900 дней мужества
методическая разработка на тему

Материал- разработка классного часа к годовщине снятия блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 900_dney_muzhestva.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«900 дней мужества»

Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда.

Цели:

-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, ее славному боевому прошлому;

-воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда;

- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;          

-воспитать чувство патриотизма;

-привить чувство гордости, желание пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны;

-донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что история у нас общая;

-дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

Оборудование:  интерактивная доска.

На столе хлеб – 125 граммов        

Ход мероприятия:

Ведущий: Войну мы вспоминаем не затем

                  Чтоб лишний раз Победой похвалиться.

                  Мы просто повторяем вся и всем.

                  Подобное не может повториться.

(фильм «Дети блокадного Ленинграда»)

 У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей.

Да, ведь именно потому, что ваши бабушки и дедушки выжили, выжили ценой чьих-то отданных за них жизней, на свет появились ваши родители, а потом – вы. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Сегодня 27 января исполняется 74 года со дня полного снятия блокады Ленинграда.

На экране высвечивается на фоне огня и музыки цифры 900..

- Ребята, о чем говорят эти цифры?

Учитель.

Да, ребята. 900 дней и ночей Ленинградцы боролись за свой родной город и за жизнь.

Теперь мы вернемся мыслью назад и вместе с ленинградцами проживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отличен самопожертвованием и подвигом.  

Тема нашего классного часа « 900 дней мужества»

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и ее союзники: голод, холод, тьма и блокада.

(На экране высвечивается слово «блокада»). Слайд.

- Что вы понимаете под словом «блокада». Ответы учащихся.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков

 Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно секретно:    «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса»… .Фильм

Начало войны было неудачным для Красной Армии и враги наступали. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистской армии. 

Посмотрите на карту! Там, где земля нарисована коричневым цветом, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Слайд

8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Но захватить город гитлеровцы не смогли.

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города на Неве. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения.

Полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Перед командующим группой армией «Север» генералом фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его землей и сделать необитаемым. Не удалось.

Тогда Гитлер сделал ставку на голод. А Лееба он отстранил. Его место занял Кюхлер. Но и он не смог изменить положение над Ленинградом и ни на шаг не продвинулся к победе.

«Вряд ли в летописях истории войн найдется еще такой генерал, который умертвил столько людей мирных жителей, сколько это сделал Кюхлер», - так свидетельствуют современники.

С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы.

15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра и продолжался 18, 5 часов. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей.

 Железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. Это означало, что еды нет.

Начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль. Под огнем врага копали картошку, собирали овощи - все, вплоть до зеленого капустного листа.

Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удалось.Слайд

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Но запасы продовольствия стремительно сокращались. И уже в январе 1942 года на человека приходилось только по 125 г хлеба в день. Это был уже голод.

В булочной очередь

У прилавка

Люди, как тени,

Нет шума и давки.

Хлеб отпускает

Им продавщица

И не должна

Ни на грамм ошибиться.

Кладет на весы

Драгоценные крошки.

До нормы еще

Не хватает немножко.

Весы показали –

Сто двадцать пять:

«Ну вот, а теперь

Можете забирать».

Сама продавщица

Похожа на тень.

Шатаясь от голода,

Вновь целый день

Хлеб отпускать –

Есть ли пытка страшней,

Но в слабых руках ее

Жизни людей.

И снова режет хлеб

Продавщица,

Боясь каждый раз

Хоть на грамм ошибиться.

Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40 % состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Многие от слабости падали и умирали на улицах.

Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, а затем усыхали. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности.

Голод убивал.

 Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат за невиданную в истории блокады и уверял, что скоро Ленинграда,«как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».

Враг рассчитывал, что голодающие мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга. В Ленинграде к концу февраля 1942 года от холода и голода умерло более 650 тыс. человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. 

Не смотря на суровую обстановку фронтового города, городской комитет принял решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 90 тысяч школьников начальных классов приступили к занятиям.  Занимались в бомбоубежищах, т. к. в любое время мог начаться обстрел с воздуха. Учёба стала подвигом. Учителя и ученики  сами топили печки «буржуйки», добывали топливо. Глаза слезились от дыма. Тяжело дышать, а писать совершенно невозможно. Сидели дети в пальто, рукавицах, шапках. В школах было необычайно тихо. Дети перестали шуметь, бегать. Их бледные и измождённые лица говорили о тяжёлых страданиях.  Урок продолжался 20 – 25 минут. Больше не выдерживали ни учителя, ни ученики. Температура в классах -2, -3 градуса. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой

Ребята принесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова уроки –

После похорон.

До наших дней дошли дневники блокадников, их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет. Наши герои не знали о неизбежной победе. Дневники позволяют увидеть, что человеческое достоинство сохранялось в самых отчаянных обстоятельствах.

Из дневника Юры Рябинкина.

 «Я живу в голоде, холоде, среди блох».

 «На сегодня надо было прочесть «Мертвые души», но при тусклом свете это невозможно».

 «Эх, как хочется спать, спать, есть, есть… А что еще человеку надо? Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

 « Боюсь, что и дневник- то этот не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово « конец». Уже кто- то другой допишет его словом « смерть».

Так и случилось. Юра Рябинкин навсегда остался в Ленинграде. Мать, оставшись перед выбором: кого спасать, сына или дочь, выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих.

Из дневника Алеши Глушкова.

«В январе умер отец, а через несколько дней скончалась и мать от голода. Я остался с братом Павликом. Он был послабее, и в магазин ходил я. Я решил продать морской бушлат отцовский. На рынке ко мне подошел мужчина. Продал я… Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки- остались в бушлате. Я бегом на рынок, а его там нет. Долго с Павликом плакали. Утром рано слышим стук в дверь. Входит тот самый мужчина. Разрыдался я. Сперва подумал, что от голода мерещится, но не то. Он принес карточки».

Поступок этого человека можно сравнить с подвигом. Во время блокады карточки – это шанс на жизнь. А жизнь в это время висела на волоске.

Немало душ, сердец потряс дневник маленькой Тани Савичевой. Слайд.

 « Женя умерла 28.12. в 12.30 утра 1941 года.

Женя – это сестра Тани.

« Бабушка умерла 25.01 в 3ч. дня, 1942г.

 « Лека умер 17.03.в 5 ч. утра 1942 года».

Лека- это брат Тани.

 « Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. ночи 1942г.

 « Дядя Леша. 10 мая в 10ч. дня 1942г.»

 « Мама- 13 мая в 7ч.30 утра. 1942 год.

 « Савичевы умерли. Умерли все».  « Осталась одна Таня».

Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. Вся семья умерла. Вот это и должно быть приговором всей войне, бесчеловечной и чудовищной по жестокости.

900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

Фильм «Дорога жизни»

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

- Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь  -  опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

 Общая протяженность 1 дороги через ладожское озеро   83 километра, а 2 -111 километров.

  Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. За все это время под воду ушли 1100 машин.А за каждый провезенный груз водитель рисовал звезду на капоте.  За блокадное время было эвакуировано 1млн.376  тыс.человек .

В честь дороги жизни есть так называемый памятник  

« Разорванное кольцо» на Ладоге.

Несмотря на голод, холод, тьму народ жил и работал. Это было настоящим мужеством- работать в таких тяжелых условиях. Народ приближал победу. Надо было выстоять любой ценой.

     22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

Советскими войсками 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года – была полностью снята. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

            В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа  салюта. (Слайд ).

Мы свято помним  исторические даты:

8 сентября1941 года — День начала блокады

18 января1943 года — День прорыва блокады

             27 января1944 года — День полного снятия блокады

900 дней и ночей:  2 года, 5 месяцев, 20 дней…

Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

В честь героических защитников Ленинграда установлены монументы, обелиски, мемориальные доски, где всегда лежат живые цветы. Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города, и воинов ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братских могилах покоится главным образом гражданское население, их 500 тысяч.

9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Это памятник тем, кто пал в борьбе за свой город. Горит светильник Славы – Вечный огонь. Его доставили с Марсова поля. Торжественно-величавый вход образуют два павильона. На гладких стенах павильонов, на мраморных стенах бронзовые строчки: «Вам, беззаветным защитникам нашим, жертвам блокады Великой войны» - на одной стене «Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный. Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих» - на другой…

Цветок жизни – мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда

Сегодня 27 января исполняется 74 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто каким-либо образом был связан с этим событием. Тех, кто остался в Ленинграде, кто участвовал в обороне города, кто помогал его жителям выстоять в это не простое время, кто участвовал в снятии блокады.

(минута молчания)

Ведущий: - Люди,

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

Детям  своим расскажите о них, чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но тех. Кто уже не придет никогда,

Заклинаю:

Помните!

(Звучит «Гимн городу – герою Ленинграду», муз.Г.Свиридова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней мужества, стойкости, отваги...

Внеклассное мероприятие по истории о подвиге жителей Ленинграда. Материал урока способствует   формированию у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и под...

сценарий литературно-музыкальной композиции "900 дней мужества"

данный урок посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда и содержит хронологию  событий, стихотворения поэтов о блокаде. урок сопровождается презентацией и отрывками из симфонии "Ленинградской" Д....

900 дней мужества (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Буклет к 70-летию снятия блокады Ленинграда...

"900 дней мужества"(посв. снятию блокады Ленинграда)

Мероприятие посвещено снятию блокады Ленинграда. Актёрами выступают учащиеся 7 класса. Постановка способствует воспитанию патриотизма....

Классный час " 900 дней мужества"

Классный час посвящен дню воинской славы. 27 января - День снятия блокады Ленинграда. Классный час знакомит детей с героической страницей нашей Родины....

Классный час "900 дней мужества"

материал про блокаду Ленинграда...

"900 дней мужества" внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие в рамках месячника военно-патриотического воспитания...