характеристика класса
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Рябушкина Ольга Сергеевна

характеристика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл har.klassa.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика 6 «Е» класса:

        Классный коллектив сформирован в 5 классе. Дети пришли с других школ города. Проживают в полных семьях 19 человек. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

В неполных семьях проживают 7 человек. Среди них 2 опекаемых ребенка – Малахов Егор и Серов Кирилл, которые проживает с бабушкой –опекуном. Но эти дети не обделены вниманием со стороны бабушки. Двое учеников проживает в многодетной семье: Дроздов Иван и Зайчикова Дарья.

Индивидуальные беседы, совместные внеклассные мероприятия, тестирование показали, что у 26 учащихся хорошие отношения с родителями. Взаимопонимание и взаимопомощь, любовь и уважение – вот основа воспитания в этих семьях.

  Социометрия и наблюдения показали, что в классе между учащимися отношения построены на взаимоуважении, взаимопомощи. Есть в коллективе лидеры – Лузянина Александра, Смирнова Елизавета, Матусар Илья, чей авторитет основан на толерантном отношении к людям, на трудолюбии и целеустремлённости ребят в достижении поставленных целей.

По итогам первой социометрии, проведённой ноябре 2014 года в 5 классе, выяснилось, что 3 учащихся (Давыдов Денис, Серов Кирилл и Титарева Екатерина) оказались за пределами круга выбора, поэтому огромное внимание было уделено сплочению коллектива через формирование потребности в выполнении правил для учащихся, «законов жизни, принятых в классе», проведении совместных мероприятий. Все это не могло не дать результата. Социометрия, проведённая в апреле 2015 года, показала, что за кругом выбора учащихся не осталось.

Результаты проведенного обследования показывают, что индекс групповой сплоченности в классном коллективе максимально приближен к единице (0,9), что говорит в высокой сплоченности класса.

Класс поделён на микро группы, но в основе их не соперничество, не противоборство, а общность интересов. Отдельную группу составляют девочки (11), лидер Смирнова Елизавета.

Мальчики поделились на две группы. В одну группу вошло 5 человек (лидер -  Матусар Илья), общность интересов которых основана на увлечении компьютерными играми, спортом и чтении произведений фантастического характера; вторая группа (5 человек, лидер – Малахов Егор) объединена интересом к футболу. 4 учащихся – Титарева Екатерина, Хлобыстова Степанида, Дроздов Иван и Бондарев Иван – занимают позицию нейтралитета, успешно и ровно общаясь со всеми группами, сохраняя при этом дружеские отношения со всеми ребятами.

Отношения между мальчиками и девочками в классе уважительные, построенные на толерантности и взаимопомощи. 

В классе высоко ценится хорошая успеваемость, достижения в спорте и других сферах внеклассной деятельности, что объясняется пристальным вниманием ребят к созданию портфолио класса.

Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Бондарев Иван, Малашко Илья, Титарева Екатерина. Пассивность и ленивость свойственны Серову Кириллу, Бондареву Ивану и Малашко Илье. Второгодников нет.

По итогам 2014 – 2015 учебного года: из 26 учащихся   -  3 отличников,  19 -  ударников и 4 учащихся окончили 5 класс удовлетворительно.

Работая в тесном контакте с медицинскими работниками школы и родителями учащихся, были предприняты все возможные меры по улучшению здоровья и сохранению зрения у ребят. При этом соблюдаются рекомендации врача: учащиеся посажены на места, указанные в листке здоровья. На уроках физкультуры в основной группе занимается 26 учащихся, 4 относятся к специальной группе и занимаются с классом со сниженной индивидуальной нагрузкой. Во внеурочное время серьёзно занимаются спортом 8 ребят, многие из которых добились уже неплохих результатов.

Помимо увлечения спортом, 3 учащихся занимаются во внеурочное время в музыкальных школах, 2 посещают бассейн с целью оздоровления, 3 человека посещают танцевальные кружки, 12 учащихся занимаются в языковых школах. При этом 80 % учащихся посещают несколько дополнительных учебных заведений.

Огромную поддержку в работе с классом оказывают родители, которые не остаются равнодушными к жизни своих детей в школе. Вместе с родителями в течение 2014-2015учебного года было проведено 2 похода за город, на всех каникулах были организованны походы в кино, катание на коньках, организовано для ребят несколько тематических вечеров отдыха. Постоянно велась индивидуальная работа с родителями, в процессе которой решались вопросы учёбы, поведения, здоровья и питания учащихся.

Анализ итогов 2014 - 2015 учебного года

В 2014 - 2015 учебном году главной целью воспитания, учащихся было формирование и сплочение внутри классного коллектива, выработка ценностных ориентиров для данного коллектива и стремление к тому, чтобы эти ценности были приняты большинством класса. Поэтому в классе совместно с учащимися и их родителями были выработаны «Законы жизни», по которым должны были стремиться жить все учащиеся класса.

Для этого были проведены классные часы:

  • «Учимся взаимодействовать»,
  • «Как научиться быть ответственным»,
  • «Законы гимназической жизни»,
  • «Проблемы в нашем классе»,
  • а также родительское собрание «Внешняя и внутренняя культура».

В начале учебного года между учащимися были распределены обязанности, выбран староста и совет класса, задача которых состояла в координации дел в классе.  Тестирование и итоговое анкетирование учеников и родителей показало, что 100% опрошенных удовлетворены жизнью в классе, хотя были и предложения по её улучшению и сплочению.

Выяснилось, что необходимо больше внимания уделять совместной внеурочной деятельности, несмотря на внеурочную загруженность ребят. Индивидуальные беседы, итоги анкетирования показали, что 95% родителей удовлетворены работой классного руководителя. При этом были высказаны пожелания усилить индивидуальную работу с детьми, ещё больше информировать родителей о жизни ребёнка в школе и о его успехах и проблемах в учёбе.

Было решено, что, помимо выставления оценок в дневники 1 раз в 2 недели, индивидуальных бесед, проводимых по мере возникновения проблем, проведения раз в четверть родительских собраний, желательно использовать в работе с родителями интернет-почту.

Диагностика по изучению сплочённости класса показала, что хотя за кругом выбора уже не осталось учащихся, но проблемы остаются. И связаны они прежде всего с нежеланием некоторых ребят активно участвовать в жизни коллектива, в том числе со стремлением их оставаться вне проводимых мероприятий в классе, ссылаясь на занятость.

Было решено так спланировать работу класса на будущий год, чтобы каждый учащийся смог проявить себя в деле организации других на совместное дело, создавать условия для более успешного развития деятельности органов самоуправления, придумать такие формы анализа проведённых мероприятий, которые бы способствовали повышению заинтересованности ребят в проводимых делах, соответствовали их возрастным и индивидуальным особенностям. А также придумать более эффективные формы стимулирования внеклассной работы учащихся. При этом важнейшей обязанностью классного руководителя является более тщательное и глубокое изучение психологических особенностей каждого учащегося, их возрастных особенностей и микроклимата каждой семьи.

Планирование работы необходимо осуществлять только совместно с учащимися и их родителями, чтобы выявить круг их потребностей и интересов, а также с целью не допустить перегрузки учащихся.

Всю информацию об организации и результатах дел, как и в предыдущем учебном году, сделать открытой и доступной через стенгазеты и классный уголок. Продолжить оформлять портфолио класса и начать работу класса по оформлению Интернет-сайта.

Для более эффективной работы необходимо по-прежнему использовать различные формы диагностики: социометрию, тесты-опросники, наблюдения, анкеты.

Для эффективной работы с учащимися и их родителями необходимо также продолжать тесное сотрудничество с преподавателями, работающими в классе, с психологом и медицинскими работниками гимназии, так как это   помогает планировать работу классного руководителя, лучше знать физические и психологические особенности учащихся.

С помощью родителей в классе созданы хорошие условия для организации деятельности с классом.

Сильными сторонами  воспитательной системы класса следует считать совместную заинтересованность всех сторон воспитательного процесса (классного руководителя, родителей, учеников), продуманную и согласованную систему воспитательной работы в классе с целью   создания условий для формирования социально зрелой личности, готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности, а также стратегическую устремлённость и долгосрочность перспектив планирования процесса воспитания.

Учитывая главную цель учебного заведения, в работе с классом на 2015-2016 учебный год поставлена цель:

Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта, направленного на формирование мотивации достижения успеха.

В связи с этим в процессе работы с детьми необходимо решать следующие задачи:

  1. - выстроить систему воспитательной работы в классе, основываясь на традициях патриотического, художественно-эстетического, физического воспитания;
  2. - учить «искусству жить среди людей», организовывая других на совместное дело;
  3. - предоставить учащимся возможность выбора видов и форм творческой деятельности исходя из их возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей;
  4. - создавать условия для самореализации личности через классное самоуправление, способствовать росту активности и инициативности учащихся;
  5. - формировать потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности;
  6. - проводить работу, направленную на усвоение учащимися норм здорового образа жизни.

Приоритетным направлением в работе с классом на 2015 - 2016 учебный год является деятельность по развитию самоуправления, то есть организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Перспективы жизнедеятельности класса основаны на модели выпускника гимназического класса, для которого такие понятия, как ответственность, отзывчивость, порядочность, доверие, коллектив — не пустой звук.

Родители и дети главным жизненным ориентиром считают получение качественного образования. Все учащиеся собираются получить высшее образование. Поэтому выпускники этого класса должны отвечать следующим требованиям:

  • сформированность индивидуальных творческих запросов;
  • сформированность навыков научной работы;
  • готовность и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • сформированность черт высоконравственной личности;
  • сформированность навыков культуры общения и поведения.
  • сформированность навыков самоуправления.

Методологической базой создания воспитательной системы данного класса является личностно-деятельный подход, среди которых необходимо использовать такие принципы деятельного подхода, как

  • - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • - принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • - принцип высокой мотивировки любого вида деятельности;
  • - принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • - принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  • - принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными).

А также необходимо использовать выбранные для создания воспитательной системы в данном классе следующие личностные принципы:

  • - принцип само актуализации;
  • - принцип индивидуальности;
  • - принцип субъектности;
  • - принцип выбора;
  • - принцип творчества и успеха;
  • - принцип доверия и поддержки.

Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание, основными источниками которого являются общение и совместная деятельность. При этом необходимо использовать следующие методы совместной деятельности:

1. Методы мотивации деятельности. Совместная работа во время субботников по уборке закрепленной территории школы, регулярные уборки в кабинете, когда работа находится всем - и мальчикам, и девочкам, организация дежурства в классе, участие в концертах и творческих проектах сближают учеников, приучают нести ответственность за результаты общей работы и личного вклада.

2. Методы поиска самого себя — метод «встреч». Посещение кинозалов, совместные вечери и поездки за город расширяют кругозор учащихся, воспитывают культуру общения и вырабатывают навыки правильного поведения, что особенно важно для детей.

3. Методы повседневного общения и взаимодействия: метод уважения личности подростка, обсуждение разнообразных вопросов жизни, понимание, доверие, сочувствие, метод конфликтных ситуаций.

Выводы: Положительные и отрицательные стороны в развитии коллектива:

Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, то что в целом преобладают коммуникативные (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с окружающими, актуальны в наше время) и нравственные (в связи с общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств личности.

Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции («чаепития», походы в кино), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое.

Положительными являются и некоторые оценки учениками психологического климата в классе (например, то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают).

Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

На фоне позитивных моментов высвечивается и ряд отрицательных сторон развития в коллективе класса. Это к примеру, то, что класс не объединяют значительные дела, нет общего дела, которое бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера.   Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям, развлечениям.

Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует разделение на «своих» и «чужих», что также затрудняет межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует и доброжелательное отношение друг к другу.

Классный руководитель:                                                             /О.С. Лаптева/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...