Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"
материал по теме

Мингалеева Альфия Гумерзяновна

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях перехода и реализации ФГОС»

 В данном материале я раскрываю особенности воспитательной работы во внеурочной деятельности в области социального проектирования и социальной практики  в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт социального проектирования и социальной практики

во внеурочной деятельности образовательного учреждения,

как важная составляющая реализации ФГОС.

Мингалеева Альфия Гумерзяновна, педагог-организатор,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

«…мир может стать чуточку лучше. Если вы сыграли важную роль в жизни какого-нибудь ребенка» Маргарет Фишбек Пауэрс.

       Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно- деятельностный подход, который  и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

         Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания.  На первый план  вышли субъект- субъектные отношения. Системно-деятельностный подход становится основополагающем в учебно-воспитательном процессе.

Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение- это один из лепестков цветка, который называют воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане - ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции  может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное  проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность

          Социальное проектирование — вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования  ребенок  формирует свою « Я- концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром.  В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.

             Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как  взаимодополняющие виды деятельности.

Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Из выше изложенного можно сделать вывод:  в ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

  Результат воспитания будет достигнут    в том случае, если  воспитательная деятельность  не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.  

Так, в сентябре 2012 года  на имя директора нашей школы поступило  обращение от Дениса Викторовича Максименко, Президента Регионального благотворительного фонда помощи детям и молодым людям,  больным онкогематологическими и иными тяжёлыми заболеваниями  «Сохрани жизнь» об участии в благотворительной акции «Жизнь - не мелочь». Администрация школы информировала обучающихся о данном письме. Это приглашение привлекло внимание  школьного актива ученического самоуправления «Город Счастья»,  ребята решили больше узнать о данном фонде и его деятельности.

В процессе сбора информации мы узнали, что Региональный благотворительный фонд «Сохрани жизнь» города Сургута помогает детям и молодым людям, оказывая финансовое  содействие в организации их лечения и улучшения качества жизни этих маленьких и взрослых людей. Определили проблему -  отсутствие в достаточной мере благотворительной помощи детям, нуждающимся в лечении. Так и появился в нашей школе  социальный проект «Лучики надежды и добра»,  который был рассчитан на 1 год.

Цель проекта:  создание волонтерского отряда, который будет активно реализовывать благотворительную деятельность в нашей школе и за ее пределами. Познакомили обучающихся школы, педагогов, родителей с деятельностью Регионального благотворительного фонда «Сохрани жизнь» через  встречи с их сотрудником , помощником Президента Загитовой Еленой Валерьевной, на рабочих  линейках с учащимися школы.  Авторы проекта выходили со своими предложениями   на педагогический совет учителей, родительские собрания школы. Провели социологическое исследование в школе по изучению отношения обучающихся, педагогов и родителей к благотворительной и волонтерской деятельности через анкетирование среди учащихся с 8-11 классы.

Проанализировав ответы социологического  опроса, пришли к  выводу, что проект «Лучики надежды и добра» актуален для нашего учреждения.

Таким образом,   активу  ученического самоуправления удалось привлечь внимание всех ее участников к таким проблемам, как благотворительность, милосердие, любовь к ближнему, долг, патриотизм, создав, таким образом,    условия  для формирования  и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом,   гражданина и патриота своей Родины.

В результате своей актуальности благотворительной деятельности проект «Лучики надежды и добра»   имеет продолжение и существует уже третий год подряд.  

Волонтерский отряд взрослеет, ныне 10А класс (классный руководитель Ковалева Светлана Георгиевна), продолжают  начатую работу выпускниками 2014 года 11А класса Федуловой Вероникой и Бергер Еленой под руководством педагога-организатора Мингалеевой Альфии Гумерзяновны.

В привлечении  к данному виду социальной деятельности  использовали разные формы внеурочной деятельности: беседы, классные часы, социологические опросы, встречи.  Традиционными стали благотворительные осенние ярмарки «Осенняя мозаика»,  организованные совместно со школьным родительским комитетом и родительским активом классов.

Результаты с акции «Подарок другу», «Письмо другу» традиционно передаются в отделение при посещении детей клинико-диагностического  центра гематологии  Сургутской окружной  клинической больницы.

Проходят встречи с сотрудниками Регионального Благотворительного  фонда помощи детям и молодым людям с онкогематологическими и другими заболеваниями «Сохрани жизнь», с участниками,  семьями детей,  находящиеся на лечении  в Сургутской клинической больнице,  кому напрямую направлена целевая помощь.

Такая работа послужила одной из тем на классных  часах   по духовно-нравственному   воспитанию подрастающего поколения, проведены акции по привлечению внимания к проблемам благотворительности и милосердия, созданы презентационные материалы, создан фото архив по данной деятельности.

Социальное проектирование способствует  воспитанию и социализации обучающихся, овладению социальными ролями. Деятельность над проектом «Лучики надежды и добра» социально значимая для подростка, имеющая социальный эффект, результатом которой является  реальная помощь, внимание, сопереживание, имеющее для подростка практическое значение.

Данный проект получил право представлять нашу школу в рамках конкурса социальных проектов муниципального этапа «Я- Гражданин России» где  и был вручен Диплома I  степени. Получил признание Благотворительным фондом «Благо Дарю».

Подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки подростка. Реализация проекта «Лучики надежды и добра» вошел в воспитательную деятельность как само собой разумеющееся.

Но время идет вперед,  появляются необходимость в расширении деятельности в сфере получения опыта  проектирования.

Ребятам необходимо давать более широкую информацию о том, что такое социальный проект и как выявить ту главную проблему, которая на  сегодняшний день более значима для тебя, для общества, где ребенок мог бы быть полезен, где бы он мог проявить себя не как пассивный соглядатель этого процесса, а как организатор.

Так,  с октября 2014г., в нашей для ученического актива 5-8 классов были организованы   курсы по обучению  создания социальных проектов,  на которых выявлялись  проблемы, волновавшие души  наших ребят.

Конкурс социальных проектов проходил под названием «Мы строим будущее». Членами жюри выступили  методист образовательного учреждения Лешукова Елена Владимировна и ветеран Великой Отечественной войны Свербягин Павел Фомич. Было представлено 8 социальных проектов. Темы были  разнообразные и очень интересные, злободневные. По итогам конкурса  в номинации  «Лучшее портфолио» занял 7Г класс (классный руководитель Жук Татьяна Николаевна) с темой проекта « Сургутяне в годы Великой Отечественной войны». В номинации  «Самый  актуальный проект» получил проект «1,2,3,4,5!Мы идем играть!»  8В класса (классный руководитель Смольникова Лариса Николаевна).

Номинацию «Лучший социальный проект» получил проект 7Б класса (классный руководитель  Черепанова Ирина Владимировна) с темой проекта «Компьютеру все возрасты покорны».

Данный проект и  получил право в дальнейшем представлять  нашу школу в  рамках конкурса  социальных проектов муниципального этапа «Я –Гражданин России!» и был отмечен Дипломом II  степени.

Социальный проект «Компьютерам все возрасты покорны»»  уже имел свое начало с октября 2014 года и посвящен 70-летию Великой Победы. Авторами  выступили ученицы 7б класса (Радзиевская Екатерина, Яненко Дарья, Глазунова Екатерина).

Актуальность проекта заключается в том, что много людей старшего возраста, которые находятся вне информационного пространства, лишены  возможности увидеть дорогих сердцу родственников, рассказать им  о своей жизни, ущемлены в социальном плане: не могут по интернету из дома оплатить  за квартиру, не могут  купить  электронные билеты, хотя это так удобно.

Ученики нашей школы давно дружат с  Советом  ветеранов Великой Отечественной войны и Советом ветеранов работников народного образования. Встречи с учащимися школы сдружили ветеранов города Сургута с учениками нашей школы. Авторы проекта задались вопросом: почему до сих пор люди, которые  мечтают говорить по « скайпу», не осуществили свою мечту? И чем они могут им помочь?

Через владение  компьютером можно решить многие социальные проблемы. Так проект и получил свое название «Компьютеру все возрасты покорны».

Тесное сотрудничество и взаимодействие,   участие в городском  проекте  «Связь поколений» (координатор проекта Председатель Сургутской общественной организации ветеранов народного образования Мальцева Раиса Тихоновна) и детского школьного социального проекта  «Компьютерам все возрасты покорны»  имели  единую  цель и задачи, которые на сегодняшний день   актуальны  и созвучны между собой, где   участники социальных проектов на сегодняшний  день  могут быть полезными друг другу.

Главная цель  социального проекта «Компьютеру все возрасты покорны»-  создание условий для адаптации и использования ветеранами и пенсионерами современной информационной среды в своей жизнедеятельности.

Для этого создана группа волонтеров из числа учащихся 7Г и 7Б классов  определили аудиторию,  день недели и время для занятий  по обучению компьютерной грамотности силами учащихся волонтерского отряда.

После проведения анкетирования среди ветеранов  Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда ( 16 человек) выяснили, что у двоих ветеранов нет компьютерной техники. В результате деятельности проекта благодаря  Администрации нашей школы,   в лице директора Е.Г.Кондрашкиной и представителю Всероссийской политической партии «Единая Россия» в лице  заместителя Секретаря Политсовета Местного отделения партии «Единая Россия» города Сургут Л.В.Марычевой,   авторами проекта были вручены и доставлены в личное пользование компьютеры  ветерану Великой Отечественной войны Свербягину Павлу Фомичу и ветерану педагогического труда  Мальцевой Раисе Тихоновне.

В результате работы по социальному проекту «Компьютеру все возрасты покорны»:

- ветераны  прошли курс обучения по работе на компьютере;

- получили Сертификат об окончании курсов обучения;

- два ветерана обеспечены компьютерной техникой;

-создан архивный материал по работе  и сотрудничеству с ветеранами города;

-совместно с ветеранами педагогического труда, участниками Хора ветеранов «Гармония», а так же  с участием педагогов и учеников МБОУ СОШ№7  в честь Года литературы для учащихся  9-11 классов организована и проведена  литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!», посвященная поэзии Сергея Есенина.

Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.

          ФГОС – это система  интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование,  будет достигать  трёх уровней результатов:

- приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);

-  формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Социальное проектирование в ходе учебной деятельности школьника  можно рассматривать как «методический прием организации учения», позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей цели образования - гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В рамках реализации внеурочной деятельности я разработала программу для 5 класса    «В мире неизведанных слов», которая даёт возможность более углубленного изучения русского языка, а та...

Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО

Анализируется опыт работы коллектива школы по обучению учащихся исследовательской деятельности, в том числе для детей с академическими трудностями....

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...