Родительское собрание в 5 классе Тема. Трудности адаптации пятиклассников.
план-конспект

Макрова Наталья Александровна

Родительское собрание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie_adaptatsiya.doc84.5 КБ
Microsoft Office document icon ucheba.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Макрова Н.А.

Родительское собрание в 5 классе

Тема. Трудности адаптации пятиклассников.

Задачи:  ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

  1. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».

- изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

- изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

  1. Далее предлагаются рекомендации для родителей.
  2. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

- степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

- состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

- влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

  1. Подведение итогов.
  2. Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.

Рекомендации для родителей

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учёт темперамента ребёнка а период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  его учебной деятельности.
  8. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

     Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).

2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).

3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).

4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).

5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).

6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).

7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).

8. Я избегаю трудностей (да, нет).

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).

10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).

11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).

12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).

13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).

14. Я не высыпаюсь (да, нет).

15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.

Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.

5–7 баллов — средний уровень.

8–10 баллов — повышенный уровень.

11–15 баллов — высокий уровень.

Опросник №1

для 5-х классов «Отношение к учебным предметам»

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

Русский язык

Литература

английский язык

Математика

История

биология

Физич. культура

Технология

ИЗО

Музыка

география

обществознание

Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызвать дезадаптацию. Проводится 2 раза в год (октябрь, январь)

Опросник №2

для 5-х классов «Самочувствие учащихся в школе»

Инструкция: отметить значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Наиболее часто я испытываю в школе:

спокойствие

усталость

скуку

радость

уверенность в себе

беспокойство

неудовлетворённость собой

раздражение

сомнение

обиду

чувство унижения

страх

тревогу за будущее

благодарность

симпатию к учителям

желание приходить сюда

После обработки анкет получаем сумму баллов в процентах, на основе которых можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если чувство набирает меньшее число голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

ФИ __________________________________

Анкета: Тревожность.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).

2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).

3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).

4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).

5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).

6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).

7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).

8. Я избегаю трудностей (да, нет).

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).

10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).

11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).

12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).

13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).

14. Я не высыпаюсь (да, нет).

15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Опросник: «Отношение к учебным предметам»

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

Русский язык

Литература

английский язык

Математика

История

биология

Физич. культура

Технология

ИЗО

Музыка

география

обществознание

Опросник: Самочувствие учащихся в школе»

Наиболее часто я испытываю в школе:

спокойствие

усталость

скуку

радость

уверенность в себе

беспокойство

неудовлетворённость собой

раздражение

сомнение

обиду

чувство унижения

страх

тревогу за будущее

благодарность

симпатию к учителям

желание приходить сюда



Предварительный просмотр:

Учитель: Макрова Н.А.

Класс: 6

                               

                               Родительское собрание на тему  

      «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
  2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
  3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовка:

  «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»

                                                                                                                                                 Легуве

   «Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера»

                                                                                                                                                  Левис

   «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться»

                                                                                                                                                    Ж.Руссо

    «Кто не может взять лаской, тот не может взять строгостью»

                                                                                                                                                    А.Чехов

 Тексты заповеди( приложение)

Анкеты для учащихся и для родителей (приложение)

Ход собрания:

Учёба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно  участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда ещё малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учёбой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного учёного, профессора Махмутова, посвящённая проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребёнку в учебной деятельности.

Наша задача состоит сегодня в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические  приёмы оказания помощи им в этой деятельности.

Слово психологу школы.

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности(участники разбиваются на группы). Перед вами на доске – «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос «Почему у наших детей снижается интерес к учению?». Значимые , на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах листьях, а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу – 8 – 10 минут. (Возможные причины:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналоги.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.

Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

Низкая самооценка школьника)

Этот этап завершается комментариями каждой группы.

Ув.участники! в процессе подготовки к нашему разговору мы предложили вам и вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась вашей роли и степени вашего участия в учебной д-ти детей. Сопоставив результаты анкет, вы можете определить для себя, насколько вы осведомлены о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребёнок, и какова степень вашего участия в учебной д-ти. Сравнение поможет вам выявить то, на что вы , возможно, не обращали внимание. Число совпадений ответов укажет вам, насколько точно вы осведомлены о трудностях ваших детей. (замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует  очень серьёзно задуматься, если оно 5 или менее. В этом случае вероятнее всего, что вы недостаточно внимательны к учебнлй д-ти своего ребёнка и вам следует находить больше времени для его поддержки.

Сейчас, ув.участники, каждая группа получит вариант ситуаций, который вы обсудите в течение 5 минут и представите возможное решение данной проблемы. Вместо этого можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. (ситуации – приложение)

 Общий вывод: нет правильных и неправильных решений в какой-то сложной для ребёнка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых следует изучать своего ребёнка, быть рядом с ним, разделять проблемы и учиться их разрешать вместе.

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности – учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться – это значит получать одни «пятёрки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя прцесс. Если мы считаем, что уметь учиться – это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

Для начала надо усвоить, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, решённой задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребёнок не может с ними справиться, вы ему можете помочь, соблюдая ряд простых правил:

  *постарайтесь не особенно ругать ребёнка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

   *выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребёнка оценка, чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребёнок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то ещё.

   *проанализируйте ошибки, не унижая ребёнка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребёнка как личности. На ошибки следует указывать сдержанно.

   *хвалите ребёнка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребёнок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принёс вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребёнка.

   *хвалите ребёнка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправит или избежать.

   *ставьте перед ребёнком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Мы завершаем работу, благодарю участников и прошу каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребёнка.

Слово родителям. (предаём друг другу листок)

Подведение итогов собрания:

Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребёнка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького человека никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть стоит присмотреться к себе и измениться. Я приготовила для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаю их вам, завершая наш сегодняшний разговор.

Приложение 1.

                         Заповеди воспитания:

*найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.

У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

*не ругайте, а учите!

Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребёнка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. и маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему в порыве гнева. Критиковать надо не  ребёнка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоя объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит. Всегда давайте понять ребёнку, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

*оцените сильные стороны своих детей.

Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребёнка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» его ответы могут открыть нам такие способности ребёнка, о которых мы раньше и не подозревали.

*развивайте в ребёнке уверенность в себе.

Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя ещё выше, что ведёт к достижению ещё больших успехов.

*научите своего ребёнка расслабляться.

Умение расслабиться важно для вашего успеха. Когда вы не напряжены, то думаете более чётко, и ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и нучите ребёнка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чём надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть ваш ребёнок думает об этом, пока не успокоится.

*напоминайте ребёнку о его успехах.

Можно также предложить ребёнку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

*идите к цели постепенно.

Можно нарисовать лестницу с пятёрками на верхней ступеньке и повесить её на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что по программе и т.д.

! никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Приложение 2.

                                           Анкета для учащихся.

  1. поддерживают тебя родители в учёбе?
  2. говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
  3. назови твой самый любимый и самый сложный для освоения предметы.
  4. часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
  5. какой предмет был самым любимым

а)у твоей мамы,

б)у твоего папы?

6.   назови, что в течение последней недели читали твои

      а)мама,

      б)папа?

7.   что в течение последней недели прочёл ты?

8.   обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9.   наказывают ли тебя родители за промахи в учёбе? Как?

10. любишь ли ты учиться?  Если нет, то почему?

                                           Анкета для родителей.

  1. поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
  2. говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
  3. назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
  4. часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?
  5. назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у мужа (жены)?
  6. назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж(жена)?
  7. назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?
  8. обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
  9. наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе? Как?
  10. любит ли ваш ребёнок учиться? Если нет, то почему?

Приложение 3.

Ситуация 1.

«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».

Ситуация 2.

«У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе».

Ситуация 3.

«Придя с работы, вы застаёте ребёнка в слезах. Поговорив с ребёнком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, кА выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребёнок абсолютно уверен в том, что у нег это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. КА помочь ребёнку, не сломав его?»

Ситуация 4. «Ребёнок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о её содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации  должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силён в математике?»

Ситуация 5.

«Накануне ребёнок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребёнок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?»

Ситуация 6.

«Ребёнок получил четвёртую «двойку» по одному из предметов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Трудности адаптации пятиклассников в школе"

На первом родительском собрании в 5 классе  необходимо познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс из начальной школы.  Нужно раскрыть ос...

Презентация к родительскому собранию по теме "Трудности адаптации пятиклассников"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по теме "Трудности адаптации пятиклассников"...

Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации пятиклассников".

Цели  собрания:1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Выступление на родительском собрании по теме «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Пятый класспереход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество...

разработка родительского собрания по теме «Трудности адаптации пятиклассников»

Разработка родительского собрания по теме «Трудности адаптации пятиклассников» предназначена для проведения первых  родительских собраний в 5 классе....