Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»
план-конспект по обж

Фомин Евгений Александрович

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.
Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык. Передовые люди России во все времена горячо любили свой народ. Они хотели видеть родину свободной и счастливой, идущей впереди всего просвещенного человечества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_patrioticheskoe_vospitanie.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание

МБОУ Тольскомайданская ОШ

ТЕМА:    Патриотическое воспитание детей в семье и школе
«Гражданин воспитывается с детства»


Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.
Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык. Передовые люди России во все времена горячо любили свой народ. Они хотели видеть родину свободной и счастливой, идущей впереди всего просвещенного человечества.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Вы передаёте своим детям свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Пожалуй, эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, выходы на городские праздники – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Любовь к Родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему, родителям по дому и т. д.

Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм. Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь истории. С момента образования Киевской Руси древнерусские города сражались за свою независимость против захватчиков.
Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выковывался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа. Уже в первом русском воинском уставе записано: «…Лучше умерети, нежели в бесчестии жити!».
Во все времена люди почитали своих героев. О них складывались легенды и песни, передавались из поколения в поколение предания, они становились национальной гордостью народов.
Военный подвиг невозможен без ратного, трудового подвига в тылу.

Наши дети должны знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их отцы и деды ради их мирной жизни.
Для этого в школе и семье надо вести целенаправленную военно-патриотическую работу. Прививать молодежи любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление к ее защите от внешних врагов.
Детям надо рассказывать об их предках, которые воевали против фашизма и в «горячих» точках, отстаивали свободу мирных жителей. Надо показывать их фотографии, вещи, ходить с детьми в музеи боевой славы, устраивать экскурсии в города-герои, говорить о своих трудовых наградах – о том, за что получают звание «Ветеран труда», «Заслуженный строитель», «Отличник народного образования», «Заслуженный доктор России», «Мастер спорта» и т. д.
Современная педагогика знает немало способов воспитания. Например, «воспитание личным примером», «воспитание словом», «воспитание делом». Именно чувство долга перед семьей, перед трудовым коллективом, перед страной заставляет человека не на словах, а на деле вооружаться мужеством и решимостью, чтобы претворить в жизнь требования времени.
Защита отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях дисциплинированность, коллективизм, чувство товарищества, физически развивать и закаливать подростков.
В армии главное правило – уметь подчиняться приказу командира. Делать не то, что хочешь, а то, что надо. Родители должны ставить перед сыном определенные задачи и добиваться их выполнения и в учебе, и в спорте, и в быту. Это приучит его к дисциплине.
Коллективизм в армии – это «чувство локтя», это ситуация, когда идущий рядом с тобой в одной цепи не подведет, не спасует, а в критический момент придет к тебе на помощь, не бросит «на ничейной земле», прикроет от вражеского удара. От чувства коллектива зависит сплоченность подразделения, сохранение жизней на поле брани.
Очень важна и психологическая закалка юноши, способность переносить тяготы и лишения солдатской службы. Если ребенок с детства заласкан в семье, огражден от физических дел, не умеет сам себя обслужить, не может ни сварить, ни помыть, ни постирать, то он боится жизни вдали от дома, без мамы и папы; он боится жизни в казарме и в походных условиях, ищет пути и способы «откосить» от армии. И вина здесь только родителей.Для защиты отечества требуются люди крепкой физической закалки, которые умеют работать со сложной техникой, прыгать с парашютом, длительно находиться на кораблях и в подводных лодках. Задача родителей – приучить к физзарядке и закаливанию.
Сейчас в школах нет такого предмета, как НВП (начальная военная подготовка). Знакомство старших подростков с азами военного дела происходит в рамках программы ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Здесь их учат, как поступать в разных экстремальных ситуациях, как оказывать первую помощь пострадавшему, как пользоваться противогазом и респиратором, как действовать при пожаре, урагане, наводнении.
В школах проводятся военно-спортивные игры, где подростки соревнуются в ориентировании на местности, показать свое спортивное мастерство. Снова возрождаются игры «Зарница», «Орленок», а в них необходимы взаимная выручка, принцип «один за всех, все за одного».
Для своих детей родители могут создать климат положительного отношения к службе в армии. «Без воинской службы не стать настоящим мужчиной», «Армия – это порядок и дисциплина. Там особо не разгуляешься!».
Для многих родителей большая радость – получение из воинской части благодарности от командования за хорошее воспитание своего сына. Такие благодарности часто печатают в местных газетах, их надо читать и обсуждать в семье, обращать внимание младшего сына на то, за что именно хвалят солдата. Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе.
Наши сегодняшние ученики не застали тех учителей, которые пришли прямо с фронта в школьные классы. Они учили не только истории и математике, литературе или биологии; они рассказывали о том, как было на войне: о фронтовой дружбе, об искренности и неподкупности, о смерти и бессмертии тех, кто не вернулся с полей сражений.
Затем уроки этих учителей заменили встречи с ветеранами-фронтовиками. Их приглашали в школу на юбилейные даты, на день Победы, на уроки Мужества, которые проходили 23 февраля. Это были рассказы живых свидетелей, поэтому вызывали большой интерес у мальчишек и девчонок.
Но ветеранов становится все меньше, им трудно выходить из дома. Недостаток личного общения надо восполнять другими формами и методами патриотического воспитания. Это в первую очередь уроки Мира, которые каждый классный руководитель проводит 1 сентября. Здесь он говорит о стремлении нашего государства предотвратить термоядерную войну, о договорах по уничтожению различных ядерных вооружений, о стремлении России погасить военные конфликты в Сербии, Ираке, Иране, Афганистане, Чечне, о борьбе с терроризмом, с воинствующими религиозными течениями (вахаббиты, душманы, Аль-Каида).
Воспитанию любви к Родине способствует 
чтение книг таких писателей, как М. Алексеев, А. Ананьев, Ю. Бондарев, В. Быков, В. Бакланов, В. Богомолов, Б. Васильев, А. Иванов, И. Стаднюк, И. Шамякин и др., просмотр кинофильмов: «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия», «Освобождение», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «В бой идут одни старики», «Фронт без флангов» и других фильмов о ВОВ; фильмов о современной армии: «Прыжок на заре», «Офицеры», «В зоне особого внимания», «Океан».
Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Стиль жизни семьи, ее нравственные устои передаются детям, а они потом должны сделать свой выбор: либо тихая обитель мещанства, где все подчинено эгоизму накопительства, либо благородные дороги служения своему отечеству. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

2

Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и близких людей.

Нравственно–патриотическое воспитание детей начинается в семье. Знакомство с её историей учит внимательно относиться к прошлому. Однако часты случаи, когда вместе с любовью к семье у родителей не получается привить любовь к родной стране. Тем не менее, им важно показать детям, как тесно взаимосвязаны между собой жизни множества людей и поступки отдельно взятого человека.

Следующее, что необходимо сделать, – это приобщить юных патриотов к культуре своего народа. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к  родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их  с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой  информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Проявляться патриотизм в детях дошкольного возраста может в потребности участвовать в делах, приносящих что – то хорошее окружающим их людям, проявлении сочувствия, сострадания, находчивости, любознательности, привязанности к людям.

К несчастью, полностью сложившейся программы формирования патриотизма у нас в стране нет. Но научить детей любить свою Родину в состоянии каждый родитель.

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания.

1. Знакомите ли Вы детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны?

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

_____________________________________________________________________________________

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания.

1. Знакомите ли Вы детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

_____________________________________________________________________________________

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания.

1. Знакомите ли Вы детей с окружающим миром?

2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?

3. Беседуете ли Вы о родном городе?

4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?

5. Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;

6. Совершаете выезды на природу;

7. Совместно читаете книги;

8. Смотрите телевизор;

9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

  • "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).
  • "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).
  • "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).
  • "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).
  • «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Народные пословицы

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.

_______________________________________________________________________

Памятка для родителей

Известные люди о воспитании любви к Родине"

  • "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко).
  • "Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский).
  • "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей).
  • "Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен).
  • «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).

Народные пословицы

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины - соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
  • Дома стены помогают.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всякая сосна своему бору шумит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию "Нравственное воспитание ребёнка в семье."

Доклад к родительскому собранию. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном проце...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей в семье. Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент. Анализируется влияние семьи на ...

Родительское собрание. «Нравственное воспитание детей в семье»

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и            знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье....

Родительское собрание. Нравственное воспитание детей в семье.

laquo; Если ты думаешь на год вперёд – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека» (Восточ...

Доклад для родительского всеобуча: «Особенности воспитания детей в неполной семье»

Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтоб...

Сообщение на общешкольном родительском собрании "Нравственное воспитание учащихся в семье и школе».

Сообщение на общешкольном родительском собрании   «Нравственное воспитание учащихся  в семье и  школе»....