Главные вкладки

    Родительское собрание «Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»
    методическая разработка по психологии на тему

    Родительское собрание

    «Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»

     

    Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя надля осмысления ими помех и затруднений в процессе общения с детьми.

     

    Задачи:

    - актуализировать понятие о значении общения в жизни младшего подростка;

    - обозначить роль общения ребенка в семье;

    - наметить пути преодоления проблем в общении.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx22.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»

    Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя надля осмысления ими помех и затруднений в процессе общения с детьми.

    Задачи:

    - актуализировать понятие о значении общения в жизни младшего подростка;

    - обозначить роль общения ребенка в семье;

    - наметить пути преодоления проблем в общении.

    Ход собрания

    Прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Этот период у всех проходит по-разному: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя. Однако, и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они хотят реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

    Особенности общения детей в подростковом возрасте

    В отрочестве особое место в жизни наших детей занимает общение со свестниками. Именно в общении отрабатываются способы взаимодействия с другими. Подросток как бы «примеряет» на себя определенные роли: «хорошей девочки», «дерзкого парня», «мудрого наставника», «повидавшего и испытавшего все», и т.д. поэтому поведение подростка – такое разное и подчас противоречивое. А он просто смотрит, какая роль больше подходит к его собственной, зарождающейся личности.

    Взаимодействуя друг с другом, подростки учаться рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников – каким их видят другие. Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. На первый план выходят общение и дружба.

    Большое значение в жизни подростка имеет обретение настоящего друга, которому можно было бы доверять как самому себе. В друге ищут понимания, сходства, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому обретенному другу он будет доверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общении именно с этим сверстником. Он не потерпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но иногда и достоинств друга. Именно идеализация и юношеский максимализм наклыдывают отпечаток парадоксальности на дружеские отношения. С одной стороны, потребность в единственном преданном друге, с другой – частая смена друзей.

    Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа – значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Группа может влиять на его поведение и отношения с другими. Именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться. Самое трудное в отрочестве – чувство ненужности. Оставшись один, подросток начинает комплексовать, испытывать тревогу и растерянность. Такая потребность в группе, чувстве «мы» выражает страх перед одиночеством.

    К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый «взрослый» способ взаимодействия с противоположным полом. Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Привязанности могут часто сменять друг друга, но сам подросток искренне верит в серьезность своих намерений.

    Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гармональный фон – все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения. Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

    Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка – женщиной. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников. И именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний. В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят как бы мельче. Все это может вызвать чувство неполноценности у подростка (особенно отличия от других по росту и полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!

    Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознонное желание иметь «взрослые отношения» мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении. Проявление нежности к противоположному полу подвергается насмешкам со стороны ровестников. В то же время общаться с предметом «любви», как раньше, уже не получается. Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности – типа дергания за косички. Девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание – игнорированием объекта привязанности. Ведь легче общаться с кем-нибуди другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

    Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность или стеснительность при общении с противоположным полом.  Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками. И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже группе свертниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях. Редко когда в этом возрасте (11 – 13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно. Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчикоми, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх предпочитают выбирать, что называется, своих.

    Что же нужно помнить об особенностях общения подростка со сверстниками?

    Общение со сверстниками для подростка - это школа социальных отношений и способ познать себя и других. Помогите ему сориентироваться в мире ценностей.

    Ребенок имеет право на свою личную жизнь, тайны, выбор друзей. Не просите подростка постоянно отчитываться, что он делал, с кем гулял, о чем разговаривал. И помните: он имеет право уединиться, закрывшись в своей комнате.

    Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. Появившийся сленг и особенности стиля одежды просто являются атрибутами принадлежности к определенной группе. Примите эти изменения внешности своего ребенка, даже если они вам не по душе. Для него это важно – выглядеть не хуже других.

    Отнеситесь внимательно к кодексу чести, возникшему в референтной группе подростка. Именно по этим законам живет ваш ребенок. Постарайтесь не ставить подростка в такие условия, когда ему придется его нарушать. Ведь спокойствие ребенка и его самоутверждение в среде сверстников в большой степени зависит от соблюдения этих норм.

    Подростки очень ранимы, и они по-прежнему нуждаются в вашей поддержке и помощи – просто иногда им не хватает смелости и умения ее попросить. Если вы замечаете, что с вашим ребенком что-то твориться, постарайтесь сами первыми разговорить его. Но если он дает понять, что хочет решить проблему сам, не настаивайте на своей помощи. Он учиться самостоятельности.

    Знакомтесь с его друзьями. Пусть ваш дом будет открыт для друзей вашего ребенка. Если вы будете в курсе интересов подростка, то сможете вовремя прийти ему на помощь, дать совет, поддержать. К тому же, имея возможность общаться с друзьями дома, ребенок вряд ли попадет под влияние «улицы».

    Примите всерьез первые увлечения вашего ребенка. Конечно, они редко вырастают в серьезную привязанность или любовь, но для ребенка это первые и важные переживания, справиться с которыми в одиночкуон порой бывает очень сложно. Не ругайте его и не говорите, что «все это ерунда и скоро пройдет». Помогите подростку разобраться в своих чувствах: он нуждается в вашем опыте.

    Перед вами статистика, которую вы должны знать (на слайдах):

    1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

    2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

    3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

    4. 60% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В

    действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

    5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

    6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек — 11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков— 13 лет.

    7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

    8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу

    сверстников.

    Заключительное слово:

    Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

    Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие!


    Памятка для родителей

    «Первые проблемы подросткового возраста»

    1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

    2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

    3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

    4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

    5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

    6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

    7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

    8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

    10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни в подростковом возрасте"

    Родительское собрание по проблеме раннего воспитания здорового образа жизни в семье и школе....

    Родителям о роли общения в жизни подростка.

    Рекомендации родителям о роли общения в жизни подростка....

    мотивирующее выступление на родительском собрании "роль биологии в жизни моего ученика"

    Мой ученик – это открытый, неравнодушный, любознательный, креативный, способный ребенок. Он не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны учителя.И...

    разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"

    разработка родительского собрания в 5 классе "Адаптация подростков младшего возраста"...

    Родительское собрание "Роль телевидения в жизни ребенка"

    Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы ...