Классный час "Далекие предки"
классный час (7 класс) по теме

Печурина Татьяна Фёдоровна

классный час на тему: "Наши далекие предки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:  КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ

Цели: сформировать представления о жизни восточных славян; воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать любознательность, чувства патриотизма.

Оборудование: иллюстрации жилища, предметов быта, орудий труда славян, иллюстрация славянского поселка.

I. Орг. момент.

II. Целевая установка.

- Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

-  Прочитайте название темы. Сформулируйте другие вопросы по данной теме.

Кто? (Кто были наши далекие предки?) Где? (Где они жили?) Какие? (Какие они были?) Как? (Как вели своё хозяйство?

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

III. Новый материал.

1. Работа в группах (5 групп).

-  Для того, чтобы лучше понять смысл поставленных вопросов, необходимо выяснить значение входящего в название темы ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) - Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о значении этих слов.

-В слове «предки», корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове «современники» корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове «потомки» корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

В «Повести временных лет» говорится о расселении славянских племен.

 « … Славяне пришли и сели по Днепру и назывались полянами,

а другие – древлянами, потому что осели в лесах,

а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами,

иные сели по Двине и назывались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота.

Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом.

А другие осели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.

Кривичи, иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра; их же град есть Смоленск»… Речь идёт о восточных славянах. К ним относились следующие племена: словене, полочане, вятичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, полоняне, угличи, волыняне, кривичи. От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы. Смоленск – один из самых древних городов Руси. Годом основания считается 863.

1. Работа в группах.

Задание 2 - Почему именно на этих территориях поселились наши предки?

 III. Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

...Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

     В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

 (Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

Славяне были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. Когда славянин скажет: «Если не сдержу слово, то будет мне стыдно», - так можно на это слово смело положиться. Может быть, с этих еще пор появилась пословица: «Не давши слово - крепись, а давши – держись», потому что как сами мы, русские, от славян произошли, так и язык наш от славянского.

 Смысловое чтение. Работа в группах. Дать понятия заголовкам к тексту.

Гр. 1. Земледелие. Земледелие играло преимущественную роль. Все, без исключения славянские племена выращивали зерновые, технические культуры, занимались огородничеством. Большая часть земель, населенной восточными славянами была занята лесами. На начальном этапе они использовали подсечно-огневую систему земледелия. Представляла эта система следующее: в первый год выбирался участок, на нем все деревья подрубались под корень. На второй год подрубленные деревья высыхали и их сжигали. Зола от деревьев становилась естественным удобрением для почвы. Первые несколько лет участок давал хороший урожай. Затем плодородный слой истощался, и жители были вынуждены разрабатывать другой участок леса, подсекая и выжигая его. Отсюда и название - подсечно-огневое земледелие. Первый участок на 2-3 года "забрасывался" для восстановления полезных свойств почвы и покрытия ее травяным покровом. В результате экстенсивного вида земледелия, восточные славяне были вынуждены постоянно менять свое место жительства и осваивать все новые территории. Немногим позже славяне перешли от этого вида земледелия к двупольному и трехпольному, что во много крат повысило качество использования земельных участков.

Гр. 2. Промыслы. В силу богатейшего растительного и животного мира территории, находящейся под влиянием восточных славян, на высоком уровне развития находился промысел. Бескрайние просторы, населяемые славянами, занимали леса, поэтому особое место в хозяйственной жизни играла охота. Леса были полны различными видами животных и птиц. Отдельно нужно сказать о пушных зверях. Пушнина являлась ценнейшим товаром, использовавшимся для экспорта в европейские страны и на восток. Вся территория Восточно-Европейской равнины в эпоху раннего средневековья была изрезана крупными реками, озерами и прочими водоемами, изобилующими рыбой. Она-то и стала целью занятий славян. Славяне для рыбной ловли использовали удочки, плели из веревок примитивные сети. Ночью с помощью факела и остроги "охотились" на крупную рыбу. В исторических источниках содержится много информации о том, что славяне занимались бортничеством. Этот вид промысла был настолько развит, что мед и воск, наряду с пушниной стали основными экспортными товарами восточных славян.

Гр.3. Животноводство. Археологическими экспедициями, проводившими раскопки поселений древних славян, пришли к выводу того, что они занимались разведением скота. При анализе остеологического материала, эксперты выяснили какие именно виды животных разводились и использовались в хозяйстве восточных славян. Преимущественным видом домашних животных являлся крупный рогатый скот. Этот вид был основным богатством поселений славян. В хозяйстве использовалась шкура и шерсть КРС, а коровье молоко славяне использовали в чистом виде и изготавливали из него молочные продукты. Имеются письменные свидетельства сыроварения у восточных славян, начиная с X века. В поле коров использовали как тягловую силу. В центральных районах особенно широко было распространено развитие лошадей, а между реками Десной и Вислой разводились свиньи и овцы. Именно там в изобилии росли дубы и не было проблемы с поиском корма для свиней. Лошади же помимо хозяйственного применения использовались в войсках. Существовали особые конные войска, хотя численность их была низкой. Традиция разведения домашней птицы в славянских хозяйствах имеет древние корни. Славяне держали кур, голубей, уток и гусей. В пищу использовались яйца и мясо птицы. Этот вид мяса у славян являлся одним из основных, так как КРС и лошади разводились не для мяса, а исключительно в целях удовлетворения хозяйственных нужд. Касаемо же лучшего друга человека - собаки, они были одомашнены очень давно, и охрана собаками у славян была широко распространена.

Гр.4. Торговля. Восточные славяне расселялись в очень выгодном географическом положении для ведения торговли. С ними граничили германские племена, византийцы, болгары, хазары и другие. Все перечисленные народы вели активную торговлю с разными славянскими племенами. Об этом имеется большое количество документальных свидетельств, начиная с IX века. Кроме письменных свидетельств имеются археологический материал, говорящий о торговых взаимоотношениях с арабами, финнами, греками и англосаксонскими народами. Современники свидетельствовали о необычайном росте торговых взаимосвязей, и говорили, что на рынке любого крупного славянского города можно встретить купцов со всего мира. Они привозили сюда ремесленные изделия, южные фрукты и овощи, украшения, ткани, а увозили продукты бортничества - воск и мед, пушнину или меха. Не оставалась в стороне и торговля рабами. В военных походах славяне брали в плен побежденные народы, а затем часть из них продавали заграничным купцам.

Гр.5. Ремесло. У всех народов без исключения было развито ремесло. Восточные славяне в этом плане не остались в стороне. На высоком уровне развития у них находилось ювелирное дело - славянские женщины красовались подвесками, перстнями и другими ювелирными украшениями. В каждом домовладении развивалось плотницкое дело и резьба по дереву, кожевенное дело. Славяне умели прясть и ткать, изготавливать одежду. Посуда у славян делалась преимущественно из дерева и обожжённой глины. До X века глиняная посуда лепилась вручную, после же, появился гончарный круг, и посуда приобрела более эстетичный вид.
Подводя итог всего сказанного, нужно отметить, что восточные славяне не были диким народом, каким его рисовали на Западе. Развитие их хозяйственной деятельности и культуры находился на высоком уровне. По меркам того времени они ничуть не отставали от государств Западной Европы и Азии.

Работа в группах. Задание 4. - Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

Загадка. С одного дерева по четыре угодья: первое – от тёмной ночи (лучина). Второе – некопаный колодец (сок). Третье – старому здоровье (веник). Четвёртое – разбитому связь (береста). О каком дереве идёт речь? (Берёза).

Археологи, предки, летопись, ладья, летоисчисление, факт, раскопка.                                                                                         Задание: найти объяснение слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ

Слайд 4

Почему славяне селились по берегам рек?

Слайд 6

Занятия восточных славян Использованы материалы сайтов: https ://uchitel.pro/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5 / https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD&stype=image&lr=65&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

классный час "Земля моих предков" (презентация)

Данная презентация рассказывает о селе Новосибирской области, где проживало казахское население, с. Маметкино. Теперь все жители переехали в п. Моховое. В презентации рассказывается ожизни и деятельно...

презентация для классного часа "Память предков храня..."

Военно-историческое наследие Селенгинского района включает памятники воинской славы, одним из которых является  выдающийся 41 пехотный Селенгинский  полк....

Открытый классный час "Заповеди предков"

Цель: :1 Воспитание в детях человечности милосердия, умения прийти на помощь, нуждающимися в ней, стремление быть благородным в жизни.           2 Спо...