Сценарий родительского собрания "Роль общения в жизни подростка"
консультация

Куприянова Светлана Геннадьевна

В сценарии описана важная роль общения для социализации ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Роль общения в жизни школьника

«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский.

С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным.

И речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка родительской любви и внимания. Как добиться того, чтобы дети не чувствовали себя одинокими в семье? Как вести себя с ребёнком, у которого возникли проблемы?

Сегодня у подростков больше проблем, чем 10-15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать! себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок - это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.

Пятиклассники сейчас вступают в подростковый, или средний школьный возраст (11-15 лет). Его называют еще переходным, т. к. он связан с переходом от периода детства к юности.

В стремлении уйти от проблем, не находя поддержки со стороны одноклассников и родителей, ребёнок порой пытается компенсировать эту пустоту употреблением психоактивных веществ, начинает проявлять жестокость по отношению к сверстникам, о чём упрямо свидетельствует статистика.

Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Наблюдается усиление независимости детей от взрослых. В этот период для детей характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Взрослые зачастую перестают быть авторитетами для подростков.

Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Подростки начинают проигрывать роли в школе, дома и пробуют, как на эти роли будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также педагогами, какое взаимоотношение в семье.

Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.

Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым , а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.

Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.

Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

Таким образом, у ребенка в возрасте от 11-15 лет проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.

Кроме того, у пятиклассников происходит бурный и неравномерный рост и развитие организма, усиливается деятельность желез внутренней секреции. Наблюдается повышение возбудимости или, наоборот, состояние торможения, что объясняется быстрой утомляемостью нервных клеток, а отсюда резкая смена настроения и поведения подростка, раздражительность, равнодушное отношение к различным видам деятельности, в том числе и учебной. Все это влечет за собой конфликтные ситуации не только с родителями и учителями, но и с коллективом сверстников. Немало хлопот вызывает и повышенная возбудимость, которая часто выливается в различного рода проступки, стремление показать свое превосходство.

Задача взрослых заключается не только в том, чтобы помочь подростку направить его бурную энергию в нужное русло, стимулировать учебный труд, включить в различные формы и виды деятельности по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?Задачи собрания:Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.Обсудить с родителя...

Родительское собрание: "Компьютер в жизни подростка: польза или вред?"

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Б...

Родительское собрание "Здоровый образ жизни подростка"

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового о...

Родителям о роли общения в жизни подростка.

Рекомендации родителям о роли общения в жизни подростка....

Разработка родительского собрания "Компьютер в жизни подростка"

Материал представляет подробную разработку родительского собрания на актуальную тему. Может быть использован для подготовки к родительскому собранию в 5-8 классах. Роль компьютера в жизни подростка ра...

Родительское собрание «Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»

Родительское собрание«Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте» Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настро...

"Родителям о роли общения в жизни подростка"

Родителям о роли общения в жизни подростка...