"Социальное проектирование. Структура социального проекта"
статья по теме

Комкова Елена Юрьевна

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Именно социальное проектирование является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Красное

Кафедра классных руководителей

«Социальное проектирование. Структура социального проекта»

Подготовила: Комкова Е.Ю.,

кл.руководитель 2И класса

филиала МБОУ СОШ с.Красное

в с.Ищеино

2018 год

Слайд 1. В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Именно социальное проектирование является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Слайд 2. Социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.

Слайд 3. Социальное проектирование – это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

Слайд 4. Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, потребителю, заказчику; политическое взаимодействие, влияние);
  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская);
  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона).

Субъектами социального проекта становятся дети и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Слайд 5. Основной тезис современного понимания проектной деятельности: всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить.

Слайд 6. Цель социального проектирования:

-  привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

        - включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  своими силами.

Слайд 7. Задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации;

-  закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных специальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчёт необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов).

Слайд 8. Результатом социального проектирования должно стать реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.

        Социальный проект рассматривается как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы:

  • проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления, которого должно стать достижение логического завершения продукта проектной деятельности;
  • нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности;
  • временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности;
  • проектирование - комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.)
  • данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование;
  • проектная деятельность предусматривает прямую связь идей проекта с реальной жизнью;
  • в проектной деятельности активно используется игровой компонент;
  • проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности школьника.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого ученика, но и для его ближайшего социального окружения.

Слайд 9. Виды проектов в социальном проектировании.

  • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике. Например, «Экологический патруль», «Подарок к 8 Марта» и т.п.).
  • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории. Например, «Всё о празднике Новый год», «Масленица» и др.).
  • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации. Например, «День самоуправления», «Исторические игры» и др.).
  • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др. Например, «Роль человека в загрязнении окружающей среды», «Режим дня», «Родная улица моя» и др.).

Слайд 10. Этапы работы над проектом.

I этап: выбор темы проекта.

II этап: сбор  информации.

III этап: обдумывание плана работы над проектом.

IV этап: реализация проекта.

V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее) и т.д.

VI этап: презентация и защита  проекта в классе.

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Слайд 11. Стадии проектной деятельности.

1. Мы выбираем.

2. Мы исследуем.

3. Мы планируем.

4. Мы действуем.

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Трудность четко формируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте ребёнка.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей.

Слайд 12. Первый шаг. Мы выбираем проблему.
Что такое проблема?

Проблема - от гр. слова - задача, вопрос, загадка, что предложены на разрешение, ситуация разногласия между тем, что хочется, и тем, что есть.

Слайд 13. Для этого выполняем следующие действия:

1. «Мозговой штурм»

2. Конкурс кратких планов.

3. Анализ социальной ситуации.

4. Изучение документов.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но и являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.

Слайд 14. Второй шаг.  Исследуем проблему.
1. Социологический опрос.

2. Найти людей, которых волнует ваша проблема.

3. Узнать больше о проблеме – изучить законы, публикации СМИ.

4. Получить больше подтверждений и доказательств, что проблема актуальна.

5. Получить советы по её разрешению.

В проекте необходимо:

1. Описать необходимость проекта для объединения, в целом для общества (района).

2. Обозначить обстоятельства, которые побудили написать проект.

3. Определить масштабы проекта.

4. Предъявить статистические и аналитические данные, побудившие написать проект.

5. Определить, чьим интересам и потребностям служит проект.

Название проекта должно отражать то, чем мы собираемся заниматься.

Слайд 15. Актуальность (почему этим надо заниматься).

Описание проблемной ситуации – Выделение противоречий – Формулирование проблемы.

Слайд 16. Выдвигаем гипотезу социального проекта.

Гипотеза - это предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предложение - за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Слад 17. Описание проекта (краткое изложение всей структуры проекта).

  1. Цель и задачи проекта.

Цель должна быть реалистичной и иметь определённые измерители.

Задачи – действия, которые вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта.

Задачи должны начинаться с глаголов: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, создать, обеспечить, разработать, проанализировать, продумать, продолжить…и т.д.

  1. Методы исследования.
  2. Объект исследования.
  3. Целевая группа (на кого рассчитан ваш проект, кому принесет пользу, на кого направлен).
  4. Исполнители проекта (кто будет делать).
  5. Партнеры проекта (сторонние организации).

Сладй 18. Третий шаг. Мы планируем.

На данном этапе составляем календарный план-график, где указываем выполняемую работу, сроки, ответственных и ресурсы.

Слайд 19. Четвёртый шаг. Мы действуем.

Основной этап:

1. Выполнение намеченных мероприятий.

2. Рефлексия  - анализ результатов работы по проекту.

3. Анализ учащимися стадий подготовки проекта, определение встретившихся трудностей, оценка вклада каждого учащегося, выявление ошибок.

Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

1. Что изменилось в школе после проведения проекта?

2. Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении

3. Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также  с ожидаемыми результатами?

4. Насколько высока была активность участников проекта?

5. Изменилось ли отношение окружающих к проблеме?

Слайды 20-37.  Пример социального исследовательского проекта на тему «История улиц моего села».

Подводя итог, можно сказать, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

Социальная установка. Структура социальной установки.

Исследование социальных установок...

ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней....

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования)

Данная презентация имеет практическое значение для преподавания курса Индивидуальный проект в 10-х или 11-х классах....

Социальное проектирование в деятельности дополнительного образовательного учреждения: опыт реализации социального проекта «Хлеб блокадного Ленинграда»

Краткосрочный проект «Хлеб блокадного Ленинграда», реализуемый в МБУ ДО "Баевский ЦДТ и ПО" в январе 2023 года стал значимым социальным событием. Проект, как форма рабо...