Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
статья

Шатских Надежда Викторовна

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирование родителей с целью узнать их мнение и оценку использования данной технологии на уроках и на собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shatskih_n.v_klassnoe_roditelskoe_sobranie_7_b_.docx293.99 КБ

Предварительный просмотр:

Шатских Н.В.

Классное родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей»

Цели:

- выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

- помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка и формах проявления любви к нему;

- способствовать гармонизации детско - родительских взаимоотношений.

Задачи:

- формировать у  родителей культуру семейных взаимоотношений, уважительное отношение к своей семье;

- способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций;

- развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Ход собрания:

  1. Делю родителей класса на группы и предлагаю им  определить тему, цели  и вопросы повестки собрания с помощью технологии кроссенс

  1. Отчет групп, сравнение результатов с правильными ответами.
  1. Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя.
  2. Л.Н.Толстой считал : «Род человеческий развивается только в семье». Семья для Толстого – основа всего. Важнейшей характеристикой героев его многочисленных произведений становится их семейная жизнь.  У Льва Николаевича и Софьи Андреевны было 13 детей. 3 умерли во младенчестве.
  3. И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети»  поднимает философскую проблему  взаимотношений родителей и детей.
  4. Этой же теме было посвящено неурочное учебное занятие по литературе «Конференция по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» и стихотворению Аалы Токомбаева «За стеной звучит надрывный кашель…».
  5. Писатель «посылает» эту телеграмму нашим, чтобы они  избежали ошибок героини произведения.
  6. Знаменитая картина Решетникова «Опять двойка» напоминает о таком вопросе в повестке собрания,  как текущая успеваемость и предварительные  четвертные оценки.
  7. Кроме итогов учебных важный вопрос – ученическое портфолио.
  8. Подготовка  к Новому году – создание творческой группы родителей и детей для разработки праздничного сценария.

9. И в новогодний праздник  мы желаем всем самое главное: здоровья и счастье. А «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».        

                 (Л.Н. Толстой)

III. Выступление классного руководителя по теме собрания. Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между людьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Притча. Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын вырос?» Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

«Портрет современного подростка» Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста – открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Любовь и дружба – ключевые переживания этого возраста. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста – личностное самоопределение.

За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение. Какие причины вызывающего поведения подростка? 1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников. 2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ( «Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь не сможешь справиться с этим заданием» ), либо завышают , когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям. 3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно. 4.Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми. Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривает отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи. Т

ИПИЧНАЯ ФРАЗА КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ: «Ты должен учиться!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен слушаться учителей и родителей!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

«Ты лжец!», «Ты опять врешь!» «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду» «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

Для того чтобы подросток хотел общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. 1.Принятие ребенка – когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Опасно: безразличие и обман. Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи. 2. Признание ребенка--это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Родители поздравляют своего ребенка с каждым, пусть маленьким успехом , ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Подросток должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, а вместе разбирают возникшую ситуацию. 3.Родительская любовь—подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей. 4.Принцип доступности—это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу . чтобы пообщаться с подростком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом» 5. Воспитание ответственности и самодисциплины-формированиеу подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова (уравновешенная и зрелая личность). Эти качества напрямую зависят от поведения родителей в семье, их способность проявить эти качества в обыденной жизни. 6.Авторитет родителей-это кропотливый труд отца и матери. Это, прежде всего желание подростка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребенка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное и счастливое. Принципы толерантного общения: ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание-это стремление выйти из-под вашей опеки. НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите, ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы. ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой. НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

АНКЕТА

1. Я злюсь, когда мои родители

а) ругаются б) ругают меня в) лезут в мою личную жизнь г) трогают мои вещи без разрешения д) заходят в мои социальные сети е) небрежное обращение с гитарой 2. Я радуюсь, когда мои родители

а) приходят домой с работы б) когда у них хорошее настроение в) все счастливы г) все дома д) хвалят меня 3. Я счастлив, когда а) все хорошо б) когда получаю хорошие отметки в) все идет по плану г) когда прихожу домой, а там мои родители

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Если ребенок упрямится и не выполняет ваших просьб:

а) попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

б)демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова . Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете.

в) сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения.

г) определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества. д) оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть ваши ожидания от ребенка завышены? е) постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы. Излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с «изюминкой». Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.

2. Если ссора все-таки разгорелась:

 а) не создавайте “революционную ситуацию”, а если создали, разрешайте ее мирным путем.

 б) проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

в) не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: “Мы ссоримся- значит мы все неправы. Давайте подумаем- в чем”.

г) управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувство юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту слишком серьезно. Человек, владеющий чувством юмора, умеет создать комфортное веселое настроение в самые напряженные моменты. Шутка, розыгрыш- отличные средства для того, чтобы овладеть своим раздражением.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Будьте всегда чуткими к делам своих детей Анализируйте с детьми причины их удач и неудач Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко Старайтесь не ограждать подростка от трудностей Научите преодолевать трудности Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!» Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности) Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда вы сами были в их возрасте Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию Будьте всегда личным примером ( учите делами, а не словами ) Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону, так как самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети. Разговаривайте с детьми, как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между ними Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!!! Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей мамой.

IV.Обсуждение сложных ситуаций, обмен родительским опытом (Выступающие: Рязанцева М., Мирошникова Е.И, Бурцева О.В., Печенкин С.Н. и др)

V. Анализ текущей ситуации. Предварительные четвертные оценки. Советы родителям на какие предметы обратить внимание

VI.Положение о портфолио ученика (требования, разделы)

VII выбор родителей в творческую группу по подготовке к Новому году.

VIII. Анкета для родителей

  1. Были ли вы знакомы с технологией кроссенс ранее?

Да

Нет  -

2.Что внесла нового технология кроссенс в родительское собрание?

Новизну –

Интерес  -

Новизну  –

Работу в группе-

Заинтересованность и оживление  –

Разнообразие –

Большую последовательность – 1

  1. Какие качества обучающихся помогает формировать данная технология?

Выберите правильный ответ(ы):

А) умение работать в группе

Б) логическое мышление

В) креативность

Г) интерес к предмету

Д) интерес к теме урока

Е) мотивацию

З) творческие способности

4. Считаете ли вы, что использование технологии кроссенс позволяет разнообразить  уроки?

5. Может ли использование технологии кроссенс влиять на качество знаний по предмету?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Взаимоотношения родителей и детей"

Одно из главных условий  взаимопонимания между родителями и детьми  - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, ...

Сценарий тематического родительского собрания "Взаимодействие и общнение детей и родителей"

Сценарий тематического родительского собрания «Взаимодействие и общение детей и родителей»ЦелиИнформационное обеспечение родителей.Развитие педагогической культуры.Поддержание атмосферы сотрудничества...

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...

Классное родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, эт...

. Классный час« Семья. Взаимоотношения родителей и детей»

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Сократ...