Внеклассное мероприятие «Семья - всему начало"
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие «Семья - всему начало"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Шарангского муниципального района нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Всероссийский конкурс методических разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям

Внеклассное мероприятие "Семья — всему начало"

Автор работы: Колбина О.С., учитель биологии и географии

Контактный телефон: 8(831)5525334

Почтовый адрес: 606840, Нижегородская область

Шарангский район, село Щенники,

улица Центральная, дом 21

Электронный адрес: shenniki-shkola@yandex.ru

Село Щенники

2017 год

        Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям. 

        Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

        Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

        Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

        Задачи:

  • конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности»;
  • развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе;
  • воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям.

        Оборудование: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин». В.В.Маяковский, раздаточный материал (сердечки, пословицы), "ромашка" "Семейные ценности", толковый словарь Ожегова.

Место проведения: класс

Прогнозируемые результаты:

  • проявление уважительного отношения к страшим;
  • формирование негативного отношения к сквернословию;
  • активное участие родителей в жизни класса;
  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности.

Ход занятия

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам отгадать ребус (Приложение 1).

- О чем мы сегодня будем говорить? (О семье). (На доску вывешивается середина ромашки с надписью "семья"). (Приложение 2)

 - А что такое семья? Давайте послушаем стихотворение о семье. (Стих читает ученик).

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит 
Во! – семья.

(М. Шварц)

 - Теперь, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь.

(Учитель предлагает разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «воспитание»). (Приложение 3)

        У вас на столах лежат словари Ожегова С.И.. Найдите в нем толкование  понятия семья. 
(Учащиеся находят определения:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.)

- Как вы думаете, какая семья самая большая? (Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот)

- А как называется большая семья? (Такая семья называется многодетная.)

- Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Род.)
Это слово можно заменить еще словом «династия». 

 - В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Только люди знают своих родственников, помнят их. Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие?

- Почему объединяя всех родственников вместе используют изображение дерева? (Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка.)

- А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева? 

- Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Проведем игру «Кто кому кто?» ( Приложение 4).

- Послушайте шуточное стихотворение о родителях.

В шутку или же всерьёз

Проведём такой опрос-

Какие вы родители

Услышать, не хотите ли?

Если вы — родители —

Ласкатели, хвалители,

Если вы — родители -

Прощатели, любители.

Если разрешители,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы — родители -

Ворчатели, стыдители,

А если вы — родители

Ругатели, сердители,

Гулять — неотпускатели,

Собакозапретители,

То, знаете, родители,

Вы просто крокодители!

- Хоть стихотворение и шуточное, но в каждой шутке есть доля правды. Дорогие родители, балуйте своих детей, но в меру. Дорогие дети, уважайте и любите своих родителей и помните, что кроме слова "можно" есть ещё и слово "нельзя".

Каждый род что-то объединяет. Послушайте одну легенду: В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… - Какое это слово? ( Работа в парах)

- Это слово - понимание. Давайте его прикрепим к серединке цветка. Это будет первый лепесток.

- Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка еще должно объединять каждый род?

- В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это, одним словом? (Ценность) 

- Что еще может обозначать слово ценность? (богатство…)

- Чем эти ценности отличаются друг от друга? (духовные, материальные) 

(Дети присоединяют лепестки к середине цветка.) (Приложение 5).

- Какие из них являются главными, наиболее важными?

- Кто узнал этот скромный цветок? (Ромашка).

- Кто знает символом, какого праздника является ромашка? Наверное, сейчас каждый из вас знает о Дне святого Валентина – Дне влюбленных, столь популярном среди молодежи празднике. Однако, День святого Валентина – праздник католический, пришедший к нам с Запада. Но ведь у нас, на Руси, есть свои святые – покровители влюбленных, брака и семейного счастья. Это Петр и Феврония. Памяти этих святых и посвящен праздник любви, семьи и верности, который отмечается 8 июля. 

 - Много пословиц есть о семье. Давайте проверим, как вы их знаете, проведем игру "Собери пословицу". (Работа в группах). (Приложение 6).

- Наш урок заканчивается. Поиграем еще в одну игру "Закончи предложение". (Предложения написаны на сердечках). (Приложение 7).

- Послушаем стихотворение (Стих читает ученик).

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

- А наш класс является семьей? (Да)

- И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

        Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

        Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

 - Урок окончен. До свидания!


Приложение 1.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\01eb5b7252.jpg

Приложение 2


Приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

1

Л

Ю

Б

О

В

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

К

О

М

П

Р

О

М

И

С

С

 

 

 

 

 

 

 

3

С

Ч

А

С

Т

Ь

Е

 

 

 

 

 

 

 

4

П

А

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Д

Е

Т

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

А

М

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е

 

 

 

9

С

К

В

Е

Р

Н

О

С

Л

О

В

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Е

М

Ь

Я

 

 

 

1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. 

2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. 

3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства. 

4. Глава семьи (ласково). 

5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом.

6. Самые близкие родителям люди.

7. О ком говорится в этом четверостишии?

Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. 

9. Использование нецензурных выражений.

10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. 


Приложение 4.

Игра « Кто кому кто?»

Правила игры: продолжи правильно предложение.

Сестра отца – .   .   .                                (тетя)


Хранительница семейного очага – .  .  .  
(мама)


Наследник рода – .  .  .                          
(отец)     


Брат мамы – .  .  .                                  (дядя)


Дитя родителей, но не сын – .  .  .      
(дочь)


Отец мамы – .  .  .                                  
(дедушка)


Сын брата – .  .  .                                  
(племянник)


Мама папы – .  .  .                                  
(бабушка)


Папин папа – это
...                                (дедушка)


Внучка – это дочка сына или 
...           (дочери)


Глава семьи - это ...                               (папа или отец)


Приложение 5.

        

Приложение 6.

Игра "Собери пословицу"

        Правила игры: Детям раздаются листочки с отдельными словами из пословиц. Они должны собрать пословицу.

Задание:

Не надобен

и клад, коли в семье лад.

Какие корешки,

такие и детки.

какие родители,

такие и ветки,

когда над ней крыша одна.

Семья сильна,

так и дома нет.

Когда семьи нет,

чем слиток золота.

Лучше дружная семья,

и горе не берет.

Согласную семью

доброй семьи уклад».

«Мир и лад –

Ответы: 

1. Не надобен и клад, коли в семье лад.

2. Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки.

3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

4. Когда семьи нет, так и дома нет.

5. Лучше дружная семья, чем слиток золота.

6. Согласную семью и горе не берет.

7. «Мир и лад – доброй семьи уклад».

Приложение 7.

Игра «Закончи предложение»

Правила игры: Каждый ученик получает сердечки и самостоятельно заканчивает предложение

Задание:

Я доверяю свои тайны ….

Мама и папа для меня самые ….

Свою семью я считаю ….

Родным я хочу пожелать ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация к проведению внеклассное мероприятие "Родительский дом - начало начал"

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся ...

Внеклассное мероприятие "Семья- всему начало"

Сценарий с целями и задачами "Урок семьи"...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

Это мероприятие поможет обучающимся заботиться о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Данная работа знакомит учащихся  с уникальной продукцией нашей станицы Ирклиевской. Это хлеб, который выпекается на пекарне. Знакомит с работниками пекарни и их нелегким трудом. ...

"Семья - всему начало"

Всё начинается с семьи:Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старины докучливые стрелы:Всё начинается с семьи: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, ...

Воспитательное мероприятие"Семья-всему начало"

Формирование культуры семейных отношений....