технология,

    -информационно-коммуникативные технологии.

    Оформление:

    1. Школьная доска с темой  классного часа;
    2. Презентация;
    3. Раздаточный материал;
    4. Приложения.

    .

    Ход занятия

    На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

       

    «А что такое гражданин?

    Отечества достойный сын»

    Н.А.Некрасов.

    Вступительное слово учителя:

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, Отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

    Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

     Ученики: Я - гражданин…

     Учитель: Что интересного заметили?

    Ученики: Пропущенное слово.

    Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

    Ученики:…России.

    Учитель: Тема нашего классного часа « Я- гражданин России»

    Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?

    ( Ответы детей ). Что мы Родиной зовём?

    Дом, где мы с тобой живём,

    И берёзки, вдоль которых,

    Рядом с мамой мы идём.

     

    Что мы Родиной зовём?

    Поле с тонким колоском,

    Наши праздники и песни,

    Тёплый вечер за окном.

     

    Что мы Родиной зовём?

    Всё, что в сердце бережём,

    И под небом синим-синим

    Флаг России над Кремлём.

     

    Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся).

    - Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.

     

    Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

    Как называется то место, где вы родились и выросли?

    (ответы учащихся).

    - В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

     Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

     Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

    Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

     

    Все мы с вами живем в большой стране – Россия (это наша Родина).

    Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города -  миллионники. Какие?

    Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.

    Учитель: Есть реки – большие, многоводные?

    Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.

    Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?

    Ученики: Каспийское.

    Учитель: А самое глубокое?

    Ученики: Байкал.

    В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

    Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя:  

    Игра «Камушки».

    Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.

    -Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?

    Ученики: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

    Учитель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

    Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

    Подумайте и напишите на листках кто такой гражданин.

    Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

    ( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

    Учитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.

    Беседа о ценностях человека

    Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

    Ответы детей.

    (Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

    Учитель:У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны?( К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.)

            ЯНСТИЦУТИО (конституция) (Слайд на экране).

    Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

    Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

    Учитель: А сейчас чуть отдохнем -   я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

    1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

    (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

    2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

    3. у какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

    Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

    (Ответы детей)

    -А какова ваша главная обязанность?

    Ученики: Хорошо учиться.

    Учитель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?

    Ученики: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.

    Учитель: А  мы продолжаем наш разговор о государственных символах .Поговорим о гербах. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики-науки об изучении гербов. А  вот вместо флага много веков назад люди использовали шест, привязывая  к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это СТЯГОМ. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни.

    -Наш класс это тоже наше маленькое государство. Я вам предлагаю придумать герб и флаг своего класса

    Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг

    Защита работ групп

    Учитель: Теперь поговорим о гимне.

    Учитель: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». А  в каких случаях используется гимн?

    Ученики: Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при  вручении наград, при официальных встречах.

    Учитель: Музыкальной основой гимна РФ стал государственный гимн СССР, созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943г., новый  утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.

    Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Вы все помните сказку В.Катаева о девочке Жене, которой старушка подарила цветик - семицветик, исполняющий желания. Давайте представим, что такой цветочек есть у вас. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.

            Ученики записывают свои желания, затем сдают.

    - Пока все ваши желания мы зачитывать не станем, а поместим их в капсулу на хранение   и прочтем их только через 6 лет, в 11 классе, надеюсь будет интересно.

    Подведение  итогов

    Учитель: Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.

    Приложение № 1.

    РУСЬ

    Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

     Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

    На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

    Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

    С. Романовский, "Марфа и Мария"

    Приложение № 2.

    1. гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

    2. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

    3. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

     Приложение № 3.

    Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

    По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе,  будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

    Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

    Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

                                                                                                                              Приложение № 4.

     Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу.

    Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

    Знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет ) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

    Схема-анализ классного часа «Я – гражданин России»

    № п/п

    Этап

    Метод

    Технология

    1.

    Вступление.

    Организация.

    Беседа, проблемный вопрос.

    Коммуникативно-диалоговая

    2.

    Понятие «гражданин»

    Проблемно-дискуссионный.

    Развитие критического мышления.

    3.

    Определение понятия

    Проживание информации.

    Творческого развития.

    4.

    Вывод

    Обобщение знаний.

    Развитие критического мышления.

    5.

    Родина, Отечество

    Рассуждение.

    Развитие критического мышления.

    7.

    Символы страны

    Рефлексия имеющихся знаний.

    Развитие рефлексивного мышления.

    10.

     Групповая работа

    Творческая интерпретация содержания.

    Деловая игра.

    11.

    Итог

    Рефлексия.

    Развитие рефлексивного мышления.

                               

    Оборудование и оформление:

    - интерактивная доска,

    - набор слайдов (мультимедийная презентация в MS Power  Point),

    - компьютер,

    - Конституция России.

     Детям:  

          -  камушки,

            -листы для индивидуальной работы,

           - ручки, цветные карандаши,

                 

     

              Новый материал базировался на имеющихся у детей знаниях и умениях. Например: знание символики - известный материал. Во время занятия, дети выполняли деятельность разного вида: индивидуальную, коллективную, групповую.  Во время индивидуальной работы ученики самостоятельно управляли процессом работы. Групповая работа проходила во время дискуссий, обмена сообщениями, в результате которых продуцировалась новая информация.  Во время работы с учащимися применялись методы, основанные на конструктивном подходе, требующие от детей использования умения высокоорганизованно мыслить, концентрироваться на проблемном обучении и самообучении, способствовали вовлечению в самостоятельную деятельность.

            Для достижения цели урока были использованы различные методы и технологии. Например, в работе по группам был применён активный метод, когда ученик из ведомого превращаются в ведущего,  когда надо самим сформулировать ответ на вопрос, при этом подобрать необходимые формулировки. В основу интерактивного метода заложены принципы:

            Когда вы слушаете, вы забываете.

            Когда вы видите, вы понимаете.

            Когда вы действуете, вы научитесь.

    Интерактивный метод ориентирует личность на развитие творческих способностей. Всё мероприятие дети были активны, дисциплинированы, заинтересованы. Цели и задачи, поставленные в начале классного часа, на мой взгляд, были достигнуты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект классного часа. 9 класс

    Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа  национальная. Данный материал предлаг...

    План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

    Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

    План-конспект классного час по теме: "Путешествие в царство деревьев"

    Данное занятие посвящено деревьям. Классные руководители  могут использовать его в качестве дополнительного материала по теме "Охрана окржающей среды"....

    План-конспект классного часа «Кто он-герой России»?

    Классный час по патриотическому воспитанию молодёжи. Проводится на 1 или 2 году обучения....

    План - конспект классного часа на тему"Энергосбережение - наше будущее".

    Этот классный час был проведен в 6 классе. Ребята познакомились с понятием "энергосбережение",оценили его значимость в жизни страны, школы, своей семьи.Получили памятки по энергосбережению в быту....

    Тематический классный час Гражданин России

    Очень важная тема для обсуждения с детьми, так как воспитание гражданственности и патриотизма являлось особенностью российской системы Образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Цел...

    Классный час "Гражданин Вселенной"

    Разработка классного часа ко Дню Космонавтики...