Классный час "День народного единства"
классный час на тему

Кровопускова Марина Александровна

Материал содержит конспект, презентацию и сообщения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_den_narodnogo_edinstva.rar2.2 МБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

на тему:

«День народного единства –

государственный праздник России».

Цель:                 формирование у учащихся качеств гражданственности,                                 патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей                         страны, своего народа, становление демократического сознания,                 воспитание ответственности за судьбу Родины.

Оборудование: портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, иллюстраций                 памятников, Китай города, Старинной Москвы, которые                                 размещены на  классной доске, презентация.

Литература: журнал «Вокруг света» № 11 2005 год, электронная                                         энциклопедия Кирилла и Мифодия, диск с исполнением гимна                         России.

Ход занятия

  1. Организация учащихся на работу.

Звучит гимн России

(слайд 1)

  1. Сообщение темы и цели занятия.

4 ноября наша страна празднует День народного единства. Этот праздник появился совсем недавно, а если быть точным в 2005 году.

Наша история богата славными датами, среди которых победа народного ополчения во главе с гражданином  Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи и величия.

Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян.

Откуда берет свое начало этот знаменательный день?

  1. Основная часть.

   1. Вступительное слово учителя.

   4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву, столицу нашей родины, от польских захватчиков. Воины народного ополчения и их предводители Минин и Пожарский продемонстрировали настоящий героизм и  народную сплоченность.

   Познакомимся поближе с образами Минина и Пожарского.

2. Историко-биографическая справка о К.Минине

(слайд 2, демонстрация портрета)

Минин Кузьма Минич (ум. 1616, Нижний Новгород) - русский национальный герой организатор и один из руководителей 2-го ополчения против польских интервентов в начале XVII в. Происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. "Минин" - первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией. Отойдя от родовой профессии, Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой.

В сентябре 1611 был избран земским старостой.

После распада первого земского ополчения (П. П. Ляпунова) выступил с патриотическим призывом подняться на борьбу с врагами родины, изгнать захватчиков из Москвы и пределов страны; возглавил в качестве «выборного человека всея земли» движение за создание нар. ополчения. Воен. руководство ополчением по совету Минина принял князь Д. М. Пожарский.

Минин занимался сбором казны, комплектованием ополчения, снабжением, его оружием, боевыми припасами, продовольствием, одеждой и т. д. Вместе с ополчением прошел до Москвы и участвовал в сражении, закончившемся изгнанием польских захватчиков.

После избрания царем Михаила Федоровича Романова в 1613 Минин получил чин думного дворянина и вотчину. Минин жил в Москве и выполнял важные поручения правительства и царя, собирал пятину (20 процентов от имущества) с посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал вместе с другими боярами в управлении государством во время выезда царя на богомолье. Зимой 1615 в. Поволжье восстали татары и черемисы. После подавления бунта был отправлен в Казань для выяснения причин недовольства. Умер на обратном пути, не успев добраться до Москвы.

3. Историко-биографическая справка о Д. Пожарском

(слайд 3, демонстрация портрета)

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578 - 1642, Москва) - государственный и военный деятель, князь, русский национальный герой, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в н. XVII в..                                                                                                 Происходил из рода князей Стародубских. Принадлежал к обедневшему княжескому роду, потомки которого превратились в рядовых вотчинников, носивших фамилию по своей вотчине "Пожар".                                                 После смерти отца семья переехала в Москву, где в 1593 Пожарский поступил на службу. В 1598 носил звание "стряпчего с платьем", с 1602 пожалован Борисом Годуновьм в стольники.                                                                                         В 1608 был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. Весной 1611 в авангарде ополчения П.П. Ляпунова ходил в Москву, сражался с польскими войсками гетмана А. Гонсевского, приглашенного боярским правительством. Отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и отвезен в свою суздальскую вотчину.         Сторонник сильного национального правительства, проявивший военный талант, Пожарский был приглашен К. М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород.                                         В 1612 сформировал и возглавил армию, которая смогла разгромить польских интервентов в Москве. На Земском соборе 1612 - 1613 сыграл выдающуюся роль при избрании царя Михаила Федоровича Романова и был пожалован боярским чином. До 1618 руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615 - 1617 участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. В 1628 - 1630 служил воеводой в Новгороде. В 1632 снова участвовал в войне с поляками.                                         Один из богатейших землевладельцев, Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо Евфимиевском монастыре в Суздале.

4. Демонстрация памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

В 1826 Минин и Пожарскому был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса в Москве на Красной площади. (слайд 4, 5)

Важно отметить, что в ополчении Минина и Пожарского участвовали представители разных народов и вероисповеданий (русские, татары, башкиры и др.). Поэтому и праздник имеет название «День народного единства».  

Сегодня наша страна переживает период, когда народы, проживающие на территории бывшего СССР единой семьей, способные с честью и достоинством  пережить трагические моменты в истории Родины (такие как ВОВ) в данное время находятся в конфликте, в разобщенности. Оглядываясь на уроки истории, необходимо создавать сильное, единое в своих устремлениях государство, на что и настроена политика нашего правительства.

5. 7 ноября - победный день России.

Ребята, но не менее важным событием в истории нашей страны является день 7 ноября, который переименован в день проведения военного парада на Красной площади в Москве (показ иллюстраций парада слайды 6-12).

Военный парад на Красной площади является важнейшим переломным моментом в истории ВОВ 1941-1945 года. Именно на этот день Гитлер запланировал торжественное прохождение немецких войск по Красной площади. Военный парад советских войск транслировался по радиостанциям по всем фронтам, что поднимала боевой дух каждого бойца. В этой тревожной обстановке проведенный 7 ноября 1941 года военный парад явился событием, продемонстрировавшим всему мировому сообществу несгибаемый дух и волю к победе советского народа (просмотр видеоматериала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (парад на Красной площади слайды 13-21 )).

  1. Заключительная часть.

1. Беседа.

- В честь какого события в нашей стране празднуют 4 ноября?

- Кто возглавлял народное ополчение?

- Почему 4 ноября – это День народного единства?

2. Напутствие.

 Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян. Неважно кто ты по национальности, важно то, что ты един вместе со своим народом, важно то, что ты борешься за правое дело, за свободу!  

И историческая дата 4 ноября и 7 ноября показывают нам необходимость единства, сплочения,  представителей разных народов и вероисповеданий. Только сильное государство может противостоять мировому злу в лице терроризма.

  1. Организованное окончание занятия.

Звучит гимн России (слайд 22)

        Кл. руководитель                                        Кровопускова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Классный час "День народного единства"

Классный час даёт представление о новом празднике, его роли для сохранения единства народа...

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

Классный час "День народного единства"

Классный час в форме беседы с проведением викторины. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». В разработке кратко рассказано об и...

Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"

Материал разработан  по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...