Программа воспитательной работы
рабочая программа на тему

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospit.raboty_7b.docx113.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12

Программа  

воспитательной работы

«Мы - будущее страны»

5-9 класс

Автор программы

Денежкина Ю.В.

г. Выкса, 2016г.

Оглавление

I. Паспорт Программы……………………………………………………………………………………………        ……3

II. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………..        ……5  

III. Содержание деятельности классного руководителя……………………………………………………………...5                

3.1 Цель и задачи программы…………………………………………………………………………………………..5

3.2 Этапы и сроки реализации программы……………………………………………………………………...…….6

3.3 Принципы программы…………………………………………………………………………………………..….7

3.4  Виды и формы работы по реализации программы…………………………………………………………........8

3.5 Содержание программы…………………………………………………………………………………………....8

3.6 Основные направления программы…………………………………………………………………………...… 11

3.7. Работа с родителями……………………………………………………………………………………………...15

3.8. Индивидуальная работа с обучающимися……………………………………………………………………....16

3.9 Работа с учителями-предметниками, психологом школы, социальным педагогом работающими в классе.21

3.10 Самоуправление класса………………………………………………………………………………………… 24

3.11 Общие прогнозируемые результаты……………………………………………………………………………26

3.12 Мониторинг эффективности реализации программы……………………………………………………...….27

IV. Список литературы………………………………………………………………………………………………..37

V. Приложения  

  1. Паспорт программы

Название программы

 Программа воспитательной

работы по развитию классного коллектива

«Мы – будущее страны»

Учебное заведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12

Цель программы:

Задачи программы:

  • содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
  • развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской);
  • создать условия для самовыражения обучающихся;
  • способствовать коррекции поведения «проблемных» детей.

Количество детей

25

Продолжительность

2014 – 2018 гг.

Заказчик программы

Администрация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12

Составитель программы:

Денежкина Ю.В.

Кадровое обеспечение:

  • классный руководитель;
  • учителя-предметники;
  • библиотекарь  школы;
  • медицинская сестра школы;
  • представители общественных организаций.

Нормативно-правовая база:

  • Должностная инструкция классного руководителя;
  • Устав школы
  • Программа развития школы
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Закон «Об образовании»

Сроки и этапы реализации программы:

Этапы реализации программы

Воспитательная работа разбита на три этапа реализации:

1этап (5 класс) – развитие межличностного общения, сплочение кол-ва.

2 этап (6-7 класс) – развитие  потенциала каждого ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей.

3 этап (8-9 класс) - формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека.

.

Организация контроля исполнения программы

  • Контроль за исполнением программы осуществляет администрация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 12
  • Отчеты о выполнении программы будут представляться на м/о классных руководителей, педагогических советах, родительских собраниях.

Ожидаемые результаты:

  • повышение социальной активности обучающихся;
  • увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности;
  • усвоение школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;
  • самоутверждение класса в школьном коллективе;
  • формирование ученического самоуправления в классе;.  

Адрес

Нижегородская область г.Выкса ул.Островского д.75

Телефон

3-42-23

        Лучший способ сделать детей хорошими –

 это сделать их счастливыми.

 (Оскар Уайльд)

Пояснительная записка

         Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда  родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.

      Самочувствие  ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. А некоторые, наоборот, предпочитают дружить со  слабыми  и  робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

        Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательной работе. О центральной роли классного руководителя в воспитательном процессе говорит тот факт, когда  родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая своё удовлетворение или неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют, что самое главное - кто и как вводит ребёнка в жизнь.

      Самочувствие  ребёнка в школе определяется, прежде всего, взаимоотношениями в классе. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения возникают малые группы. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, уровень развития интересов и потребностей) определяет общение детей. Одни школьники ищут общества наиболее подвижных, живых сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Некоторые, наоборот, предпочитают дружить со  слабыми  и  робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Содержание деятельности классного руководителя.

  1.  Цель и задачи.  

  • Формирование и развитие коллектива.
  •  Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
  • Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива классов.
  • Защита прав и интересов учащихся.
  • Организация системной работы с обучающимися в классах.

Выстраивание отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

  1. Этапы и сроки реализации программы.

I этап – подготовительный (сентябрь 2014 - май 2015 года);

II этап – основной/практический (сентябрь 2015 – май 2017года);

III этап – аналитический/обобщающий (сентябрь 2017 – май 2018 года).

1 этап – подготовительный

(сентябрь 2014 - май 2015 года)

2   этап –

практический

(сентябрь 2015 – май 2017года)

3  этап –

обобщающий

(сентябрь 2017 – май 2018 года)

  1. Аналитико – диагностическая деятельность.
  2. Поиск инновационных форм и методов  воспитательной работы с детьми.
  3. Определение стратегии и тактики деятельности, сотрудничество родителей и педагогов в формировании личности ребенка.
  1. Использование в учебно – воспитательном процессе класса личностно–ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
  2. Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности через проведение классных часов, работу с родителями.
  3. Повышение самооценки, уверенности в себе, своих способностях у каждого ребенка применительно к реализации себя в будущей профессии через работу с психологической службой школы.
  4. Психологическая подготовка учащихся и формирование у них способности ориентироваться на рынке труда.
  5. Формирование потребности к труду.
  1. Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  3. Сравнительный анализ результатов диагностик.
  4. Обобщение опыта работы, представление его на МО классных руководителей.

 Воспитательная работа разбита на три этапа реализации:

1этап (5 класс) – развитие межличностного общения, сплочение кол-ва.

2 этап (6-7 класс) – развитие  потенциала каждого ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей.

3 этап (8-9 класс) - формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека.

  1.  Принципы программы.

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность. Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
  • Принцип воспитания в деятельности. Участие детей в групповых работах дает им непосредственные  навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». Классный руководитель должен отбирать и подбирать те виды деятельности, которые будут «вытеснять», а в перспективе и «отторгать» не соответствующую воспитательным целям деятельность. Оптимизация воспитательного процесса предполагает не просто результат, а максимальный результат при минимальных затратах сил и времени. Поэтому большое значение уделяю процессу целеполагания и планирования воспитывающей деятельности.

Положения Программы реализуются через:

- работу с учащимися;

- работу  с  родителями;

- работу  с учителями – предметниками;

- индивидуальную работу;

- взаимодействие с окружающим социумом.

  1.  Виды и формы работы по реализации программы.

Познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов «Время, события, люди», проекты «Мир моих увлечений»,  «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, классные часы по профориентации.

Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, посещение музеев, посещение предприятий в селе, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.

Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе,  украшение школы, выставка технического и прикладного творчества и т.д.

Общественно-полезная деятельность: школа актива, работа по уборке и благоустройству села, помощь ветеранам и пожилым людям.

Художественно-творческая деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний  бал, участие в различных выставках, конкурсах,  посещение театра, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.

Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья,  туристические походы, «Веселые старты.

3.5 Содержание программы

Программа разработана для обучающихся  5 – 9 классов, состоит  из трех ступеней:

1 этап -   5 класс;

2 этап -  6 - 7 класс;

3 этап – 8 - 9 класс.

5 класс.

Первый этап - «Формирование  образа достойного человека, как часть единого целого».

Цель: изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

Задачи деятельности:

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

        

Средства реализации задач:

1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений, учащихся класса.

2. Изучение сформированности коллектива по методикам «Какой у нас коллектив», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе».

3. Смотр сочинений «Моя семья», родительское собрание «Мы и наши дети», беседа, коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи», анкетирование.

4. Тесты «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения».

5. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

6. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке: классный час « Мы составляем наш автопортрет», выборы старосты класса, «Мы выбираем - нас выбирают», празднование всех дней рождения («День именинника»).

7. Ценностное отношение к семье, к своему здоровью: классный час «День Матери: история и традиции праздника», проведение концертной программы для родителей «1 марта - день весны», проведение развлекательной  программы «Проводы масленицы», участие в спортивных состязаниях за честь класса «Осенние старты», за честь школы «Кросс».

8. Экологическое сознание: озеленение класса, школьного двора.

9. Эстетическое развитие, красота, духовный мир человека: классный  час «Мои увлечения», написание сценариев классных вечеров и постановка миниатюр, изготовление подарков для учителей своими руками.

6 - 7 класс.

Второй этап

Цель: проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

Задачи деятельности:

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

 Средства реализации задач:

1. Милосердие, добро - участие в акциях по сбору вещей для малообеспеченных семей,  детского дома (ежегодно).

2. Толерантность – цикл классных часов « Учимся быть терпимыми».

3. Познание –  подготовка и защита  исследовательских проектов:  «Чистота нашего двора», «Мы за чистый двор!». Участие в тематических  неделях.

4. Нравственный выбор – готовим цикл рисунков  в рамках профилактики ПАВ.

5. Духовная культура – поездка в храм г.Выкса

6. Патриотизм – классные часы «Подвиг городов – героев в годы Великой Отечественной войны», «День космонавтики», посещение школьного музея.

7. Здоровый образ жизни – участие в спортивных соревнованиях.

Ожидаемые результаты после первого и второго этапа:  

*активное участие учащихся в благотворительной деятельности

*формирование установки на систематические занятия спортом

*приобщение учащихся к культурным ценностям своего города

*формирование классных традиций по участию в научно-исследовательской, экологической деятельности

*приобретение начального опыта нравственной деятельности, мотивации к духовно-нравственному развитию  

8 - 9 класс

 Третий этап -   « Формирование отношения к Обществу,  как ценности каждого человека».                                                                                                                                                                              

Цель: деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

 

Задачи:

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества

Прогнозируемые направления воспитательной системы:

1. Гражданственность, правовое государство - классные часы беседы, с элементами дискуссии «Конвенция о правах ребёнка».

2. Творчество и созидание – проектно-исследовательская деятельность.

3. Любовь к родному краю, своему народу.

4. Природа, планета Земля – участие команды класса в городских экологических  конференциях, акциях.

5. Творческое отношение к учению – продолжение выпуска фильмов, проведение интеллектуальных игр, активное участие в предметных школьных и городских олимпиадах.

6. Жизнь, смысл жизни – классные часы: « Мой любимый учитель», « Великие личности в истории ».

7. Международное сотрудничество - цикл бесед, обсуждений с использованием презентаций.

8. Стремление к здоровому образу жизни, служению Отечеству – участие в спортивных играх, походы.

9. Гармония – посещение музеев, поездки классом.

10. Духовная культура.

Ожидаемые конечные результаты данной воспитательной системы - это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.

На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки.

По мере реализации данная  программа   корректируется.

Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.

Помочь человеку быть творцом.

Формировать  активную гражданскую позицию личности.

Воспитывать любовь к людям.

Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.

Воспитывать трудолюбивую личность.

Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Воспитывать у учащихся волю и выносливость.

Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.

Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:

  • воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  • образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  • практический результат -  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

        

  1. Основные направления программы.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, охрана жизни и здоровья; самоуправление; духовно-нравственное (гражданско-патриотическое); общеинтеллектуальное; социальное; общекультурное

  1.  Направление  «Духовно-нравственное /Гражданско-патриотическое».

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи: 

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

  1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
  2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
  3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
  5. Организация и проведение экскурсий по Челябинской области, России;
  6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.

  1. Направление “Общеинтеллектуальное”

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Воспитание потребности учиться.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.
  3. Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
  4. Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах.

  1. Направление "Спортивно-оздоровительное, охрана жизни и здоровья ”

Цель: : развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.
  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Формы:

  1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
  2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
  3. Организация и проведение походов, поездок.
  4. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
  5. Организация и проведение встреч с интересными людьми.

 

  1. Направление “Общекультурное”

Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности

 Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Сбор материалов и выпуск классных  газет.
  3. Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
  4. Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
  5. Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
  6. Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
  7. Организация и проведение выставок работ школьников.
  8. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
  9. Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам  Челябинской области.
  10. Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.

  1. Направление  “Трудовое”

Цель: способствовать  формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать  организаторские способности

 Задачи:

  1. Воспитание потребности трудиться.
  2. Воспитание ответственности за выполненную работу.

  Формы:

  1. Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
  2. Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
  3. Организация и проведение семейных вечеров.
  4. Организация и проведение походов, поездок;
  5. Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
  6. Организация и проведение трудовой практики. 

  1. Направление “Нравственное”

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
  3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Формирование и развитие классных традиций.
  3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
  4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
  5. Организация и проведение классных праздников.
  6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

  1. Направление “Социальное”

Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям

Задачи:

  1. Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
  2. Стараться  хранить семейные традиции формировать традиции класса.

Формы:

  1. Организация и проведение семейных вечеров.
  2. Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
  3. Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
  4. Формирование традиций класса.
  5. Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
  6. Организация и проведение семейных праздников.
  7. Организация взаимного творчества детей и родителей.

Примерная тематика классных часов.

Тема

Форма проведения 

5 класс 

1 «Люди мира, на минуту встаньте!»
2 «У войны — не женское лицо».
3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»
4 «Аты - баты! Стань солдатом!»
5 Мы составляем наш автопортрет.
6 «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане)
7 "Я ребенок – я гражданин".
8 "Символы государства".

9 «Здоровье – бесценное богатство».
10  «О вкусной и здоровой пище». 
11  «В здоровом теле…». с презентацией 
12  «Папа, мама, я – спортивная семья».
13  «Правила дорожные знать каждому положено».
14 Соблюдение правил техники безопасности.
15  «Урок здоровья».
16  «Умелые пожарные».

классный час с презентацией

классный час

беседа

классный вечер

анкетирование

классный час с презентацией

классный час: ролевая игра

классный час

анкетирование 

беседа

спортивная игра

 цикл бесед 

цикл бесед 

цикл бесед 

классный час

классный час 

классный час 

6-7

класс 

1 "Ради жизни на земле"

2 «Знаменательные события, известные люди в истории Выксы».
3 «Этих дней не смолкнет слава!»
4 «Символика России».
5 «Я и мой класс».
6 "Защитник Отечества — каков он?"  
7 "День защитников Отечества". праздник
8 "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане).

9 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!".
10 Игра "Счастливый случай".

11 "Горжусь тобой, моя Россия". классный час
12  «Кузбасс-жемчужина России». урок гражданственности и патриотизма (с презентацией)
13  «Поговорим об ответственности».
14  «Всему начало - отчий дом».
15 «Закон, по которому мы живём».

16  «Семейная летопись».
9 «Поле русской славы. Куликово поле».

литературно-музыкальная композиция с презентацией

беседа
беседа

своя игра

диагностический тест

ролевая игра

классный час с презентацией

классный час

классный час

классный час правовая беседа с презентацией

правовая беседа с презентацией

классный час

классный час

классный час с презентацией
классный час

классный час с презентацией

8-9 класс 

1 "Идут по войне девчата".
2 "На войне детей не бывает".
3 "Я ребенок – я гражданин".
4 "Я имею право на…”
5 "Великая Отечественная война
6 «Афганистан – наша память и боль».
7 «Конституция – закон жизни».

8 День борьбы со СПИДом.  

9  «Наследственные болезни».
10 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

11  «Быть здоровым – жить в радости».  
12  «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад 
13  «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). 
14  «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить».

классный час

классный час

историко-литературная композиция

дискуссия

классный час с презентацией

классный час с презентацией

классный час с презентацией

классный час с приглашением медработника 
классный час с презентацией 

цикл бесед 

классный час

классный час

классный час

классный час

классный час


3.7. Работа с родителями 

План работы классного руководителя с родителями

Способствует укреплению взаимосвязи в семье, с семьёй, формирует положительные отношения к семейным ценностям.

Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.

Технологии:

  • Изучение семей учащихся
  • Организация психолого – педагогического просвещения родителей
  • Организация и проведение семейных праздников, спортивных состязаний
  • Организация и проведение тематических бесед и классных часов
  • Организация и проведение походов с участием семей учащихся
  • Формирование традиций класса
  • Индивидуальные и групповые консультации и беседы с детьми и родителями
  • Поощрение личной инициативы родителей, которые участвуют в жизни класса, школы.

Время

Школьные дела

Участие в классных делах

Родительские собрания, инд.беседы

Ответственные

Сентябрь

1 сентября линейка

Подготовка класса к учебному году

Организационное

индивидуальные беседы

Классный руководитель

Инициативная группа

Октябрь

День именинника

Индивидуальные беседы

Классный руководитель, родительский комитет

Ноябрь

Дорога в детство

Адаптационный период пятиклассников

Классный руководитель

Декабрь

Новый год

Организация подарков

Индивидуальные беседы

Классный руководитель

Родительский комитет

Январь

День именинника

Успеваемость ребёнка – залог его знаний.

Классный руководитель

Род. комитет

Февраль

Папа, мама и я – спортивная семья.

Индивидуальные беседы.

Классный руководитель, инициативная группа.

Март

Загляните в мамины глаза.

Индивидуальные беседы

Классный руководитель, инициативная группа.

Апрель

Нравственность – основа семьи.

Классный руководитель.

Май

День рождения класса

Поход

Индивидуальные беседы.

Классный руководитель, инициативная группа.

  1. Индивидуальная работа с обучающимися

Перспективный план работы классного руководителя по реализации программы

«Совершенствование образа достойного человека, как часть единого целого» (7 класс) Индивидуальная работа с учащимися

 

1. Работа с одаренными детьми: 

  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
  • организация индивидуальной творческой деятельности;
  • создание условий для самовыражения;
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • наблюдение и особое внимание, коррекция;
  • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • контроль социального педагога;
  • контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • наблюдение и коррекция поведения.

5 класс

Месяц

Тема мероприятия

Формы

работы

Цели.

Сентябрь

«Давай познакомимся»

Анкетирование

 Ознакомление с учащимся, выявление объективных данных о семье, интересах, занятости учащегося в свободное время, отношения к учебе и общественной деятельности, пожеланий   по   проведению   внеклассных мероприятий

Октябрь

«Что   такое

хорошо и что такое плохо?»

Деловой

поединок

Используя построение стихотворения В. Маяковского, проанализировать позитивные и негативные явления действительности, пронаблюдать отношение к ним ребенка, скорректировать ошибочные позиции.

Ноябрь

«Школа – наш дом родной »

Беседа

Ознакомление с основными традициями школы, воспитание на положительных примерах из жизни школы; формирование позитивного отношения к учебной  и  обществен-ной деятельности

Декабрь

«Как поступить?»

Решение проблемных ситуаций

Используя метод столкновения взглядов, позиций, продолжить наблюдение за учащимся, их отношением к гуманистическим категориям частности, принципиальности на основе предложенных школьных ситуаций

Январь

«Мои интересы, мои потребнос-ти»

Анкетирование и беседа

Сочетая программированные вопросы и беседу с учащимся, выяснить отношение подростка к классному коллективу, характер требований к отдельным членам коллектива и классу в целом; выработка единых целей деятельности коллектива и предложений по их осуществлению.

Февраль

«Защитники Отечества»

Просмотр фильма о ВОВ

Патриотическое воспитание, привлечение учащихся к проведению мероприятия как один из методов, способствующих переходу знания в убеждение.

Март

«Улыбнись, мама!»

Подарок маме своими руками

Привитие эстетического вкуса.

Апрель

«Умей сказать «Нет»!»

Тренинг

Выявление зависимости между взаимоотношениями в коллективе и общественной активностью учеников, выявление особенностей личности, ценных для дальнейшего развития коллектива.

Май

«Поговорим о ценностях»

Анкета с ранжирова-нием

Выяснение ценностных ориентации личности, перспективы планирования воспитательной работы с учетом ответов на вопросы анкеты.

6 класс

Сентябрь

«Кто ты

есть ?»

Инструктаж

Выработка мотивации общественной деятельности, развитие навыков анализа работы

Октябрь

«Жизнь дана на добрые дела»

Деловой поединок

Формирование объективной само-оценки учащихся

Ноябрь

«Я и мои права»

Беседа

Осознание ребенком прав и обязанностей личности в социуме; формирование самосознания и ответственности подростка перед обществом.

Декабрь

«Спеши делать    добро»

Шефская помощь пожилым людям

Воспитание гуманного отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым, осознание необходимости активной помощи инвалидам  и

организация этой помощи

Январь

«Куда уходят корни моей семьи»

Создание родословного дерева семьи (поисковая работа)

Передача нравственных ценностей поколений, культуры, вовлечение семьи в воспитание школьника

Февраль

«Низкий вам поклон, победители»

Визит к ветерану или участнику боевых действий

Патриотическое воспитание в общении с ветераном Великой Отечественной войны или участником боев в «горячих точках»; осознание сопричастности          личности судьбе Отечества.

Март

«Семья и Я»

Цикл бесед

Формирование представлений о семейных ценностях, приобретение навыков семейной дипломатии, осмысление явлений действительности и своего отношения к ним

Апрель

«Я – лидер»

Проект

Развитие интеллектуальных, нравственных способностей учащегося, навыков социальных действий, самоанализа, воспитание стремления     к    совершенствованию своих способ-ностей

Май

«Мир и миролюбие»

Участие в конкурсе рисунков

Воспитание гуманистического отношения к людям, непримиримости   к   агрессии, уважительного отношения к защитникам Отечества

7 класс

Сентябрь

«Я   +   ТЫ   =

мы»

Час общения

Совместное составление плана работы,    корректировка   предложений

Октябрь

«Виват, учителя!»

Участие в концертной программе

Организация классного коллектива в проведении общего мероприятия, повышение престижа школы и учительского труда, воспитание благодарности и отзывчивости, стремление к творческой деятельности

Ноябрь

«А мамины глаза всегда глядят с волнением за мною»

Разговор по душам – третий не лишний

Встретиться с мамой подростка.

Воспитание уважения к нравственным понятиям - добру, бескорыстию, материнству, человеколюбию

Декабрь

«Я – гражданин будущей России!»

Обсуждение прав и обязанностей

Воспитание активной гражданской позиции, ознакомление с основами правоведения, формирование умения   заявлять   и   отстаивать свою точку зрения

Январь

«Уроки вежливости»

Цикл бесед

Привитие навыков общения и поведения в социуме, формирование     объективной самооценки

Февраль

«Времена, обычаи, нравы…»

Поисковая работа, оформление стенда

Развитие самостоятельности при выполнении конкретного задания, системная и последовательная поисковая работа по конкретной теме; творческая переработка материалов    и    оформление

классной выставки

Март

«Честь по уму»

Разработка рационального режима дня

Определение приоритетов в ежедневных занятиях учащегося, воспитание ответственности перед собой и обществом за выполняемое дело

Апрель

«Край родной, навек любимый»

Экологический проект

Сбор и систематизация информации об экологических проблемах края, формирование нетерпимого отношения к бесхозяйственности, безответствен-ности в использовании природных ресурсов

Май

«Вот и стала я на год взрослей»

Анализ достижений

Сбор материалов о прошедшем учебном годе, систематизация мате-риалов и оформление альбома.

8 класс

Сентябрь

«Я в коллективе»

Обсуждение обязонностей на новый уч. год

Стимулирование самостоятельной деятельности, ознакомление учащихся с приемами организации деятельности в коллективе

Октябрь

«Мои ценностные ориентиры»

Диагностическая диаграмма

Определение системы ценностей подростка и соответствия его представлений общественным  нравственным нормам

Ноябрь

«Мои права и обязанности»

Анкетирование и беседа

Воспитание правовой культуры, умение ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества

Декабрь

«Суд над сигаретой»

Лекция

Пропаганда здорового образа жизни, воспитание активного   неприятия   табакокурения и наркомании

Январь

«Гармония общения»

Тренинг

Создание благоприятного климата, формирование навыков межличностного общения и разрешения конфликтных ситуаций.

Февраль

«Умею ли я любить?»

Разговор по душам

Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек

Март

«Соприкоснись с прекрасным»

Просмотр видеозаписи спектакля

Эстетическое воспитание; формирование ценностного отношения к театральному искусству

Апрель

«О чем я сейчас хочу поговорить»

Тестирование и беседа

Выявление нравственных проблем, волнующих подростка; оказание практической помощи в сложных ситуациях.

Май

«Мои успехи»

Анализ деятельности класса

Подведение итогов учебного года, отчет актива о проделанной  работе.  

9 класс

Сентябрь

«Я в мире – мир во мне»

Цикл бесед

Выявление индивидуальных представлений учащегося о своей роли в обществе, учет результатов анкеты  при   составлении   планирования

Октябрь

«Счастливый случай»

Интеллектуальный тест

Интеллектуальное развитие учащегося, развитие объективной  самооценки  ребенка

Ноябрь

«Пути разрешения конфликтов»

Тренинг

Воспитание терпимости  к чужому мнению, следования  принципам сосуществования  людей с различным мировоззрением, воспроизведением, менталитетом

Декабрь

«Мы здоровый образ жизни»

Анкета, участие в конкурсе рисунков

Выявление индивидуального отношения к алкоголизму, наркомании, табакокурению, уровня знаний по исследуемой проблеме; формирование нетерпимого отношения к вредным привычкам

Январь

«Что в человеке главное?»

Час вопросов и ответов

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций, формирование объективной самооценки подростка

Февраль

«Все добрые люди – одна семья»

Беседа

Воспитание потребности в нравственных поступках ради ближнего

Март

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Проект

Выявление профессиональных интересов, формирование ответственного отношения к будущей профессии, определение   профессиональных приоритетов

Апрель

«Не уставай творить добро»

Выпуск бюллетеня

Воспитание целеустремленности и ответственности в общественной работе

Май

«В добрый путь!»

Анализ достижений

Оценка личной общественной активности выпускника основной школы

Прогнозируемые результаты:

Человек, не имеющий вредных привычек.

Устойчивое положительное отношение к учебе.

Проявление уважительного отношения к старшим.

Развитое чувство гордости, любви к родному краю и своей стране.

Повышение уровня социальной комфортности.

Проявление самостоятельной творческой активности.

Владение методами самовоспитания и самоконтроля

3.9 Работа с учителями-предметниками, с психологом школы, социальным педагогом  работающими в классе: Деятельность по реализации  программы

Диагностический этап

Цель:  углубленное психолого – педагогическое изучение детей,  выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива

Задачи:

  • провести  психолого-педагогическое  обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
  • провести обследование стадии развития классного коллектива
  • проанализировать  результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и  проведение диагностик).

По результатам работы  составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы,  в котором предполагается:

 выявление имеющихся ресурсов

 постановка цели на предстоящий учебный год;

определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

Мероприятия:

  • Изучение документации  (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
  • Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей
  • Комплексная проверка  здоровья  учащихся
  • Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;
  • Анкетирование и тестирование учащихся

1. Изучение личности школьников

Анкетирование учащихся:

  1. Опросник Айзенка.
  2. Оценка психологического состояния по Айзенку.
  3. Методика КОС
  4. Экспресс-методика характеристических особенностей личности.

2. Изучение классного коллектива

Анкетирование

  1. Социометрия.
  2. Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»
  3. Уровень воспитанности и самооценки класса.
  4. Ранжирование учебных предметов.
  5. Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»

Основной этап:

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе   психодиагностических данных.

Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

“Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания” - В.А. Сухомлинский

Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Основные задачи:

  • формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;
  • развитие интеллектуальных способностей детей;
  • развитие мышления, памяти, внимания.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.  В.А. Сухомлинский

Цель: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности.

Основные задачи:

  • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;
  • Приобщение к активному отдыху на природе;
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;
  • Учить жить по принципу: «В здоровом теле – здоровый дух»

“Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” В.А.         Сухомлинский

Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.

Основные задачи:

•        Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;

•        Участие в школьных и районных экологических субботниках;

•        Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту...  Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.А.         Сухомлинский

Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.

Основные задачи:

  • Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;
  • Воспитание чувства прекрасного;
  • Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.

Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.

Задачи:

  • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.
  • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.
  • Развитие личностных свойств – самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»  В.А.         Сухомлинский

Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.

Задачи:

  • формирование культуры общения у родителей;
  • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
  • выработка совместных требований к ученику;
  • содействие сохранению и упрочнению семьи;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс:
  • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Виды взаимодействия учителя и родителей:

  1. Учебная деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Общественно – полезная деятельность
  4. Творческая деятельность
  5. Спортивно – оздоровительная деятельность
  6. Экологическая деятельность

Обобщающий этап

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках   реализации программы воспитательной работы по развитию  

классного коллектива

На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:

  • Отслеживание достижений  в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.
  • Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.
  • Самопрезентация личных достижений учащихся.

3.10 Самоуправление класса.

Заповеди класса:

НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

ПОМНИ:

  • Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
  • Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
  • Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
  • Поспешишь – весь класс насмешишь.
  • Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
  • Дорожи дружбой ребят в классе – это твоё «ежечасное трёхразовое питание»

«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
  • Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
  • Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
  • Помогай учителю в организации досуга.
  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.
  • Не будь в стороне от интересных дел.
  • Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

Традиции класса, которые могут творить чудеса

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

  • традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания: “Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!” “Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”

Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.

  • традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

  • традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
  • традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
  • традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно,  говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.

  • традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

И т.Законы класса

1. Закон Правды.

      Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.        

2. Закон Добра.

     Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

      Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

      Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

      Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай  о них.

6. Закон Памяти.

    Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и  своей истории.

7. Закон Уважения.

     Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

     Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

     Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

     Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

     Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни  о  своей духовной силе, долге, достоинстве

  • организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;

.

3.11 Общие прогнозируемые результаты.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее» целесообразно использовать следующие критерии: 

  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
  • Уровень воспитанности;
  • Сформированность ценностных отношений учащихся;
  •  Формирование мотивации к обучению;
  •  Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;
  • беседы с учащимися;
  • наблюдения;
  •  интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

  • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
  • Активная гражданская  позиция.
  • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Творческий подход к любым видам деятельности.
  • Коммуникабельность, умение общаться.
  • Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
  • Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.

  3.12   Мониторинг эффективности реализации программы.

                      .

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.

  1. Тест интеллектуального развития
  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  2. Методики "Репка" ("Что во мне выросло")

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

.3. знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

  1. Методика Торренса
  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"          

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"                    

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности

  1. Методика "Наши отношения"
  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).

Приложения

Приложение 1

Мониторинг результативности воспитательной программы.

Диагностика в воспитательной работы классного руководителя

Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в начале каждой четверти. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и родителями.

Направление «Взаимодействие»

Диагностика классного руководителя в этом направлении начинается с изучения детского коллектива и определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.

1.Социометрическое исследование коллектива (5-7 класс).

 а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?

 б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?

 в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?

 г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты  перевел в другой класс?

2. Анкета «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».

№ п/п

Вопросы

Учителя-предметники

матем.

Ин.яз.

1.

Как поступит учитель, если ты не подготовишься к уроку?

2.

Как поступит учитель, если ты ответишь хорошо?

3.

Как бы ты поступил на месте учителя в первом и втором случаях?

     Анкета позволяет выявить, что же думает ученик о том, как в зависимости от его успеваемости относится к нему учитель. Классный руководитель может посетить уроки учителей – предметников и посмотреть, насколько мнение учащегося совпадает с реальным положением дел.

3.Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников».

Признаки коммуникативной культуры

Предметы

Баллы

Интересно излагает материал

Терпеливо поясняет сложные места

Доступно излагает трудный материал

Умеет поддерживать интерес класса к предмету

Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог

Создает ситуацию для самостоятельной работы

Предлагает творческие задания

Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам

Проявляет уважение к своим коллегам

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

Создает ситуацию успеха каждому ученику

Сумма баллов

Эта анкета позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка, узнать, как он оценивает своих учителей, определить объективность этой оценки и направления коррекционной работы с классом и отдельными учениками.

4. Анкета для родителей.

  Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1.        Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть  умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.

2.        В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.

  1. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.
  2. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.
  3. Нашего ребенка в школе никто не унижает.
  4. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.
  5. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.
  1. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.
  2. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.

  Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно после первой четверти. Затем проводить индивидуальные беседы с учителями-предметниками и отдельными учениками.

Приложение 2

Наш класс

Фамилия, имя _________________________________________________________

Отметь в каждой таблице одно высказывание, которое наиболее точно характеризуют наш класс.

Дружба и сплочённость

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

Наш класс очень дружный и сплочённый.

2.

Наш класс дружный.

3.

В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.

В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовёшь.

5.

Наш класс недружный, мы часто ссоримся.

6.

Наш класс недружный, в нём трудно учиться.

Поступки и ответственность за них

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

В классе принято нести ответственность друг за друга.

2.

В классе плохие поступки волнуют всех.

3.

В классе нарушения дисциплины осуждаются только активными учащимися.

4.

В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем.

5.

Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель узнал как можно меньше.

6.

Мы не обращаем внимания друг на друга и учителей.

Взаимопомощь

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

В нашем классе принято помогать друг другу.

2.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.

В нашем классе помогают только тогда, когда просит сам ученик.

4.

В нашем классе помощь оказывается только по просьбе учителя.

5.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Приложение 3.

Направление «Нравственность»

    Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.

  1. Методика неоконченных предложений

Продолжить предложения:

Добро – это ….                                Открытость – это ….

Зло – это ….                                     Подлость – это …

Любовь – это …                               Совесть – это ….

Ненависть – это ….                         Наглость – это …

Дружба – это …                               Порядочность – это ….

Враждебность – это…                     Право – это ….

Честность – это …                            Обязанность – это ….

Хитрость – это ….

   Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)

  1. Методика изучения воспитанности школьников

«Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена».  Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

 В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

     Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

                                                                                                  Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Положительные

 качества

Отрицательные

качества

1.

2.

 

 На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплённые нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещё сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

    Заполняется следующая таблица.

Таблица 2.

№ п/п

Ф.И учащегося

Закреплённые положительные

качества

Отрицательные качества, которые  ещё существуют в классе

   При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.  Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.  

  Методические рекомендации. Проводить исследование ежегодно в течение первой четверти. Затем производить коррекцию в направлении нравственного роста личности и коллектива.

Приложение 4.

Направление «Интеллект»

      Выполняя направление «Интеллект», классный руководитель работает с классом не один год. На разных возрастных этапах своих подопечных он решает разные задачи, но у этих задач есть одна главная цель — развитие рефлексивных умений учащихся. Ведь умение рефлексировать поможет ученику изменить самооценку, сформировать самокритичность, способность к самосовершенствованию.

Изучение рефлексивных умений ученика начинается с диагностики, она не отличается большой сложностью и в то же время дает учителю возможность немало узнать об интеллектуальных умениях ребенка. Задача такого диагностического прогнозирования — определить способности ребенка к самообразованию и самовоспитанию.

С чего начинается диагностика классного руководителя? В первую очередь, с изучения учебной мотивации учащихся и их отношения к учебным предметам. Это позволяет выявить приоритеты учебных интересов учащихся, скорректировать профессиональную деятельность педагогов, работающих в классе.

1. Качества, которые были бы тебе необходимы на пути к самосовершенствованию

Здесь дано описание качеств, развить которые было бы неплохо каждому человеку для его продвижения к цели.

Тебя будут оценивать учителя, классный руководитель и ты сам. Затем мы вместе обсудим, в какой степени ты близок к идеалу.

Качества, необходимые для самосовершенствования

Самооценка

Оценка учителей

Оценка классного

 руководителя

1. Заинтересованность

Тебе очень интересно учиться в школе.

Твоя заинтересованность проявляется в любознательности.

2. Ответственность

Ты сам отвечаешь за приход на уроки вовремя, за выполнение всех учебных и внеучебных работ, запланированных тобой.

Ты умеешь разумно планировать время на уроки и на отдых.

Ты понимаешь необходимость дополнительной работы по учебным предметам.

Ты отвечаешь за наличие учебных материалов к занятиям и за сроки их сдачи, за результативность своей работы на уроке.

3. Самостоятельность

Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу.

Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно.

Критически оцениваешь полученные результаты.

4. Сосредоточенность

Ты углубляешься в работу над заданием и способен сохранить внимание до получения необходимых результатов.

Во время работы ты не отвлекаешься на посторонние дела.

5. Инициативность

Ты активен в учении.

Закончив одно задание, просишь другое.

Охотно берешься за общешкольные и классные задания.

Предлагаешь свои варианты выполнения учебных заданий.

6. Сотрудничество

Ты ответственно относишься к общению с другими людьми.

Ты активен индивидуально и в группе.

Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех.

7. Требовательность

Ты работаешь на уроке, добиваешься высокого качества своей работы.

Ты справедлив в оценке своих результатов.

Ты можешь в любой ситуации сделать справедливый вывод.

8. Взаимодействие с другими людьми

Ты доброжелателен к другим людям.

Ты терпим и ответственен, желаешь хороших взаимоотношений в ситуации.

Ты стараешься помочь в решении конфликтных ситуаций и конфликтов.

 Этот пункт ты можешь заполнить сам, его могут заполнить учителя, если ты проявишь качества, которых нет в пунктах 1—8.

2.Твои творческие достижения в этом учебном году

Достижения (примерный перечень)

Оценка учителя

I

III

III

IV

За год

1.

Участие в написании рефератов.

2.

Участие в написании докладов.

3.

Участие в предметных конференциях.

4.

Участие в работе школьных и внешкольных предметных научных обществ.

5.

Участие в олимпиадах по предметам.

6.

Участие в предметных вечерах.

7.

Участие в предметных неделях.

8.

Участие в предметных викторинах, турнирах, брейн-рингах, КВНах.

9.

Участие в исследовательской работе (по предмету, дополнительной работе по предмету).

Твоя деятельность

Оценка классного руководителя

I

III

III

IV

За год

10

Участие в классных часах.

11

Участие в конкурсах.

12

Участие в праздниках класса и школы.

13

Участие в концертах.

14

Участие в трудовых делах класса и школы.

15

Твоя учебная и внеклассная творческая деятельность.

Приложение 5.

Направление «ДОСУГ»

Для выполнения этого направления можно использовать нетрадиционные формы оперативной диагностики.

1.Рейтинг внеклассных дел

Рейтинг внеклассных дел проводится в конце четверти или в конце учебного года.

На доске изображен круг. В этот круг ребята вписывают те дела, которые им были интересны в этом учебном году. После выполнения этой совместной работы ребята должны проранжировать эти мероприятия.

После того как ребята сделали свой выбор, экспертная группа определяет три дела, которые более всего понравились ребятам. Учащиеся класса должны попытаться назвать преимущества этих мероприятий перед другими, кроме того, класс отмечает тех ребят, которые проявили инициативу и активность в подготовке и проведении этих мероприятий.

Такая активная диагностика позволяет определить внеучебные интересы учащихся, их желание проявить собственную ответственность и активность.

2. Защита авторских проектов

Очень интересной формой диагностики интересов учащихся может стать защита авторских проектов. Класс делится на микрогруппы. Каждая группа получает задание по тем направлениям плана воспитательной работы, которые имеет педагог, например, «Семья», «Досуг». Учащиеся должны подумать и предложить мероприятия в этом направлении. Как правило, дети подходят к этой работе творчески и с большим удовольствием. Им нравится, что классные дела предлагаются не взрослыми, а планируются ими самостоятельно. Полезность этой деятельности детей состоит еще и в том, что она отметает формализм и стереотипы в работе с классом, дает возможность ребенку пофантазировать и представить себя в том или ином деле, рассчитать свои силы и возможности. И самое главное — такая деятельность развивает у ребенка ответственность и рефлексивные умения.

3. «Сказочный цветок»

Большой интерес вызывает у учащихся и такая форма диагностики, которую можно условно назвать «Сказочный цветок». На большой лист ватмана прикрепляется цветок, его лепестки зашифрованы. В одном из лепестков ребенок находит заглавную букву своей фамилии; второй лепесток определяет его участие в том или ином мероприятии, которое планируется в четверти; третий лепесток определяет группы ребят, которые будут участвовать в подготовке того или иного классного мероприятия; четвертый лепесток определяет сроки подготовки мероприятий, а пятый определяет форму проведения мероприятия. Такая организация работы с классом уместна на среднем этапе обучения, особенно в 5-м классе. Эта диагностика позволяет наблюдать за учащимися, видеть проявления их личных качеств в конкретной ситуации, которую предложил педагог.

Большое значение имеет анализ внеклассных мероприятий, который проводит классный руководитель совместно с учащимися. Естественно, что после каждого совместного дела классный руководитель задает учащимся следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, то, что мы с вами сделали, это интересно или не интересно, нужно или не нужно, важно или не важно?
  2. Вам понравилось то, что мы сделали, или нет? Если да, то почему, и если нет, то тоже почему?
  3. Как сделать так, чтобы в следующий раз то, что мы делаем, было полезнее и интереснее?

Приложение 6.

Направление «СЕМЬЯ»

 Изучение взаимоотношений в системе «родители — ребенок»

Это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся. Там можно определить темы родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, совместных мероприятий учащихся и родителей.

Анкета № 1

  1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
  2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете самыми главными?
  3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
  4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребенку их исправить?
  5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного года? через три года? в год окончания школы?

Анкета № 2

Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты.

Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас.

Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее:

  • питание;
  • здоровье;
  • друзья;
  • работа;
  • учеба;
  • взаимоотношение с родными;
  • любовь;
  • деньги;
  • образование;
  • жилье.

Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест «Ребенок глазами родителей, семья глазами ребенка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с детьми, так и с родителями.

Вариант № 1. Опрос родителей

Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребенка?

Вариант № 2. Опрос детей

Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. Но результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Например, проблема детской тревожности и неуверенности; проблема общения взрослых и детей, проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.

Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по-иному взглянуть ни ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.

        

                 

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2005.
  2. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  3. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
  4. Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
  5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...