святые места России
занимательные факты на тему

обзор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatye_mesta_rossii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Святые места России

Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. Псков один из самых древних городов России. Археологические раскопки в псковском Кремле показали, что уже в IX веке находившееся там славянское поселение имело земляные и деревянные укрепления. Существование города в те времена нашло подтверждение в Повести временных лет, сообщившей под 903 годом о приведении князю Игорю жены Ольги «от Пскова». Княгиню Ольгу псковичи считают своей покровительницей и постоянно славят её.

Древнейшая часть города — Кром (Псковский Кремль). Сохранились соборы Мирожского (до 1156 г.), бывшего Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, а также церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана с Примостья (1463) и многие другие.

C XII века — в составе Новгородской земли. C XIII века фактически становится независимым, упрочив своё положение при князе Довмонте (1266—1299 гг.). Лишь в 1348 году Новгород по Болотовскому договору формально признал самостоятельность Пскова — столицы Псковской республики.

С 1510 года — в составе Великого Княжества Московского (Русского централизованного государства). В 1581—1582 гг. во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду польских войск Стефана Батория.

С 1777 года — центр Псковского наместничества, с 1796 до 1926 гг. — центр Псковской губернии, в 1927 — 1930 гг. и 1935 — 1940 гг. — центр Псковского округа в составе Ленинградской области. В 1930 — 1935 гг. и 1940 — 1944 гг. — был формальным районным центром в Ленинградской области.

Оставлен Красной армией 9 июля 1941 г. Освобожден 23 июля 1944 г. За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны (в 1941 — 1944 гг.) в Пскове было разрушено 94 % жилого фонда.

С 1944 года — центр Псковской области.

Название города связано с гидронимом — рекой Пскова́. Существуют три версии происхождения названия города и реки. Согласно одной из них — славянского происхождения — название Пьсков (Плесков, Пльсков) происходит от древнерусского слова «плесъ» — часть реки между двумя излучинами, или от слова «песок». По другой — версии прибалтийско-финского происхождения — название происходит от слова piskava (по-ливски), piskva, pihkva, (по-эстонски), означающих «смолистая вода» и отражает полиэтничность раннего населения города. Другие толкования гидронима — «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологами установлено, что в Пскове X—XI вв. жили предки славян — псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племён.

По поводу прозвища «скобарь» — часто ассоциирующегося со Псковом как синоним «пскович» — наиболее признанной в научных кругах считается версия, согласно которой произошел постепенный переход от слова «псковский» к названию «скобарь» путём замены отдельных звуков и частей слова, во многом благодаря специфике псковских говоров. Выглядит это приблизительно так: «псковский-пскопский-скопский-скобский-скобской». В итоге могло произойти обратное словообразование: «скобский-скобы-скобарь».

 Второй по популярности является версия, что город издревле славился своим кузнечным промыслом, и по легенде, царь Пётр I назвал псковичей «скобарями» после того, как не смог разогнуть скобу, выкованную местными кузнецами (а он легко разгибал обычные подковы). Именно здесь, в Пскове, родилась песня «От зари до зари ковали скобы скобари».

Самая замечательная часть архитектурного наследия Пскова — древние церкви, побеленные, одноглавые, с характерными звонницами (иногда отдельно стоящими, иногда построенными на скате храма) и крыльцами. Эти черты резко отличают их от других памятников русской архитектуры того времени, что дает возможность говорить о псковском архитектурном стиле. В городе есть церкви XII—XV веков — в большей части России все здания этого времени были разрушены монголами и междоусобными войнами. Многие церкви Пскова относились к ныне разрушенным или упраздненным монастырям

Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы (74,5 км — по железной дороге от Ярославского вокзала). Одна из основных железнодорожных станций на линии Москва — Ярославль Московской железной дороги. Город расположен на реке Кончуре с её притоками.

С севера городское поселение Сергиев Посад граничит с городскими поселениями Скоропусковский, Пересвет, сельскими поселениями Реммаш и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района; с запада — с сельским поселением Васильевское; с юга — с городским поселением Хотьково, сельским поселением Лозовское, с востока — с сельским поселением Березняки.

Черта города Сергиев Посад представляет собой неправильный овал, вытянутый с юга на север и разделенный руслом реки Кончуры на три части. Осью города и основной транспортной артерией является проспект Красной Армии. Южная часть города (поселки Скобяной, Клементьевский) пересекается железнодорожной линией Москва — Ярославль. В месте пересечения железнодорожной линии и проспекта Красной Армии возведен путепровод.

В центральной части города располагаются основные церковные, административные, культурные и социальные объекты города — Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий поселок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил свое название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.

Микрорайон Углич и Северный посёлок, располагающиеся на западе и севере города соответственно являются жилыми спальными районами.

Изначально — несколько поселений (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), возникших в конце XIV — начале XV вв. вокруг Троице-Сергиева монастыря (с 1744 г. — Лавры), основанного в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским. Поселения были славны народными промыслами: резьбой по дереву (см. Богородская резьба) и изготовлением игрушек.

Осада крепости в 1608—1611 гг.

Основная статья: Троицкая осада

Образование посада

В начале XVIII века села Клементьево, Кокуево и Пушкарская, Стрелецкая, Иконная, Поварская, Конюшенная слобода, расположенные неподалёку от монастыря слились в одно торгово-промышленное селение — посад. 22 марта 1782 года по указу Екатерины II он был назван Сергиевым. В 1744 году монастырь стал лаврой. К 1792 году посад обрёл регулярный план. В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиев Посад с Москвой, а в 1862 году была проведена и железная дорога.

Последующая история

В 1919 году Сергиев получил статус города, а в 1930 году был переименован в Загорск в честь революционного деятеля В. М. Лубоцкого (Загорского). 23 сентября 1991 года город был назван Сергиевым Посадом.

В 2004 году в черту города включён посёлок городского типа Семхоз

Известные люди, связанные с городом

В Сергиевом Посаде (Загорске) в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, известный специалист по древнерусскому лицевому шитью Н. А. Маясова, писатель-натуралист М. М. Пришвин, философ и писатель В. В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А. К. Тарасова, художник В. П. Трофимов, архитектор, реставратор Троице-Сергиевой Лавры И. В. Трофимов, график и художник-оформитель В. А. Фаворский, учёный и религиозный философ П. А. Флоренский, философ Л. А. Тихомиров, народные художники России живописцы Н. И. Барченков и Е. Г. Захаров, экс-рекордсмен мира по тяжелой атлетике А. Айвазян, священник о. Александр Мень.

Храмы и церкви

 Церковь Святых апостолов Петра и Павла

Троице-Сергиева Лавра

Важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Замечательны также Введенская и Пятницкая церкви (обе — 1547), Вознесенская (1766—1779), Успенская (1769) и Ильинская (1773) церкви; монастырская гостиница (1823, архитектор А. Ф. Элькинский, в классическом стиле), торговые ряды (начало XX в.), Пятницкий колодец (к. XVII — н. XVIII вв.).

Музей игрушки (основан в 1918 году),

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник (организован в 1920 на территории Троице-Сергиевой лавры, ныне перенесён с территории монастыря в бывшее здание банка в центре города).

Памятные места

На въездах в город с трех сторон: со стороны Ярославля, Москвы и Углича находятся стелы с надписями «Сергиев Посад»

Михайловский перевал — село в Пшадском сельском округе города Геленджик Краснодарского края.

Село расположено в районе перевала через гору Михайловскую, благодаря которой, он получил название, на трассе Новороссийск-Сухуми, в 198 километрах от Краснодара и 19 км от Геленджика. В посёлке протекает река Догуаб.Содержание  

История

Аборигенным населением этого района являлись шапсуги. В 1904 году основано село Михайловский перевал. История данного посёлка связана с Гражданской войной. Здесь проходили бои между красной армией и белыми. О этих событиях рассказывает повесть А. Серафимовича «Железный поток».

Достопримечательности        

Родник «Наташа» — скульптура девушки у небольшой реки, которая держит в руках кувшин. С этой скульптурой связана легенда.

Турецкий паша на Кавказе раз увидел прекрасную девушку славянских кровей, и звали ее Наташей. История умалчивает — то была русская или украинская девушка. И вот влюбился паша в нее до беспамятства и решил сделать ее триста первой женой в своем гареме. А надо сказать, что кроме жен у него было еще пятьсот наложниц! Но у Наташи на родной земле был жених, и она отказала паше. Тогда он приказал воинам насильно привести девушку. Наташа, поняв, что сопротивление бесполезно, попросила в последний раз сходить на гору, чтобы посмотреть в сторону своей страны и помолиться. Паша, дав ей сопровождение, разрешил исполнить ее последнюю волю перед замужеством. Пришли они на гору, и стала девушка молиться. Охрана расслабилась, а Наташа, улучив момент, кинулась с горы и разбилась насмерть.

Дольмены — памятники архитектуры Каменного века

Михайловский Перевал — своеобразная граница между умеренной климатической зоной и субтропиками.

Неберджай. Святые источники.

Неберджай переводится как видоизмененное адыгейское "ныбэджай" - хищный, кровожадный орел. Источников в Неберджае пять: "Святая Ручка", Иоанна Крестителя (Предтечи), святителя Николая, святой великомученицы Варвары, святых апостолов Петра и Павла. Вода на вкус мягкая и значительно дольше сохраняет первозданную свежесть. Народная молва справедливо приписывает студеным родникам целебные свойства. Действительно, эти воды можно считать серебросодержащими. Так что они недаром привлекают внимание врачей Новороссийска, Геленджика, Анапы.

 По заключению пятигорских ученых, неберджаевская вода является слабоминерализованной, умеренно пресной, гидрокарбонатного кальциевого состава, нейтральной или слабощелочной реакции среды, по температуре относится к холодным. По органолептическим свойствам исследуемая вода представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, без посторонних включений, запаха и осадка, пресную на вкус. Таким образом, воду Неберджаевского источника можно отнести как к пресным, так и к минеральным природным столовым и лечебным водам. И хотя в такой воде почти не содержится солей, но в ней присутствуют активные ионы, несущие электрические заряды. Давно известно промывное мочегонное действие таких вод.

Содержание ионов серебра не превышает 10 мкг/л. Обнаруженные количества ионов серебра не могут служить специфическим признаком этой воды. Но это мнение специалистов из Пятигорска. В Алтайском крае ученые медицинского института в санатории "Рассветы над Бией" в наши дни с успехом используют для питья серебросодержашую слабоминерализованную воду, гидрокарбонатную магниево-кальциевую воду со слабощелочной реакцией "Серебряный ключ" с содержанием "повышенного количества серебра - от 4,5 до 6,6 мкг/л". В неберджаевской воде серебра не меньше. Значит, есть основания называть ее, как и бийский "Серебряный ключ", серебросодержащей. Надо сказать, что содержание серебра в питьевых и минеральных водах в России не нормируется.

Удивительно, но о лечебном воздействии серебра люди знали в самые далекие от нас времена и в разных частях света - в Древней Индии, Китае, Монголии, Ассирии, Древней Греции и Древнем Риме. Они могли долго хранить воду в серебряных сосудах, и вода не портилась даже в условиях жаркого климата. Ничего не зная о болезнетворных бактериях, они эмпирическим путем пришли к выводу о том, что серебряная вода является эффективным средством при лечении гнойных ран, простуде, инфекционных заболеваниях, таких, например, как холера.

Ныне границы медицинского использования серебросодержащей воды значительно расширились. О лечебных достоинствах серебряной воды имеется масса литературы.

Поездка в Неберджай - один из самых популярных и полезных для здоровья экскурсионных маршрутов. Неберджайские святые источники к тому же давно стали местом паломничества верующих и туристов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Святые места Земли Владимирской"

Классный час "Святые места Земли Владимирской"  с презентацией составлен в форме экскурсии....

Урок "Святые места Кбани"

Разработка  урока- проекта  по   ОПК...

Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.

Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране  много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....

Внеклассное занятие по теме "Святые места Суксунского района".

Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего историч...

"Золотое кольцо" - виртуальная экскурсия по святым местам России"

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу....

Проект - Святые места должны быть святыми

Придорожные культы, расположенные в зоне всеобщей досягаемости вблизи дорог являются ключевыми в обрядовом комплексе сакрализации освоенного пространства....