Отчет по адаптации учащихся 5 класса
материал по теме

Исмагилова Лейсан Мансуровна

Отчет по адаптации 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_adaptatsii_5_klassov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по адаптации учащихся  5 «Д» класса в 2018-2019 учебном году

Классный руководитель: Исмагилова Лейсан Мансуровна

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так  личностных решений.  

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными,  слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться  школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программногоматериала.
           2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
           3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

      1.  Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

      2. Большой поток  информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

     3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Знакомство с родительским коллективом.
  3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
  5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
  1. Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов Мокшиной Светланой Александровной  о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Светланы Александровны  об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность  посоветоваться, откровенно поговорить.

 Проведены классные часы:

  • «Урок Мира»
  • «Урок Добра»
  • « Правила дорожного движения »
  • «Техника безопасности учащихся..»
  •  «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.   По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают  средний  уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы.  Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
  •  Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
  • Эмоциональное состояние. С  нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
  1. Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.
  2. Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям организованно начать учебный год» 5 сентября 2018 года.  
  3. На собрании обсуждались следующие вопросы:
  • Знакомство с родителями
  • Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).
  • Выбор родительского комитета класса.
  • Планирование воспитательной работы на учебный год.
  • Текущая успеваемость учащихся за I триместр. Раздала ведомость текущих оценок за I триместр. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.
  • Организационные вопросы (состояние учебников, плата за питание, продлёнка, ремонт класса)
  1. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.
  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками  об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

Особенности  класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые  и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности.  Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: Герасимов.. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на высоком уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.        

Пожелания классному руководителю:

Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя. В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе. Работать совместно с учителями предметниками по организации учебно-воспитательной деятельности. Контролировать выполнение домашних заданий.  Творческий подход к организации внеклассной работы.  

  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

Название мероприятия

Дата проведения

Участники

1.

Макулатура

 сентября

Весь класс

2.

Флеш моб

октябрь

Весь класс

Таким образом, исходя из наблюдения за  учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

           Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются:  математика, история, изо и  физкультура. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос.  Такие предметы,   как биология и английский язык, видимо, вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.

           В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.      В 5 «Д»  классе обучается   17 человек,  из них   мальчиков 9, девочек 8  в возрасте 11 лет. Класс проходил  медицинское обследование. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается. Пять учеников имеют проблемы со зрением.  В классе не замечены случаи насмешек и иных форм негативного отношения к ученикам  из-за их болезней.

По итогам I четверти 2018- 20179учебного года : отличников - 2

хорошистов - 7: Успеваемость класса составила 100%, а качество знаний – 53 %.  

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

-  у  большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

-  с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

                        Адаптация учащихся 5 «Д» класса по родному (татарскому государственному) языку

Учитель Исмагилова Лейсан Мансуровна

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одно из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5 классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя – предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В 5 «Д» классе учащиеся по предмету «Родной язык» делятся на 2 группы. 1 группа (4 чел.) изучает родной (татарский) язык, 2 группа (13чел.) татарский (государственный) язык.  Из учащихся, которые изучаю татарский (государственный) язык, высокий уровень развития имеют три человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе.

Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 8 человек. Эти ребята положительно относится к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе, но требуют контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей.

У 2 человек познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, дисциплину в классе не нарушают, но на уроке могут заниматься посторонними делами, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Уровень сформированности ЗУН по татарскому языку  продемонстрировала контрольная работа

работу писали 13 человека

Успеваемость – 100 %

Качество – 75 %

Анализ контрольной работы позволил установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины.

Ошибки, допущенные в контрольных работах:

Написание предлогов – 2 чел.

Оформление предложения – 3чел.

Пропуск, замена, перестановка букв – 4 чел.

Ответы на вопросы -3 чел.

Перевод слов 1 чел.

Пути устранения проблемов:

 - усилить практическую работу с обучающимися по усвоению наиболее трудных тем.  Продолжить практическое применение теоретических знаний,  путем использования дидактического, раздаточного материала, сигнальных карточек, схем, таблиц и другой наглядности.  

- разнообразить  формы и методы преподавания, использовать  технологии, позволяющие повысить качество обучения: соблюдение здоровье сберегающих технологий, технологий развивающего обучения и личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

 - на каждом уроке необходимо продолжить работу по развитию коммуникативных умений: развитию связной устной и письменной речи,  

 - на уроках организовывать работу  в группах.

- проводить  индивидуальные и групповые занятия с детьми во внеурочное время.

- добиваться со стороны родителей необходимого участия в учении детей, требование контроля со стороны родителей

И еще важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся (учащиеся 5 класса – это младший школьный возраст) и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра. Оценки выставлять своевременно, предварительно комментируя их. Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!

                                                                                                             

 

                                                                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Отчет по адаптации учащихся 5 класса

Материалы по адаптации пятиклассников в среднем звене....

Отчет по теме "Адаптация 5 класса"

Данный материал поможет классным руководителям при отчете на тему "Адаптация 5 класса"...

Отчет по адаптации учащихся 5 "А" класса

Как известно, переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших период...

Отчет об адаптации пятиклассников

Отчет об адаптации пятиклассников е...