Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода по ФГОС (статья)
статья

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_id_iz_opyta_raboty.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Некипелова Л.И.

учитель английского языка

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода по ФГОС

    Применение исследовательских методик позволяет превратить уроки иностранного языка в  дискуссионный исследовательский клуб, в  котором решаются действительно интересные, практически значимые и  доступные для обучающихся проблемы.

       Моя педагогическая практика представляется мне длинной дорогой, похожей на фильм, длиной в  28 лет. В нем расположилось множество кадров  — интересных и увлекательных, неожиданных и порой парадоксальных, удачных и  не очень. Главные герои этих кадров  — мои ученики. Современные ученики,  — какие они? При наблюдении за ними становится очевидным, что у них другие ценности, они требуют, чтобы уважали их интересы и  мне кажется, что часто подростки не задумываются о  том, что в  век информационных технологий они теряют самое главное — это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения развёрнуто и  аргументировано. К  сожалению, кругозор многих из них часто ограничен общением в  социальных сетях, компьютерными играми, а  обучение в  школе и, в  частности, изучение иностранного языка, представляется довольно сложным и  не всегда интересным занятием. Данное положение с происходящим заставляет меня искать,  те формы и  способы обучения, которые могли бы изменить ситуацию. Начиная обучать школьников иностранному языку в сельской школе, я провожу анкетирование на выявление уровня мотивации к  изучению языка. В  среднем около 52 % учащихся имеют низкий уровень мотивации или вообще не хотят учить язык. Процент достаточно высокий. „ Без высокой мотивации к обучению невозможно достичь цели обучения иностранному языку  — развития коммуникативной и  языковой компетенций учеников. Для меня очевидной стала проблема повышения мотивации, а  средство, которое я  считаю целесообразным использовать для решения этой проблемы, стал метод исследования, который позволяет решить выявленную проблему  — развивает умение рассуждать, делать предположения самостоятельно, развивать мысль, аргументировать суждения, анализировать, доказывать свою точку зрения.

    Для меня ведущим принципом метода исследования является принцип деятельности.

     Урочная исследовательская деятельность

     В  ней я  широко использую три основных метода исследования (лабораторные работы, кейс-технологии, метод проектов), о  которых расскажу в своей статье ниже.

     Внеурочная исследовательская деятельность

     Этот вид деятельности предполагает выполнение различных рефератов, проектов по интересам, учебно-исследовательских работ, участие в интеллектуальных марафонах и олимпиадах.

    Эти формы побуждают учеников к ежедневной работе с  дополнительной литературой, помогают развивать самостоятельность, интерес к  предмету.

    Лабораторные работы – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя по заранее намеченному плану ставят опыты или выполняют определённые практические задания, в  процессе чего воспринимают и  осмысливают новый учебный материал, получают новые знания.

     При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки:

  • наблюдения (за текстом, ситуацией и  т. д.);
  • фиксирования и  правильного оформления результатов наблюдений;
  • анализа полученных данных;
  • учатся делать выводы.

     Задания для таких работ могут отличаться разнообразием: разгадать кроссворд, сопоставить, разбить на группы, заполнить пропуски, дорисовать, выполнить тестовые задания с дальнейшей проверкой, создать мини-презентацию.

     Алгоритм подготовки и  проведения лабораторной работы

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Объединение учащихся класса в интерактивные группы
  3. Работа по инструктивной карточке
  4. Презентация выполненной работы
  5. Совместное решение проблемной ситуации

     Например, при подготовке к проекту «World animals» в 5 классе провожу лабораторную работу «Animals of Russia». Работа проводится в  компьютерном классе с  подключением к  сети Интернет. Учащиеся должны создать презентацию (4–5 слайдов), которая содержит фотографии понравившихся им животных, обитающих в  России, с  кратким пояснением-описанием. Учащимся предоставляется максимальная самостоятельность, что способствует созданию ситуации успеха и  развитию познавательной деятельности.    

    Общаясь в  языковой среде с  помощью Интернета, учащиеся оказываются к  тому же и  в реальных жизненных ситуациях. Средством общения служат форумы, чаты, видеоконференции и  электронная почта, где учащиеся общаются с носителями языка. Для общения используем такие программы, как Skype, MailAgent, а  также различные чат-форумы. Организация подобной деятельности по плану с  определённой целью наблюдения, необходимость оформления таблицы наблюдений ставит обучающихся в  проблемную ситуацию, оставляя возможности для выбора и  самостоятельности выводов.

    Преимущества использования лабораторных работ

    Выполнение лабораторных работ развивает:

  • исследовательские способности;
  • информационную культуру;
  • общеучебные умения (учат видеть проблему, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы, доказывать и  защищать свои идеи);
  • познавательный интерес.

    Метод кейсов

     К числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка относится кейс-метод. Метод кейсов ( от английского case method - «метод конкретных ситуаций») -это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Структура занятия по кейс-методу предполагает тщательную подготовку кейса.

    Набор кейса для работы

  1. Тексты, схемы, таблицы, список литературы, дополнительных источников, информации, подробный план лексико-грамматического анализа текста, система упражнений для самостоятельной работы.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Формулировка проблемы и  задач.
  4. Организация деятельности с  использованием кейс-метода.

     Обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и  служат основой для дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал подаётся в  виде проблем, а  знания учащиеся приобретают в  результате активной творческой работы. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о  том, как реально функционирует английский язык.

    Считаю целесообразным использование кейс-метода на средней и  старшей ступени обучения иностранному языку, когда у  обучающихся уже сформированы навыки самостоятельной работы. Применяю данный метод при обучении школьников грамматической и лексической стороне речи, а также при работе с  текстами (стараюсь использовать тексты, чтение которых вызывало бы у детей интерес, повышая уровень познавательной активности). Ученики выполняют упражнения по тексту, используя весь учебно-методический материал, который находится в  кейсе: тексты, схемы, таблицы, алгоритмы, список необходимой литературы, дополнительных источников информации, а  также подробный план лексико-грамматического анализа текста и систему упражнений для самостоятельной работы.

    Этапы работы по кейс-методу

    На начальном этапе учащиеся получают дифференцированные задания по работе с  текстом (выписать из текста слова с  суффиксами существительных, прилагательных, наречий; подобрать существительные к  прилагательным; подобрать синонимы и  антонимы к  словам; найти в  тексте слова с  префиксами, придающими словам  противоположное значение; найти в  тексте прилагательные в  положительной, сравнительной и  превосходной степени, существительные, глаголы и т.д).

    На следующем этапе провожу работу в  группах, участники которых обмениваются мнениями и  приходят к  общему решению, выполняя определённые задания.

    На третьем этапе каждая группа докладывает о  результатах своей работы, учащиеся учатся защищать свои ответы и  анализировать результаты работы других микрогрупп.

    На завершающем этапе мы подводим итоги.

   Отличной оценки заслуживает работа группы, которая выполнила задание в  максимально короткий срок, не допустив при этом смысловых ошибок.

   Кейс-метод целесообразно использовать при анализе видеофрагмента и  ситуативной иллюстрации.

    Можно предложить в  качестве проблемной ситуации следующую:

     На иллюстрации изображён мужчина, стоящий в  растерянности на перроне железнодорожного вокзала. Учащимся предлагается ответить на вопрос “ What’ the matter?” Мои ученики предлагают варианты ответа: “Не doesn’t speak English ”, “He has missed the train”, “He hasn’t found his relatives” и  находят пути решения проблемы в  форме составления диалогов в группах для данной ситуации. Результатом служит прослушивание и  обсуждение всех диалогов, анализ допущенных ошибок и  оценивание.  

     Преимущества использования кейс-метода:

  • повышает интерес и  мотивацию к  иностранному языку;
  • является практическим методом организации учебного процесса;
  • учит вести дискуссию;
  • используется для контроля и  самоконтроля;
  • включает в  себя игровые элементы, в  процессе которых учащиеся осваивают теоретические и  практические знания (интерактивный метод обучения);
  • учит анализировать ситуации, что способствует взрослению учащихся и  приобретению социального опыта.

    Метод проектов

     О методе проектов уже много рассказано и написано. Мне нравится метод проектов из-за возможности использования его при изучении любой темы, когда нужно заинтересовать ребят новой предметной областью. Проект может использоваться во всех типах урока и  на разных его этапах. Предпочитаю, чтобы работы над проектом осуществлялась в  классе при контакте с  учителем, одноклассниками с  максимальной самостоятельностью.

  Алгоритм подготовки и  использования метода проектов

  1. Выявление интересов, предпочтений учащихся.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Выдвижение гипотезы решения проблемы.
  4. Составление плана действий по проверке гипотезы.
  5. Сбор и  обработка необходимой информации.
  6. Оформление результатов.
  7. Защита проекта.
  8. Самооценка.

    Учащиеся под моим руководством осуществляют работу над проектами по темам: “My house ”, “My family tree”, “Wild animals in Buryatia”, “My village”, “My favourite food” , “The UK” и “London-the capital of Great Britain”.

     При обучении часто использую готовые проекты учащихся, чтобы акцентировать внимание учеников на способах его оформления.

     Преимущества метода проектов:

  • повышает мотивацию к  изучению языка;
  • развивает логику, мышление;
  • формирует навыки сотрудничества и  взаимопомощи;
  • развивает творческие способности;
  • расширяет кругозор учащихся;
  • формирует навыки самостоятельной работы;
  • позволяет ученику почувствовать свою значимость в  поиске путей решения проблемной ситуации;
  • систематизирует лексический и  грамматический материал по теме;
  • повышает уровень познавательной активности.

    Результатами проводимой мной работы в  данном направлении является повышение уровня мотивации обучающихся. Опыт работы я представляю на  муниципальных заседаниях методического объединения учителей иностранного языка, семинарах, провожу открытые уроки и  внеклассные мероприятия, делюсь новыми идеями с  коллегами в  сети Интернет на сайтах https://nsportal.ru/nekipelova-larisa-innokentevna , https://infourok.ru/user/nekipelova-larisa-innokentevna.

    Таким образом, я  убеждена, что организация исследовательской деятельности на уроках  — это перспективный путь развития детей и  необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. Педагогу нужно помнить, что когда ученику предоставляется возможность  самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность, ведь условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а  инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать и  развивать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в  жизни, мобильность, готовность к  решению различного рода проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....