Воспитание морально-нравственных качеств подростка в семье.
методическая разработка (9 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна

Материал можно использовать для проведения родительского собрания в 8- 9 классах..

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Воспитание моральных качеств подростка в семье

(Родительское собрание в 9 классе)

Крюкова М.Н.,

классный руководитель

9 класса

2014

Цели:
1) познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;
2) побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.


Подготовка: проводится анкетирование родителей и обучающихся с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.

Анкета для родителей


Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.
I
. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок  от семьи, в которой живет?
а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищенности.

II. Что более всего заботит вас в семье?
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи.

III. Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) да;
б) нет,
в) не знаю.
а) да,
б) нет;
в) не знаю

IV. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным;
б) встретить любовь,
в) иметь много друзей;
г) реализовать свои интеллектуальные возможности

V. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
a) да,
б) нет

VI. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) да,
б) нет

VII Что для вашего ребенка вечер дома?
а) радость общения,
6) возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка

Анкета для учащихся


Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из предложенных утверждений.

1. Чтобы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?
а) хорошей организации быта;
б) радости общения,
в) покоя и защищенности.

2. Одинок ли ты в своей семье?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба детей;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
г) настроение детей и причины его изменений.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным,
б) встретить любовь,
в) иметь много друзей,
г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?
а) да;
б) нет;
в) не знаю

7 .Что для тебя вечер дома?
а) радость общения;
б) возможность быть самим собой
в) мучение и пытка

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семьей
а) да;
б) нет

Оборудование: компьютер, диск с фильмом «12 месяцев», эпиграф на доске.

Ты сам тот ребенок,

которого должен раньше,

чем других, узнать,

воспитать, научить.

Я. Корчак

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя. 

Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание.

2. Просмотр фрагмента из фильма «12 Месяцев» (Сцена «Урок». 3 минуты)

Вопросы перед просмотром задать родителям:

        1) Какие черты характера сказочной королевы вам не понравились и почему? (Предполагаемый ответ. Она капризная, жестокая, бессердечная, ленивая, безответственная и т.д.)

        2) Как вы думаете, почему она такая? (Не воспитали, нет у нее родителей)

        3) О чем будем говорить на нашем собрании?

Классный руководитель.

Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его  становлении?

Педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

 Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Как избежать конфликтов в семье?

Как не вырастить эгоиста, хама?

Как правильно построить воспитание?

Доклад классного руководителя «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.  

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.

Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.

Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

 Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.

Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.

 Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.

 Задача родителей - оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло.

В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Подросток должен идти с классом на воскресник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий... Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.

Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

 О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

 Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.

Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей.

Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет!

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер.

 Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

         В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребенка в семье.

1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Литература

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.

2. Ковалева Л. Е. Микроклимат семьи. М., 1979.

3. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979.

4. Дереклеева И.И. Организация родительских собраний в 1 — 11 классах. М., 2000.

5. Корчак Я. Избранное. Киев, 1983

6. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1982.

7. Мир детства: Юность/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.

8. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

9. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Роль семьи в развитии морально – нравственных качеств подростка»

формирование морально-нравстаенных качеств в семье-рекомендации для родителей...

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Морально-нравственные качества тренера-преподавателя. Развитие данных качеств у обучающихся

Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило, ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности общества подводят к необходимости прилагать все усилия н...

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья для международной научно-практической конференции "Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования"...

Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.

В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....

Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"

В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...