Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО
проект

laida

Анализируется опыт работы коллектива школы по обучению учащихся исследовательской деятельности, в том числе для детей с академическими трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_organizatsii_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Практика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе реализации ФГОС ООО

(МБОУ «Таксимовская СОШ № 1 имени А.А. Мезенцева

Муйского района Республики Бурятия)

Зам. директора по УВР

Скоробач Елена Васильевна

Согласно ФГОС второго поколения главная задача современного школьного образования – воспитание выпускника, умеющего решать разнообразные проблемы, владеющего критическим и творческим мышлением, умеющего работать в коллективе, коммуникабельного и владеющего ИКТ.

По нашему мнению наиболее эффективным путём решения поставленной задачи, обеспечивающим развитие личности ученика, формирование у него комплекса универсальных учебных действий является организация исследовательской деятельности. При этом у школьников формируются навыки практического применения теоретических знаний, постановки целей, задач и поиска оптимальных способов их достижения. Развивается научное мышление, логика, способности прогнозирования и оценивания результатов собственной деятельности.

В связи  с выше изложенным, нашей школой разработана и реализуется Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В ней определены задачи, механизмы реализации, планируемые результаты развития как общеучебных, так и специфических компетентностей учащихся.

Первоначальные знания об основах исследовательской и проектной деятельности ученики нашей школы получают в начальных классах. В соответствии с УМК «Школа России» учителя успешно реализуют надпредметный курс «Учусь создавать проекты», систему учебных и внеурочных проектов, координируют работы участников районной конференции «Я – исследователь».

Таким образом, к моменту перехода на новый уровень образования  учащиеся школы владеют элементарными исследовательскими навыками, опытом представления и защиты своих проектов. Поэтому возникла задача  обеспечения заявленных в Междисциплинарной программе структуры деятельностей и норм их освоения: «проект-проба – дизайн-проект – индивидуальный итоговый проект».

Традиционная организация данного вида деятельности учащихся на уроках является явно недостаточной для достижения ими полноценных предметных, личностных и метапредметных результатов образования. Поэтому мы разработали Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся, в котором определен порядок работы над итоговым проектом или учебным исследованием в основной школе, форма публичной защиты – Фестиваль проектов.

Учителя-предметники в начале учебного года определяют тематику итоговых проектов, исследовательских работ и предоставляют её учащимся параллели и их родителям. Учащиеся выбирают направление, тему проектной работы. Результаты проектной или исследовательской работы оформляются согласно установленным требованиям.

Оценка итогового проекта складывается из трёх составляющих:

1) работа над проектом (оценивает руководитель проекта);

2) проектный продукт (оценивает жюри);

3) публичная защита проекта (оценивает жюри).

При оценке итоговых проектов и исследований учащихся используется критериальный подход. По итогам публичной защиты проекта (исследования) учащиеся 5-8 классов получают зачет/незачет в рамках промежуточной аттестации. Зачет ставится при условии, что учащийся набрал не менее 30.

Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей:

Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

30-49 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»

отметка «отлично»

50-84 первичных балла

85-100 первичных баллов

 

Оценочный лист проекта храниться в портфолио учащихся, являясь компонентом документации, отражающей их образовательные успехи.

В прошлом учебном году из 4-х классов в итоговом этапе Фестиваля проектов приняло участие 24 пяти- и шестиклассника (33%). Ребята с удовольствием слушали выступления одноклассников, задавали вопросы, принимали участие в определении авторов лучших работ. По результатам промежуточного контроля хода исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС в текущем году более половины из них планирует публичную защиту своих проектов.

Так же следует отметить значение исследовательской деятельности в работе с особой группой детей.

Особенностью деятельности нашей школы  является наличие в контингенте учащихся детей-инвалидов, детей с ОВЗ. 19 из них учатся в общеобразовательных классах, 25 – в классах для обучающихся по адаптированным программам.

Кроме того есть группа школьников с академическими трудностями в обучении (89 школьников, 18%). К данной категории относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Как следствие они имеют стабильно низкие оценки промежуточной и итоговой аттестации.

Совместная деятельность педагога-психолога, классных руководителей, учителей-предметников позволила выявить основные причины неуспешности обучения ДАТ, что соответственно приводит к нарушениям устной и письменной речи, чтения, логического мышления и т.п. Это в свою очередь служит причиной низкого познавательного интереса у учащихся, несформированности элементарных организационных навыков, отсутствия адекватной самооценки. Такие ученики требуют индивидуального подхода, педагогического сопровождения их образовательной деятельности.

Наряду с традиционными формами организации работы со слабоуспевающими детьми (дифференцированный подход, система коррекционных занятий, применение специальных видов работ) для создания ситуации успеха мы применяем возможности метода проектов. В результате у ребят повышается интерес к учебной деятельности, развиваются навыки работы в группе, формируются навыки самообразования и самоконтроля.

Безусловно, процесс выполнения проекта для детей с академическими трудностями имеет свои особенности. Во-первых,  это малый объём и значительное время выполнения. Во-вторых, применение специальных пошаговых инструктивных карточек. В-третьих, свобода выбора представления готового продукта: описание и характеристика объектов и явлений, модель, справочник, мультимедийный продукт и т.п. При этом ребёнок может отказаться от публичной защиты, заменив её на собеседование с педагогом, курировавшим проект.

Примеры проектов, выполненных детьми с академическими трудностями в прошедшем учебном году:

ФИ

Класс

Тема проекта

Предмет

З.

3

Математические пословицы

Математика

А.

3

Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно

Русский язык

И.

4

Пиноккио и Буратино

Литературное чтение

А.

4

Разговор о нуле

Математика

К.

5

Весёлая география

География

К.

5

Вычислительные средства прошлых лет

Информатика

П.

6

Решение старинных задач

Математика

С.

6

Замки средневековой Европы

История

Следует отметить, что первоначально данная деятельность шла с большим трудом, ребята не проявляли особого интереса к данному виду учебной деятельности. К концу же учебного года некоторые ученики сами просили помощи учителей в выборе необходимой темы и даже публично представляли свой продукт (21% проектантов).

Подводя промежуточные итоги результатов реализации Междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» педагогический коллектив нашей школы пришёл к следующим выводам:

  • эффективным путём решения задач образования, обеспечивающим развитие конкурентно способной личности школьника, является организация исследовательской деятельности;
  • системная и последовательная работа по формированию исследовательской культуры учащихся позволяет повышать учебную мотивацию;
  •  данная педагогическая технология создаёт ситуацию успеха для учеников, в том числе для ДАТ.