Родительское собрание на тему "Быть родителем ученика не очень просто"
материал (5 класс) по теме

Алякина Елена Ивановна

Мне хочется начать нашу встречу словами Великого драматурга Виктора Розова: «Семья – это точка опоры. Нет семьи – растёт сорная трава под названием «перекати-поле». Быть родителем – это очень не просто. Трудности подстерегают на каждом шагу. По моему мнению, быть родителем – это и праздник, и, одновременно, ежедневная трудная работа. Работа, которая продолжается круглосуточно. Работа, которая не прекращается даже тогда, когда ребёнок спит. Внешняя и внутренняя, работа по дому и глубокая внутренняя душевная. Работа по воспитанию ребёнка, и по изменению себя самого. Надо быть готовыми к тому, что ребёнок может быть недоволен своими родителями. Время от времени это будет случаться. С каждым ребёнком. В каждой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_roditelem_uchenika_ne_ochen_prosto.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

"Быть родителем ученика не очень просто".

Добрый День! Уважаемые родители.

Мне хочется начать нашу встречу словами Великого драматурга Виктора Розова: «Семья – это точка опоры. Нет семьи – растёт сорная трава под названием «перекати-поле».

Быть родителем – это очень не просто. Трудности подстерегают на каждом шагу. По моему мнению, быть родителем – это и праздник, и, одновременно, ежедневная трудная работа. Работа, которая продолжается круглосуточно. Работа, которая не прекращается даже тогда, когда ребёнок спит. Внешняя и внутренняя, работа по дому и глубокая внутренняя душевная. Работа по воспитанию ребёнка, и по изменению себя самого.

Надо быть готовыми к тому, что ребёнок может быть недоволен своими родителями. Время от времени это будет случаться. С каждым ребёнком. В каждой семье.

Потому что одна из родительских задач – остановить у опасной границы.

Ребёнок всеми силами будет стремиться пройти через эту границу, потому что его задача – идти вперёд и вперёд, познавать мир дальше и дальше.

И вы, как родители, стоите на границе опасности и говорите «НЕТ». Потому что вы УЖЕ знаете на своём опыте, какие бывают результаты, а он ещё не знает на своём опыте.

Говорите «НЕТ» спокойно и медленно, объясняйте, как будто рассказываете рассказ.

Говорите «НЕТ» без эмоций, но уверенно это повторяйте, не двигаясь с места, не меняя своего мнения.

Для многих произнести слово «НЕТ» бывает трудно, поэтому к этому стоит быть готовым.

Это просто родительская работа такая. Трудная, сложная, ежедневная, постоянная работа.

На родителей обрушивается всё: нравится или не нравится школьная форма; сдавать или не сдавать деньги; повезло с учителем или нет. И именно тревоги и волнения мешают иногда родителям так построить свои отношения со школой и учителем, чтобы это помогло облегчить жизнь их ребёнку.

Вот, в частности, на какие моменты стоит обратить внимание.

Это не вы учитесь в школе, а ваш ребёнок.

«Любой ребёнок уникален» – это, мне кажется, базовый постулат здорового родительства. Если у вас в школе были проблемы с какими-то предметами, то это не значит, что у сына или дочери тоже эти проблемы должны быть. Все эти наши «математика – очень сложный предмет», «я в школе ненавидел математику», или «у нас в генах нет математических способностей» – не что иное, как программирование ребёнка на проблемы. Почему бы не дать ребёнку самому сформировать своё отношение к математике, истории, географии или английскому языку?

Или вот такое бывает. Ребёнок неплохо успевает по большинству предметов, но не учит правила и исключения на уроках русского языка. Учитель-предметник обращается к родителю «Ведь это же русский! А она ничего не учит. Помогите, проконтролируйте, я вот это и это задала, пусть к следующему уроку выучит.» А он ей отвечает, что не будет заставлять дочь что-то учить. Потому что он никогда сам не учил, у него врождённая грамотность, и по русскому всегда были только пятёрки.

Ещё раз: ваш ребёнок уникален. Вполне может быть, что его проблемы и достижения в школе будут совсем не такими, как это было у вас.

Не бросайтесь решать проблему ребёнка, сперва предложите помощь.

Часто бывает, что дети рассказывают о проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются в школе. И вы, как родители, очень переживаете о каждой ситуации. Вам хочется тут же кинуться на помощь, защитить, оградить своего ребёнка. Но, я считаю, что нужно находить в себе силы спросить: «Тебе нужна моя помощь?» И, думаю, что чаще вы получите ответ: «Нет, не нужна». Мне кажется, что в том случае, если ребёнок может сам справиться с ситуацией, он должен справляться сам. Потому что это его жизнь, его опыт, его развитие, его взросление.

Роль родителей в такой ситуации – выслушать, поддержать морально, выразить доверие и поддержку. Если же мы кидаемся решать проблемы своего ребёнка, забыв его спросить, есть ли в этом необходимость, мы идём на поводу у своих эмоций, своего гнева, своих тревог за ребёнка. Разве такое наше поведение демонстрирует ребёнку доверие в его силы? Помните, на чьей вы стороне.

Я понимаю родительство так: ты всю жизнь работаешь над тем, чтобы быть на стороне ребёнка, стараясь преодолевать собственные психологические сложности так, чтобы они не слишком усложняли ребёнку жизнь. И большинству семей это удаётся.

Ведь в подавляющем большинстве за успехами ребёнка стоит поддержка семьи. Самые талантливые дети – те, которых безусловно и безоговорочно любят их родители.

Но – поддержка настоящая. Потому что «пойду сейчас покажу всем этим учителям» – это не помощь, это самоутверждение и повод потешить своё эго. И «мой ребёнок прекрасно разбирается в теме, а вы ему назло двойки ставите» – тоже.

Помощь должна быть такой, чтобы благодаря ей ребёнку удовалось справиться с трудностями, поверить в себя, в свои силы. С помощью и поддержкой родителей ребёнок становится сильнее, свободнее, увереннее, оптимистичнее.

Конечно, проще и удобнее во всех проблемах в школе видеть только вину школы и учителей. Тем более, что школа ох как не без греха, она создаёт и провоцирует массу проблем.

Но дальше каждый родитель делает свой выбор. Кто-то становится приверженцем семейного обучения, совмещая роли учителя и родителя. Кто-то транслирует свой негативный опыт в комментариях из серии «школа зло», «калечит психику», «ничему не научили» и подобное. И всё же, я думаю, что большинство родителей настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении ко всем этому, начинается усиленное обучение ребёнка различным премудростям. Однако, не всегда занятость ребёнка приносит ожидаемый результат.

Часто приходится встречать очень умного дошкольника или школьника начальных классов, который затем превращается в самого заурядного середнячка. И причина этого не в умственных способностях ребёнка, а в умении трудиться.

И в тоже время, неподготовленный к школе ребёнок, не умеющий ни писать, ни считать становится очень хорошим учеником. Он старательно работает на уроках.

Единственное качество, необходимое для реализации способностей ребёнка – умение трудиться.

Итак, для того, чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было эффективным, способствовало росту и развитию, стоит обратить внимание на пять принципов:

  1. Принять ребёнка
  2. Осознанность собственных действий
  3. Системность и последовательность в отношении ребёнка
  4. Умение слушать и слышать своего ребёнка
  5. Готовность развиваться самому
  6. Собственный пример!

По статистике, большинство людей определяет набор примерно таких качеств уверенность в себе, ответственность за свою жизнь, умение общаться с людьми, сообразительность, энергичность, смелость, порядочность, надёжность.

Успешный ученик счастлив, здоров физически, нравственно и душевно, хорошо учится, окружен друзьями, пользуется всеобщим уважением.

Качества родителей, способных воспитать успешного ученика:

  1. Способность выявить возможности ребёнка.
  2. Умение создавать условия для всестороннего развития личности.
  3. Терпимость к своему ребёнку.
  4. Способность быть примером.
  5. Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка.
  6. Быть в контакте с социумом ребёнка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.)

И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. Ведь цель у родителей и учителей одна: воспитать успешного ученика.

Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же Юмора, посыпьте Добротой, добавьте как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведённой вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!

Этот рецепт нам всем необходимо применять, чтобы двигаться к цели.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

Советы родителям

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Говорите ребенку о своей любви: за то, что он такой, какой есть. Чаще обнимайте его, показывайте как он важен для вас. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете. В этом случае ребенок усвоит, что он достоин любви, уважения и признания, и в любой, даже самой трудной ситуации у него есть родные люди, которые всегда помогут ему.

2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее. Неудача - это опыт, который необходим для достижения будущих целей.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать, ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем.

6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет к самостоятельности. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

"Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)

8. Учите ценить время.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.

Развивайте в ребенке привычку держать свое слово

10. Учите ставить цель и достигать её.

С ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.

- Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности - высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим, и тем лучше их мнение о нем.

Тест «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? - 2б.

2. Посоветуй мне пожалуйста… - 1б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. - 1б.

4. В кого ты только такой уродился! - 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! - 1б.

6. Ну на кого ты похож(а)? - 2б.

7. А я в твои годы …- 2б.

8. Ты моя опора и помощник(ца) - 1б.

9. Ну что за друзья у тебя? - 2б.

10. О чём ты только думаешь? - 2б.

11. Какая (ой) ты у меня умница! - 1б.

12. А как ты считаешь? - 1б.

13. У всех дети как дети, а ты… - 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! - 1б.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.

11 баллов и выше - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

«Как любить своего ребёнка»

Правило первое

Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом не отмахиваясь от него. Как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе

Уметь говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвёртое

Достичь успехов в воспитании можно только тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

10 заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.

4. Не относись к его проблемам свысока.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми.

7. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Памятка   «Садимся за уроки»

Памятка для родителей

«Хотите, чтобы ваш ребёнок с удовольствием ходил в школу?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка.

  • В случае конфликтной ситуации в школе, постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребёнком.

  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.

  • Ребёнок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

  • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

Памятка родителям

  1. Не будите ребёнка в последний момент.

  1. Не разрешайте ребёнку проводить за компьютером или у телевизора более 45 минут.

  1. Ребёнок должен двигаться не менее 2 часов в день.

  1. Ночной сон не должен быть менее 10 часов.

  1. Не заставляйте ребёнка делать уроки перед сном.

Уметь учиться – это правильно организовать свой труд.

От правильной организации труда зависит не только твоя успеваемость, но и твоё самочувствие.

Самое подходящее время для выполнения домашнего задания с 15 (16) часов до 17 (18) часов.

Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность. И если это происходит изо дня в день, то в результате не только неудачи в учёбе, но и физическая усталость.

Советы родителям

  • Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

  • Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

  • Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

  • Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Памятка для хорошего родителя

Хороший родитель всегда знает и помнит, что если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть;

  • ребёнка высмеивают, он становиться замкнутым;

  • ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

А ключ к изменению поведения ребёнка лежит в изменении отношении между родителями и ребёнком.

Пусть ваше родительское счастье будет с вами всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

Интересный материал для проведения родительского собрания в 8 классе....

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Родительское собрание на тему "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...

Материал к родительскому собранию по теме: "Авторитет родителей".

Материал к родительскому собранию по теме: "Авторитет родителей"....

Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"

Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...

Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».

Родительское собрание на тему: «Критерии оценивания ученика на уроках».Цель собрания: познакомить с критериями выставления отметки во 2 классе.Задачи:1. Показать родителям значение школьной отмет...

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."...