Классный час "Воровство - это преступление!"
классный час по теме

Матвеева Галина Александровна

Классный час "Воровство-это преступление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воровство - это преступление!"19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5-9 классов на тему: "Воровство - это преступление!"

Цель: показать  моральную недопустимость воровства, ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ, дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности, показать исторические факты наказаний за преступления.

Слайд 1

Учитель:Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России?(Ответы ребят)

Учитель:Значит, чтобы быть гражданином России надо быть честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину. Слайд 2. А какие поступки он не должен совершать? (Ответы ребят) Слайд 3

Учитель:Не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить окружающую природу, не убивать животных - эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека!

Слайд 4.

А знаете ли вы, что у каждой религии есть заповеди, которые нельзя нарушать? Кто может назвать мне 10 заповедей Божьих? (Ответы ребят) Слайд 5

Учитель:Одна из десяти заповедей говорит "не укради!". Слайд 6. Если человек нарушает эту заповедь - то он совершает большой грех. А как вы думаете, почему заповедь "не укради!" звучит во всех религиях? (Ответы ребят)

Учитель :Надо жить честно, в ладу со своей совестью. Что значит быть вором? Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах "вор" и "воровство". Вор - человек, занимающийся кражами, который ворует - преступник. Воровать - преступно присваивать, похищать чужое. Значит, быть вором и воровать - это преступление. А преступление наказывается по закону .В уголовном кодексе России ст.158 записано: Слайд 7.

Воровство - преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Что из этого следует? (Ответы ребят.  Делают выводы.)

Учитель:Часто в литературе да  используется такое выражение:  "Вороватый ребенок" , "вороватый взгляд" . Как вы понимаете  такое выражение? (Ответы ребят)  Вороватый - плутовской, не честный.

Кто знает пословицы – поговорки? (Ответы ребят) . 

Слайд 8. Мудрость народная говорит:

Что не твое - впрок не пойдет.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.

и т.д. Слайд 9.

Учитель:Ребята, а часто вы встречались с такими нечестными поступками, с воровством? Может вы были свидетелем такого преступления? Расскажите . (Рассказы ребят).

Учитель:  А как надо поступать, если вы стали очевидцами воровства? (Ответы ребят) 

А что должны делать взрослые и дети, чтобы некоторые люди не совершали это преступление? (Ответы ребят) 

Давайте сделаем выводы:  Воровство - это преступление!

Учитель:Воровство в обывательском понятии является синонимом кражи. Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти. Например: «Пугачёв — вор и самозванец», «Тушинский вор».

Слайд 10. Человек, занимающийся кражами, назывался тать, а промысел — татьба.

А знаете ли вы, воровство может быть болезнью?

Патологическая тяга к воровству не ради вознаграждения, а по психическим мотивам, является признанным психическим заболеванием — клептоманией.

Клептомания (от др.-греч. κλ?πτειν — воровать, и μαν?α — мания) — болезненное влечение к воровству (краже).Содержание  [убрать]

Клептомания — означает страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? Правильно, клептомания!  Я надеюсь, в нашем классе никто этой болезнью не болен.

Учитель:Приведем в пример одну историю, случившуюся в первом классе, в котором учились дети-семилетки.

В классе два друга — Вова и Саша. Недавно Вова потихоньку взял у Саши часы. Бовина мама стала гладить рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Саша. Тогда Бовины родители позвонили родителям Саши, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Вовы сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Вова признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это; родителям же солгал, потому что испугался.

Учительницу волновало, имеется ли тут факт воровства и как ей надо поступить в этой ситуации. Мать Вовы беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что их сын может украсть.

Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего возраста мальчик не знал слово «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя и все эти ситуации как-то были связаны с детским садом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным проступком сына, как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания.

Кроме того, у Вовы было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. Из рассказов матери у учительницы создалось впечатление, что Вова не различает понятия «мое» и «чужое». Источник этого следовало искать в особенностях воспитания ребенка и жизненного уклада семьи.

Возникшая гипотеза еще больше укрепилась после того, как учительница вспомнила историю со значками. У Вовы была большая коллекция значков, которую он давно собирал и которой очень гордился. Учительница предложила ему принести

коллекцию в класс и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда после урока Вова стал тут же раздаривать ребятам те экземпляры, которые им понравились. Скоро от коллекции ничего не осталось, а Вова побежал в коридор играть как ни в чем не бывало. Когда учительница рассказала эту историю Вовиной маме, та была поражена, так как коллекция была предметом гордости.

В описанных случаях мы стараемся не употреблять слово «воровство», поскольку имеем дело с детьми 7-ми лет. Безусловно, уже и в этом, и в более раннем возрасте многие дети никогда не возьмут чужого, так как эта нравственная норма буквально впитана ими с молоком матери.

К чему это приведет? Если в классе узнают, что такой-то мальчик или такая-то девочка что-то украли и учитель громогласно даст этому поступку соответствующую моральную оценку, то за ребенком закрепится репутация вора. Естественно, что родители других учеников не захотят, чтобы их дети дружили с вором.

И очень скоро, школьник,  совершивший такой поступок останется в изоляции. Куда ему деваться, ведь ему нужно общение? И это общение он найдет среди тех детей (чаще всего старше его), по мнению которых его поступок не только не является проступком, а, наоборот, позволяет занять определенное положение в кругу новых друзей. Чтобы эти новые друзья не отвернулись от него, ему теперь придется жить по их законам. Таким образом, он может стать на путь сознательного воровства.

Учитель:Слайд 11. Раньше были суровые наказания за различные преступления, например, за сварливость. Кого называли сварливым человеком? (Ответы ребят.) Слайд 12.  Наказывали и за воровство. Слайд 13. И за нецензурную брань.

Слайд 14. А вот какие наказания были в Китае:

Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна' особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Слайд 15. Ну, если Китай от нас далеко, то страны Средней Азии – это совсем рядом с нами . Как же наказывали за преступления у них?

В Средней Азии  «По уголовным делам за важные преступления вешают на жердях и умерщвляют из лука стрелами; за менее важные вины сажают в заточение и освобождают по вступлении нового государя на престол. За легкие вины отрезывают нос, отрубают ноги, обривают голову, или остригают полбороды и на шею вешают табличку, чтобы стыдить. Разбойников и воров наказывают пожизненным заключением. Прелюбодеяние с женою дворянина наказывается ссылкою мужчины и отрезанием ушей и носа у женщины».

Учитель: Давайте же подведем итог нашего разговора. (Ответы ребят). Я думаю, что вы сегодня не только много интересного узнали о воровстве, о наказании за  преступления, но и сделали для себя правильный вывод Слайд 16 – воровство – это  преступление, а если есть преступление, то будет и наказание. И прежде, чем вы совершите какой-нибудь  проступок, спросите у своей совести  «а не нарушаю  ли я  закон?», ибо совесть – это наш внутренний судья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Проступок. Правонарушение. Преступление."

Данная презентация использовалась мною при проведении открытого совета профилактики по теме "Проступок. Правонарушение. Преступление.". Думаю данная тема, достаточно актуальна,  возможно при...

Классный час на тему: «Преступление и наказание»

Вопросы занятия:Почему люди совершают преступления?Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?С какого возраста лица, обвин...

Классный час"Проступок, правонарушение, преступление"

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, право­нарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.2) Развивать представление о том, что проступок, правона­рушение, прест...

Воровство-это преступление

Презентация  по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних....

Воровство-это преступление

Презентация  по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних....

Тема классного часа: «Воровство и кражи»

Тема классного часа: «Воровство и кражи».Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся и моральной недопустимости воровс...

Воровство - это преступление!

классный час, разработан для учащихся 5-9 классов...