Сценарий родительского собрания в 10 классе на тему "Трудный диалог с подростком"
методическая разработка (10 класс) на тему

Патрикеева Татьяна Александровна

Предлагаю вам сценарий родительского собрания в 10 классе по проблеме диалога между родителями и подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_10_klass.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №2»

Сценарий родительского собрания в 10 классе

Тема «Трудный диалог с подростком»

Разработан Т.А. Патрикеевой,

учителем английского языка

2017

Родительское собрание в 10 классе

 «Трудный диалог с подростком»

Цель: оказание помощи родителям в осмыслении и преодолении затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.

Задачи:

- побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей;

- ознакомить родителей с некоторыми правилами и приемами, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста.

Предварительная подготовка к собранию

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Подготовка теста для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»
  3. Изготовление памятки для родителей «Советы родителям подростков»

Оформление доски: высказывания известных людей о подростковом возрасте. (Приложение1)

Ход собрания

Классный руководитель:

Наши дети становятся взрослыми

Так внезапно и так ожидаемо!

И теперь не идут к нам с вопросами,

Отдаляются осязаемо.

И принять, и понять часто трудно:

Дети выросли. Дальше сами

Начинают свой путь по будням

Параллельной дорогой с нами.

Как они взрослеют решительно,

Не боясь ничего на свете!

Боже! Пусть они будут счастливыми,

Повзрослевшие наши дети!

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, которая стара как мир. И раз сегодня мы снова её обсуждаем, значит, на вопрос «Как найти взаимопонимание со своим ребенком?»нет однозначного ответа.  Но я надеюсь, что в конце нашей сегодняшней беседы мы сможем, по крайней мере, приблизиться к этому пониманию. Итак, тема нашего собрания «Трудный диалог с подростком».

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность. Подростки чувствуют себя одинокими, а взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают такое настроение детей. С проблемой «разрыва поколений» до вас сталкивались многие семьи. Как вы думаете, когда появилось это высказывание: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей»? Вы, возможно, удивитесь, но это Сократ, Vв.дон.э. Такое поведение подростков обусловлено психологическими особенностями данного возраста. У подросткового возраста есть  своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области.  Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты.  Как вы думаете, в каких вопросах повседневной жизни дети чаще всего расходятся с родителями? (В результате обсуждения родители могут назвать основные «камни преткновения»: 1. Кто из сверстников достоин их дружбы. 2. Как следует проводить свободное время. 3. Какую профессию выбрать. 4. Хороша ли музыка, стиль одежды и т.п., которые выбирает подросток и др.)

Ещё одним немаловажным фактором, способствующим нарастанию непонимания между родителями и подростком, является то, что при нынешнем ритме жизни подростки могут переживать внутреннее одиночество. Это нередко бывает и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром. А как говорил О.А. Батиста:  «Лучшее наследство, которое может передать ребенку родитель – это несколько минут своего времени каждый день». На самом деле, в старших классах большая часть ребят ощущают настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают, в ком видят друга, который готов помочь, просто выслушать. Основной смысл доверительного общения старшеклассников совзрослыми не в получении от них той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи в их проблемах, переживаниях.  На вопрос анкеты «Чувствовали вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» большинство учеников дают положительный ответ. В чем же проблема?Почему дети ищут помощи не у родителей, а у друзей? Давайте попробуем разобраться. Некоторые родители убеждены, что они понимают своего ребенка и считают себя его другом, но так ли это на самом деле? Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Тест дается в приложении (Приложение 2), родители отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, делают для себя выводы).

К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового оценщика, судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять. Я думаю, что  у каждого из  вас есть большой опыт решения различных проблемных ситуаций, с которыми вы столкнулись при общении со своими детьми. Ивы сейчас сможете поделиться этим опытом друг с другом. Вам нужно  разделиться на группы и обсудить возможные варианты решения следующих ситуаций:

Ситуация 1.Ваша дочь просит вас отпустить ее на вечеринку. Вечеринка проходит за городом, на даче. В ней участвуют не только сверстники — подруги вашей дочери, но и молодые люди старшего возраста. Как вы поступите?

Ситуация 2.Ваш сын (дочь) выкрасил волосы в ярко синий цвет (или еще как-то радикально поменял внешность). Как на это реагировать родителям?

Ситуация 3.Ваш ребенок собирается на день рождения к другу и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, какие доводы вы приведете?

(Родители делятся на 3 группы. Каждая группа получает карточку с одной из проблемных ситуаций.  Далее следует обсуждение и принятие решений по каждой жизненной  ситуации. Выступление групп, дискуссия.)

Итог собрания.

Классный руководитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, она будет полезной и поможет  вам лучше понять своих детей и найти с ними общий язык в любых жизненных ситуациях. Будьте мудрыми, милосердными, терпеливыми и любящими родителями. Помните, что дети – это наше будущее, бесценное сокровище и великий дар.

 

 

Что б ни было, должны мы помнить вновь,

Как важно в жизни нужным быть кому-то,

Что в радости и в трудную минуту

Всем детям наша так нужна любовь!

Как важно миром их нам дорожить,
И понимать с годами только краше,
Что жизнь свою лишь только, а не нашу,
Они должны построить и прожить.

Откройте двери к сердцу своему,
Чтоб светом сердце детское согрелось,
Чтоб им всегда вам то сказать хотелось,
Что просто так не скажешь никому!

Прошу вас, будьте им родней родных,
Чтоб знали об одном, простясь с тревогой, –
Какой бы ни пошли они дорогой, –
Вы любите все также крепко их!

Пусть станут теми, кем они хотят,
И помнят, когда трудности коснутся,
Что есть у них всегда, куда вернуться,
Что здесь всегда их примут и простят!

В конце собрания родителям вручаются памятки с советами (Приложение 3)

Приложение 1

Характер ребёнка –это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер (Эрих Фромм).

Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает (Эмма Бомбек).

                                                                                                                                     

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица (Андре Моруа).

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу (Надин де Ротшильд).

Приложение 2

ТЕСТ для родителей:  «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

Я знаю, кто его/ее лучший друг:

1) совершенно точно -5б.

2) приблизительно-3б.

3) не знаю-0б.

Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

4) делаю вид, что ничего не замечаю-2б.

5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю-0б.

6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам -5б.

Как обо мне думают его/ее друзья?

7) положительно-5б.

 8) меня это не интересует-0б.

 9) не очень хорошо-1б.

Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?

10) отрицательно-0б.

11) постараюсь узнать его/ее поближе-5б.

12) все оставлю наего/ее усмотрение-2б.

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

13) запрещу дружить-1б.

14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод-5б.

15) не обращу внимания-1б

Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

16) был-3б.

17) не был-1б

18) не могу сказать-0б.

Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

19) он плохо влияет на сына/дочь-3б.

20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой-1б.

21) он не соответствует моим представлениям о друге-1б.

Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22)  в большинстве случаев могу-5б.

23)  это удается только иногда-3б.

24)  не могу-1б.

Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

 25) всегда  подробно-1б.

 26) не рассказывает совсем-0б.

 27) рассказывает только об отдельных случаях -3б.

Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

28)  радуюсь-5б.

29) категорически возражаю-1б.

30) мне все равно-0б.

Подсчитайте баллы за выбранные вами ответы.Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

Приложение 3

Памятка для родителей: «Советы родителям подростков»

  1. Научитесь расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком.Иначе, в один не самый прекрасный день вы обнаружите в квартире совершенно постороннего человека – собственного ребенка, про которого ничего не знаете, и не понимаете, с кем он дружит и чем увлекается.
  2. Постоянно наблюдайте за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.
  3. Принимайте детей такими, какие они есть. Напоминайте себе, что вы находитесь сейчас с любимым человеком, которому больно, да-да: больно, даже если вам кажется, что ему хорошо. Человек в переходном возрасте все чувствует намного ярче, чем мы с вами — и когда ему хорошо, и когда плохо.
  4. Рассказывайте о себе. Даже если вам кажется, что его это не интересует. Как ваш день прошел, что у вас получилось, что нет, чего вы боитесь. И тогда не исключено, что он расскажет о себе. Или, во всяком случае, будет знать, что если ему захочется поделиться, есть ухо, готовое выслушать.
  5. Помните о том, что у него появляется много новых интересов. И это будет сумасшедшее счастье, если он пустит в эти новые интересы вас.
  6. Помните, что рядом с вами находится цельная, органичная, самостоятельная личность, и вы можете познакомиться с этим человеком заново.
  7. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
  8.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
  9.  Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «Формирование положительной самооценки подростка — важная составляющая семейного воспитания»

Цель собрания — знакомство родителей с приемами формирования у подростков положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности подростка.Участники: родители учащ...

сценарий родительского собрания на тему "Проблемы формирования здоровья современных подростков" с презентацией

Предлагаемый сценарий родительского собрания может быть использован для работы с родителями различных классов. Для его проведения требуется предварительная диагностическая работа с учащимися класса, с...

Сценарий родительского собрания 9 класс

Родительское собрание в 9 классеТема:«Помощь родителей в период подготовки к ОГЭ».Задачи: сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; помочь ребёнку пре...

Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Сценарий родительского собрания для 5-6 классов "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"...

Сценарий родительского собрания "Роль общения в жизни подростка"

В сценарии описана важная роль общения для социализации ребенка в школе....