Воровство - это преступление!
книга

Анисимова Наталья Николаевна

классный час, разработан для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_vorovstve.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 5-9 классов на тему: "Воровство - это преступление!"

Описание материала: Этот классный час очень  кстати в 5-9 классах, так как в этих классах дети и подростки очень часто совершают кражи. Полагаю, что данный материал поможет классным руководителям в воспитании обучающихся.

Цель: показать  моральную недопустимость воровства, ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ, дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности, показать исторические факты наказаний за преступления.

Слайд 1

Учитель:

Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России?(кластер)

Учитель:

Значит, чтобы быть гражданином России надо быть честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину. (Слайд 2.)

А какие поступки он не должен совершать? (Ответы ребят) (Слайд 3)

Учитель:

Не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить окружающую природу, не убивать животных - эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека! (Слайд 4.)

А знаете ли вы, что у каждой религии есть заповеди, которые нельзя нарушать? Кто может назвать мне 10 заповедей Божьих? (Ответы ребят) (Слайд 5)

Учитель:

Одна из десяти заповедей говорит "не укради!". Если человек нарушает эту заповедь - то он совершает большой грех. А как вы думаете, почему заповедь "не укради!" звучит во всех религиях? (Ответы ребят)

Учитель :

Надо жить честно, в ладу со своей совестью. Что значит быть вором? Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах "вор" и "воровство". Вор - человек, занимающийся кражами, который ворует - преступник. Воровать - преступно присваивать, похищать чужое. Значит, быть вором и воровать - это преступление. (Слайд 6.) А преступление наказывается по закону. В уголовном кодексе России ст.158 записано: (Слайд 7.)

Воровство - преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Что из этого следует? (Ответы ребят.  Делают выводы.)

Слайд 8. Мудрость народная говорит:

Что не твое - впрок не пойдет.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.

Учитель:

Ребята, а часто вы встречались с такими нечестными поступками, с воровством? Может вы были свидетелем такого преступления? Расскажите . (Рассказы ребят).

Учитель:  А как надо поступать, если вы стали очевидцами воровства? (Ответы ребят)  

А что должны делать взрослые и дети, чтобы некоторые люди не совершали это преступление? (Ответы ребят)  

Учитель:

Воровство в обывательском понятии является синонимом кражи. Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти. Например: «Пугачёв — вор и самозванец», «Тушинский вор».

Слайд 9. Человек, занимающийся кражами, назывался тать, а промысел — татьба.

А знаете ли вы, воровство может быть болезнью?

Слайд 10. Патологическая тяга к воровству не ради вознаграждения, а по психическим мотивам, является признанным психическим заболеванием — клептоманией.

Клептомания (от др.-греч. κλέπτειν — воровать, и μανία — мания) — болезненное влечение к воровству (краже).

Клептомания — означает страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? Правильно, клептомания!  Я надеюсь, в нашей школе никто этой болезнью не болен.

Учитель:

Слайд 11. Приведем в пример одну историю, случившуюся в первом классе, в котором учились дети-семилетки.

В классе два друга — Вова и Саша. Недавно Вова потихоньку взял у Саши часы. Бовина мама стала гладить рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Саша. Тогда Бовины родители позвонили родителям Саши, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Вовы сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Вова признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это; родителям же солгал, потому что испугался.

Учительницу волновало, имеется ли тут факт воровства и как ей надо поступить в этой ситуации. Мать Вовы беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что их сын может украсть.

Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего возраста мальчик не знал слово «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя и все эти ситуации как-то были связаны с детским садом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным проступком сына, как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания.

Кроме того, у Вовы было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. Из рассказов матери у учительницы создалось впечатление, что Вова не различает понятия «мое» и «чужое». Источник этого следовало искать в особенностях воспитания ребенка и жизненного уклада семьи.

Возникшая гипотеза еще больше укрепилась после того, как учительница вспомнила историю со значками. У Вовы была большая коллекция значков, которую он давно собирал и которой очень гордился. Учительница предложила ему принести

коллекцию в класс и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда после урока Вова стал тут же раздаривать ребятам те экземпляры, которые им понравились. Скоро от коллекции ничего не осталось, а Вова побежал в коридор играть как ни в чем не бывало. Когда учительница рассказала эту историю Вовиной маме, та была поражена, так как коллекция была предметом гордости.

В описанных случаях мы стараемся не употреблять слово «воровство», поскольку имеем дело с детьми 7-ми лет. Безусловно, уже и в этом, и в более раннем возрасте многие дети никогда не возьмут чужого, так как эта нравственная норма буквально впитана ими с молоком матери.

К чему это приведет? Если в классе узнают, что такой-то мальчик или такая-то девочка что-то украли и учитель громогласно даст этому поступку соответствующую моральную оценку, то за ребенком закрепится репутация вора. Естественно, что родители других учеников не захотят, чтобы их дети дружили с вором.

И очень скоро, школьник,  совершивший такой поступок останется в изоляции. Куда ему деваться, ведь ему нужно общение? И это общение он найдет среди тех детей (чаще всего старше его), по мнению которых его поступок не только не является проступком, а, наоборот, позволяет занять определенное положение в кругу новых друзей. Чтобы эти новые друзья не отвернулись от него, ему теперь придется жить по их законам. Таким образом, он может стать на путь сознательного воровства.

Учитель:

Слайд 12. Раньше были суровые наказания за различные преступления, например, за сварливость. Кого называли сварливым человеком? (Ответы ребят.) СВАРЛИ́ВЫЙ - Ворчливый, склонный к ссорам (толковый словарь Ожегова). Слайд 13.  Наказывали и за воровство. Слайд 14. И за нецензурную брань.

А вот какие наказания были в Китае:

Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна' особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

Слайд 15. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Слайд 16. Ну, если Китай от нас далеко, то страны Средней Азии – это совсем рядом с нами . Как же наказывали за преступления у них?

В Средней Азии  «По уголовным делам за важные преступления вешают на жердях и умерщвляют из лука стрелами; за менее важные вины сажают в заточение и освобождают по вступлении нового государя на престол. За легкие вины отрезывают нос, отрубают ноги, обривают голову, или остригают полбороды и на шею вешают табличку, чтобы стыдить. Разбойников и воров наказывают пожизненным заключением. Прелюбодеяние с женою дворянина наказывается ссылкою мужчины и отрезанием ушей и носа у женщины».

Учитель: Давайте же подведем итог нашего разговора. (Ответы ребят).

Слайд 17 – воровство – это  преступление, а если есть преступление, то будет и наказание.

Учитель: А что же такое преступление? (ответы ребят)

Слайд 18. Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.

Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.

Слайд 19-20. Что это за преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Слайд 21. Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

Слайд 22. К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Я думаю, что вы сегодня не только много интересного узнали о воровстве, о наказании за  преступления, но и сделали для себя правильный вывод. И прежде, чем вы совершите какой-нибудь  проступок, спросите у своей совести  «а не нарушаю  ли я  закон?», Слайд 23. ибо совесть – это наш внутренний судья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Воровство-это преступление

Презентация  по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних....

Воровство-это преступление

Презентация  по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних....

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Классный час "Воровство - это преступление!"

Классный час "Воровство-это преступление"...

Час общения: «Преступление и наказание: воровство и кражи»

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания воспитанников.Задачи:·...