Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта «Это нужно не мертвым – это нужно живым». ( Совместная работа учеников и родителей 10 Б класса)
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолохов, Виктор Астафьев, Маргарита Алигер, Виктор Некрасов, Александр Твардовский… Вот список имен тех, которые рассказывают о трудном для нашей страны времени. Их книги о войне мы начали читать в прошлом году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта  «Это нужно не мертвым – это нужно живым».

( Совместная работа учеников  и родителей 10 Б класса)

Война… Самое страшное в жизни всего живого. Голод, разруха, тысячи унесённых невинных жизней, еще больше сломанных и исковерканных судеб – всё это приносит  война.

С чем можно сравнить войну? Это можно сравнить с торнадо ужасающей силы. Она затягивает и уничтожает всё на своем пути, оставляя после себя лишь жалкие обломки того, что было нам дорого. Так могут представить войну наши ровесники. А чем же  была война для нашей страны?

Четыре года… Кровавый след от этих четырёх лет тянется по всей нашей истории. Четыре года – это все же немало в жизни отдельного человека. Люди жили, жили не только горем, но и радостями. Люди влюблялись, рождались и вырастали дети, люди хотели быть счастливыми, несмотря ни на что… Но было ли это счастье полноценным, настоящим? А нам, живущим в XXI веке, как узнать об этом, от кого? Людей, которые прошли испытание войной, с каждым годом становится все меньше…

Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолохов, Виктор Астафьев, Маргарита Алигер, Виктор Некрасов, Александр Твардовский… Вот список имен тех, которые рассказывают о трудном для нашей страны времени. Их книги о войне мы начали читать в прошлом году.

Первой была прочитана «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Когда в классе началось обсуждение этой книги, стало понятно, что судьба главного героя, Алексея Мересьева, взволновала всех, что о войне мы знаем не так уж много, что читать книги о войне интересно и необходимо. Так возникло предложение работать над совместным  проектом «Это нужно не мертвым – это нужно живым».

Учитель литературы посоветовала нам прочитать книги «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Сын полка» Валентина Катаева, «А зори здесь тихие…», «Зенитчица», «Завтра была война», «В списках не значился» Бориса Васильева, «Альпийская баллада» Василя Быкова…

После прочтения повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева у всех сложились разные впечатления о прочитанном. Некоторые из них мы процитируем:

«…Женщина и война? Какими несопоставимыми кажутся эти понятия. Но, к сожалению, судьба сумела совместить их, превратив нежность и любовь в ненависть, а хрупкость в силу духа.

 «… А зори здесь тихие…» - Это название словно тишина после взрыва. Тишина после очередного боя. Передо мной встает картина после закончившегося боя. Поле с телами погибших, снаряды, оружие, и бесшумно, алой зарёй, рождается новый день.

Девушки совершили настоящий подвиг, они пожертвовали собой ради победы. Они не думали, что совершают героический поступок. Они просто любили Родину. А подвиг начинается с любви к Родине.

Война это страшная вещь, но наша страна смогла выстоять и победила. А победили мы, потому что каждый человек внес свой вклад в победу…»

Мещанова Юлия

«…Не все девушки проявляют героизм и мужество, не каждый может остаться твердым и стойким после первого боя, но все девушки погибают. Сколько девушек -  столько разных судеб. Их объединяет одно – все судьбы сломаны, искалечены войной.

Женщина и война – несовместимые понятия. Ведь женщина – мать, «в которой самой природой ненависть к убийству заложена…»

Низамова Карина

«… Девушки-зенитчицы любили свою Родину и ненавидели захватчиков. Они хотели расплатиться с немцами за смерть своих родных. Узнав, что диверсантов втрое больше, юные девушки не согласились вернуться в расположение своих войск, они хотели выполнить задание.

Ни одна из них не думала о смерти в болотистых лесах в неравной схватке с опытными немецкими солдатами. Они умирали достойно, не осознав, что погибают, как герои.

Повесть «А зори здесь тихие…» потрясла меня. Суровая правда войны до сих пор волнует и заставляет переживать многих читателей. Молодые, красивые девочки умирали белыми майскими ночами под щебетание птиц, когда северное солнце вовсе не садится.

Современное поколение должно помнить о тысячах, миллионах людей, погибших в Великой Отечественной войне. Читая о войне, мы узнаем о тех, кто отстоял для нас мир, и из их книг учимся быть настоящими людьми…»

Вакилова Виктория  

«… Девушки не считали, что они совершают подвиг. Во время войны, я думаю, мало кто задумывался вообще о своей славе и поступках, как о подвиге. Они просто любили свою Родину и ненавидели фашистов.

«А зори здесь тихие…» - эти строки говорят о том, что во время войны бывало редко, когда зори действительно были тихие. Это означает, что основные силы противники и собственные войска были далеко друг от друга. Помощи, как в случае девушек, было ждать очень долго. И приходилось либо сражаться с превосходящими силами, либо отступать. Зенитчицы стали сражаться и все-таки смогли задержать противника до прихода помощи. В масштабе войны, своим незаметным подвигом девушки смогли оставить здесь зори тихими…»

Власов Сергей

«…А зори здесь тихие…» Все пройдет, а место останется тем же: тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение стало одним из самых известных, написанных о Великой Отечественной войне.

Эта повесть меня очень поразила. Основная идея этой повести – нельзя победить людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело…»                                         

Хасанов Руслан

«…Это повесть проникнута глубоким смыслом, который не все дети смогут понять. Но каждый, прочитав эту книгу, сможет сказать, что эти девушки жертвовали собой ради нас, ради того, чтобы мы жили и больше никогда не видели войны…»

Мухамедьянова Кристина

«…Все они – Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков на грани безумия довёл дело до конца. Он прошел через войну, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девушек…»

Краснов Никита  

«…Из всех произведений о Великой Отечественной войне эта повесть произвела на меня наибольшее впечатление. Она помогла переосмыслить роль женщины и вообще любого человека на войне. Люди, уходя на фронт, испытывали разные чувства, но одно у них было общее – огромная любовь к Родине. Надеюсь что тот ужас, который пережили они на войне, никогда не придётся испытать их детям. Хочется верить, что и в наше время есть истинные патриоты, готовые отдать жизнь за Россию…»

Якупов Эдуард

«…Девчата проявили невиданное мужество и отвагу. Они дали слово погибнуть, но не пропустить врага к дороге. Это был долгий и жестокий бой, в котором все девушки героически погибли, но враг не прошел!»

Чухлебов Павел

Но «А зори здесь тихие…» - далеко не единственное произведение русских писателей о войне, которое заставило нас задуматься о ценности  жизни, о том, что погибали молодые, мечтающие о счастье и любви, почти наши ровесники. О чистой, пронзительной  любовной истории рассказывает Василь Быков в повести «Альпийская баллада»:

«…В этой повести романтика Альп, чистая любовь двух еще недавно узников соседствуют с жестокой и безжалостной реальностью войны. Кажется, что война и любовь – вещи несовместимые. Но даже война не смогла сжечь в сердцах двух людей безграничную любовь друг к другу. Но, к сожалению, беспощадная реальность обрушивается на счастье Ивана и Джулии. Но даже после смерти горячо любимого человека в сердце девушки все еще жила любовь к нему.

Ничто, даже война, никогда не убьет в сердцах людей любовь…»

Мещанова Юлия

«…Человек не умирает, если он остается в памяти других людей. А простой парень Иван остался в памяти не только русских людей, но и итальянцев.

Неудивительно, что именно советский народ, состоявший из тысяч таких вот «Иванов», одержал победу в этой войне. Ведь только человек, способный любить искренне и чисто, может идти ради этой любви до конца. Ради любви к женщине, ребенку, полю, реке… Любовь к своей Родине помогла выдержать все испытания и выстоять перед всеми трудностями страшной войны»

Новиков Виктор

«… Я думал, что в годы войны люди отвыкли от человеческой потребности в счастье. Все силы приходилось тратить на то, чтобы выжить. Героям повести повезло: они вырвались из лагеря, познали любовь в маковом поле и решили, что все страшное позади, а впереди жизнь, Белоруссия, два голубых озера, дружная счастливая семья, маленький сын, но, увы, этого не будет – война отняла все: любовь, счастье и жизнь. Любовь может быть во время войны, и повесть Василя Быкова  это подтверждает. Именно любовь помогает героям преодолеть все трудности, пережить страшные времена. Именно любовь помогает Ивану спасти Джулию. Именно любовь и вера в будущее позволяет Джулии вернуться к жизни, родить и воспитать сына, которому она расскажет о его отце, о его любви, которая так помогла ей…»

Рогов Владислав

Те, кто сражался в Великой Отечественной войне, уже были героями. Об одном из них нам рассказывает повесть «В списках не значился». Это история о стойкости и мужестве человека, который до последнего сражался за свободу.

«…Лейтенант Плужников оборонял крепость. Каждый день он убивал по немцу, поставив себе такой урок. Крепость не пала – истекла кровью. И Николай вышел только тогда, когда к нему послали Свицкого, угрожая сжечь их обоих огнем, если он не выйдет. А если Свицкий выйдет один – расстрелять его. И, когда он не отвечал на вопросы генерала, приготовили носилки и собирались довести его до санитарной машины. Но лейтенант дошел сам. И упал, только когда дошел, возле машины. Он шёл через строй немцев, отдававших ему высшую воинскую честь, а пленные женщины кричали, как по покойнику, падали перед ним на колени. Николай Плужников умер свободным, умер, не сдав крепости. И воистину его подвиг достоин того, чтобы нижайше поклониться ему. Человеку, который почти 10 месяцев защищал крепость. И этот подвиг будут вечно помнить…»

Анна Обухова

«…Ему предложили сдаться. Он вышел на свет, ведь у него не было ни патронов, ни еды. Он встал против немцев. Николай ждал расстрела, но вместо этого немцы отдали ему честь. Они были поражены мужеством и отвагой этого русского солдата, который долгое время в одиночку отбивал их атаки. И он, казалось, пошел сквозь строй врагов, отдававших ему высшие воинские почести. Пройдя сквозь строй, он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки. Упав свободным, и после жизни смертию смерть поправ…»

Чухлебов Павел

Чтобы понять, каким  было довоенное время, тоже нелегкое для нашей страны, нужно прочитать книгу Бориса Васильева «Завтра была война». В ней говорится о судьбах обычных мальчишек и девчонок из обычного 9 – Б класса. Время сформировало их характеры и идеалы. Сложное, неоднозначное время, о котором писатель говорит правдиво и честно.

«…Люберецкого, главного конструктора авиазавода, арестовали. Вика не поверила, что её отец вор. Для неё самое страшное – поверить в это. Поверить - предать своего отца. Чтобы не отречься от отца, Вика кончает жизнь самоубийством…

Смерть Вики вмиг заставила повзрослеть её друзей и одноклассников.

Несмотря на все печали и горести, они оставались молодыми, верили в светлое будущее и надеялись на него. Но ведь тогда они не знали, что следующим годом будет страшный 1941.

На меня эта повесть произвела сильное впечатление. Я пережила вместе с героями часть их жизни. И прочитав книгу, я сожалела, что она быстро закончилась…»

Лаврентьева Алена

«…Искра Полякова – целеустремленная отличница, всегда хотела добиться своего, Искра мечтала стать комиссаром. Она была подругой Зины. Зина «очень любила её, в меру слушалась и всегда побаивалась той напористости, с которой Искра решала все дела и за себя, и за неё, и вообще за всех, кто, по её мнению, в этом нуждался». Мама для Искры была не просто примером и даже не образцом. «Мама была идеалом, который предстояло достичь». Искра погибла вместе с мамой во время войны, они помогали подпольщикам.

        Повесть называется «Завтра была война», но про войну в повести почти ничего не сказано. Тема войны плавно всплывает из памяти автора при воспоминаниях о школьных годах, годах юности, которые у каждого человека становятся самым прекрасным временем жизни.

        Мне повесть понравилась. Я поняла, что ребята до войны жили с мыслью, что им предстоит воевать, поэтому они рано повзрослели. События их жизни очень потрясли меня. Из повести я поняла, как окружающие нас люди, взрослые могут влиять на наше становление и взросление…»

Вакилова Виктория

«…Завтра была война». Что означает это название? Автор хотел сказать нам, что война ещё не наступила, но она неизбежна для России.

В этой повести рассказано, также как и в повести «А зори здесь тихие…», как гибнут еще совсем молодые девушки и юноши. Зря ребят надеялись на счастливый тысяча девятьсот сорок первый год. Он стал роковым.

В эпилоге мы узнаем, что после войны выжили не все из 9«Б». Искру и её мать убили, трагически погибают Артем и тихий отличник Вовик.

Всех прошедших эту войну можно считать героями, особенно тех, кто погиб. Все приближали этот день – День Победы!»

Мещанова Юлия

«…Они все вместе и каждый по-своему перенесли разные трудности в самый канун войны. Это класс 9«Б» был очень сплоченным и дружным. Они вместе рассказывали стихи, пели песни, танцевали, ходили в кино и устраивали пикники. Большую роль в жизни этих детей играли и их родители. Они считали своих детей старше, и поэтому были более строгими, бескомпромиссными в воспитании своих детей. Особенно это видно в поведении матери Искры, столь резкой в воспитании единственной дочери. Искра была общественницей и круглой отличницей…»

Косинская Анастасия

«…Главная мысль произведения выражается именно этим взрослением и что взрослым ни в коем случае нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их необходимо, но взросление идет своим особым путем…»

Исмагилов Булат

 «…Всё, что осталось в жизни Андрея Соколова после страшной войны – воспоминания о семье. Но, судьба свела его с мальчишкой лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый мальчишка. Только Андрей пожалел сироту, усыновил Ваню. Андрей Соколов был очень рад появлению Ванечки в своей жизни.

Сколько всего вытерпел Андрей, но остался человеком с доброй душой, чутким сердцем и способным любить…»

Липина Марина

«...На этой войне Андрей Соколов потерял все самое ценное, чем дорожил. Но он стал отцом для мальчика, который был сиротой. Война покалечила многие судьбы, но благодаря стойкости характера, русские люди вынесли все трудности войны…»

Дунаев Анатолий

«…Он остался один, но судьба ему подарила встречу с такой же одинокой судьбой. Ванюша так же, как и Соколов, лишился всех родных и любимых, и теперь «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» соединились и стали друг для друга опорой и смыслом новой жизни…»

Рогов Владислав

«…Из этой книги я понял, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине…»

Хасанов Руслан

«…Я считаю, что война сыграла большую роль в жизни людей, особенно детей, которые испытали все тяготы войны. Как известно, характер и представления о жизни формируется в детстве. Понятия «война» и «ребенок» несовместимы. Ребенку нужны детство, любовь родителей, нормальное питание, игрушки. Во время войны многие были лишены этого…»

Власов Сергей

«…Ваня Солнцев испытал на себе все ужасы войны. Ведь война забрала у этого мальчика все: дом и детство, родных и близких. Но война и дала мальчику знакомство с добрыми людьми: сержантом Егоровым, капитаном Енакиевым, с Ковалевым и ефрейтором Биденко. Эти люди помогли не только пройти через войну, стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем самые лучшие качества настоящего человека…»

Косинская Анастасия

«…Мне эта повесть понравилась.

Преодолев все ужасы войны, Ваня Солнцев стал настоящим защитником Родины…»

Василенко Юлия

«…Вскоре они помогли стать Ване смелым разведчиком, и воспитали в нем лучшие качества советского человека…»

Давыдова Виолетта

«…Прочитав эту повесть, я поняла, что на войне тяжело было не только взрослым, но и детям. Мне даже представить сложно военное время. Как это? Как это, когда всюду голод, смерть и разрушения? И ты не знаешь, живы ли твои родные. И каждый день нужно жить с надеждой, что для тебя наступит следующий. К сожалению, детям пришлось это испытать. Многие погибли, так и не узнав, что мы победили.

Во время войны дети старались помогать взрослым, работая на заводах и в полях, воюя вместе со взрослыми на фронте. Дети внесли огромный вклад в победу нашей страны. Слава маленьким героям Отечества!»

Мещанова Юлия

«… Смысл рассказа открывается в самом конце, в словах няни тети Зины: «Вот и пожар затушили, а видно, чадить ещё долго будет. Уж больно раскочегарено…»

Эхо войны отдается в наших сердцах и сейчас. Главное- помнить, не забывать…»

Обухова Анна о повести Евгений Носов «Красное вино победы»

«… Книги Василя Быкова заставляют зачитываться и задумываться над серьёзными проблемами взрослой жизни…»

Каприц Анна

«.. Несмотря на юны возраст, молодые лейтенанты, командиры взводов, шли в атаку, своим примером вдохновляя на подвиг других солдат. И что бы они ни делали: шли в атаку, держали оборону- эти молодые командиры несли полную ответственность за результат, а самое главное- за жизни солдат, которыми они командовали. Все они вместе, и по отдельности каждый отвечали за страну и за всё, что будет после войны…»

Киселёв Павел о повести Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние»

«…Алексей Мересьев пережил много болей и мучений. После долгого лечения он решился сесть за штурвал истребителя. Вот почему я считаю, что он настоящий человек. Я горжусь что живу в такой стране, где были, есть и будут такие герои…»

Жовнир Владимир о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"

Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

Тематический досуг о войне в рамках проекта "Великой победе-70 лет"

Взаимодействие педагогов ДОО:учитель-логопед,педагог-психолог,музыкальный руководитель,воспитатель...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого 65-летию со дня трагической гибели Героя Великой Отечественной войны Долгополова Василия Ивановича (1906-1953 г.) «Это нужно не мёртвым! Это нужно живым!»

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого  65-летию со дня трагической гибели Героя Великой Отечественной войны Долгополова Василия Ивановича (1906-1953 г.) «Это нужно не мёртвым! Эт...

Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...

Презентация "Это не нужно мертвым, это нужно живым!"

Данная презентация посвящается ученым-химикам, к 75 -летию Великой Победы....

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».Разработка  внеурочного занятия можно использов...