Родительское собрание "Формирование адекватной самооценки у подростка"
методическая разработка (7 класс) на тему

Емельянова Ольга Николаевна

Материал знакомит родителей с конкретными практическими упражнениями, предназначенными для формирования адекватной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Формирование адекватной самооценки у подростка»

Цель: познакомить родителей со способами формирования у подростков адекватной самооценки.

Задачи: 
1) Предоставить информацию, что такое самооценка, и какой она бывает.
2) Познакомить с конкретными практическими упражнениями, предназначенными для формирования адекватной самооценки.

Ход собрания.

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.

В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, и на дальнейшее развитие его личности.

Оценка себя (самооценка) может быть: заниженной, адекватной, завышенной и компенсаторно завышенной. Поэтому сегодня мы поговорим о том, 

- почему формируется та или иная самооценка,

- как определить уровень самооценки вашего ребёнка,

подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как её повысить.

Как и почему формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если он находится в зависимом, подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители бояться положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку своего ребенка?

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем не обязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте такую инструкцию:

На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются. А на самой нижней ступени – неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие. Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.

Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время бить тревогу.

Чувство неполноценности может появиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.

Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психологами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Почему? Потому, что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, никому не нужным.

Нелюбовь к себе мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обычных задач, т.к. слишком критичны к себе.

Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них – шутовство. Человек высмеивает себя, как бы «опережая других» Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом. И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить ему «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток врывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.

Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу. Что он никому не интересен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя. Но такой вывод может привести к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей. Подросток начинает приспосабливаться к окружающим. Он не высказывает собственного мнения, не дорожит своими утверждениями. 

Большинство подростков вынуждено находиться в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодёжи, её пристрастия.
Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а, следовательно, и не надо искать пути их решения.

Каким образом можно повысить самооценку ребёнка?

Уважаемые родители обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях будет «помогите».

- Поговорите с ребёнком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всём: во внешнем облике, в характере. Попросите также записать свои способности, таланты. Вы увидите, с какой лёгкостью ваш ребёнок пишет отрицательные качества и как трудно написать всё то хорошее, что в нём есть. Помогите ему напомните. Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох. Как ему кажется.

- Вторая задача – помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.

- Постарайтесь изучить всё лучшее, что в нём есть. Подумайте, как он может это развивать в себе. Помогите ему найти то дело, которое поможет проявить свои способности.

- Подросток не должен быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же можно надеяться на успех. Повторяйте ребёнку, что он не хуже и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других, а в первую очередь вас.

Если по результатам теста ваш ребёнок оказался на одной из 3-х верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной. На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы – как заниженная. Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сложившихся обстоятельств или «происки врагов». Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний. Понаблюдайте за своим ребёнком. Если его поведение меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.

Подведение итогов.

Т.к. самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, т.е. меняется с большим трудом, то изменить её можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей. Уважаемые родители, и в этом нелёгком деле вам отводится ведущая роль. Помогите вашему ребёнку повысить неадекватно заниженную самооценку. Помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только в них поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребёнка, и результат не замедлит сказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

Родительское собрание «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка»

Интересные факты для родителей  о формировании детской самооценки...

родительское собрание «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».8 класс.

Цель: Ознакомление родителей со способами формирования у подростков адекватной самооценки.Задачи: 1)Предоставление родителям информации о том, что такое самооценка, и какая она бывает.2) Привлечение в...

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...

Авторская коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки у младших подростков

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факто...

Родительское собрание в 8 классе на тему: «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».

Родительское собрание  в 8 классе на тему: «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка»....

родительское собрание "Формирование адекватной самооценки у подростков"

Презентация знакомит родителей обучающихся 7-го класса с теоретическим материалом о самооценке подростков...