Главные вкладки

    Правовая викторина "Это каждый должен знать обязательно на "пять"
    методическая разработка (8 класс) на тему

    Тараканова Анна Васильевна

    Повышение правовой культуры обучающихся, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание чувства гражданского долга и ответственности, развитие навыков работы в команде.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа

    имени В.И. Казакова

    Неделя психологии

    «Права детей для детей»https://wallpapercave.com/wp/sU4PDPQ.jpg

    Номинация: авторская методическая разработка F:\ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ\Права детей\depositphotos_63207689-stock-illustration-owl-judge-holding-gavel-and.jpg

    Правовая викторина

    «Это должен каждый знать обязательно на «пять»»

    для обучающихся 8 классов

            

    Автор:

    Тараканова Анна Васильевна,

    социальный педагог

    р. п. Бутурлино

    2018 год

    Цель: повышение правовой культуры обучающихся, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание чувства гражданского долга и ответственности, развитие навыков работы в команде.

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
    • закреплять правовые знания у подростков;
    • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
    • формировать навыки безопасного поведения в обществе;
    • формирование у детей правовой грамотности

    Продолжительность: 45 минут

    Возраст детей: 13-14 лет

    Оборудование: ручки, бочонок, карточка с заданием «Знаете ли вы закон?», карточка с заданием «Знание-сила», плакат с надписью «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает»

    Ход мероприятия

    Как хорошо, что есть права!

    Закон нас строго защищает.

    И в нем важны нам все права,

    Они великой силой обладают.

    Товарищи взрослые и дети!

    За свое будущее мы все в ответе!

    Права и обязанности свои знайте,

    Хорошими людьми вырастайте!

    Вводная часть.

    Социальный педагог:

    Здравствуйте! Ребята, давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав.

    Социальный педагог:

    Ребята, если ли какие-нибудь права у детей? (Ответы детей)

    Эти права записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Декларация – это не закон, а рекомендации, документ, который защищает наши права. Но дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали еще один документ. Этот документ называется «Конвенция».

    Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой и неисполнение  которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

    Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом правовая викторина «Это должен каждый знать обязательно на «пять»».

    В викторине будут участвовать самые грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды. В нашей викторине участвует команда «Лидеры» и команда «Знатоки». Каждой команде необходимо выбрать капитана. Видим, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу викторину (Представление жюри). Компетентное жюри будет оценивать ваши ответы и ставить баллы. Максимальное количество баллов по итогам викторины – 42балла.

    Основная часть.

    Социальный педагог:

    • 1 конкурс «Заморочки из бочки»

    Капитан команды по очереди тянет из бочонка вопросы. На раздумье дается 30 секунд. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Вопросы:

    1.Назовите основной закон государства? (КОНСТИТУЦИЯ).

    2.В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989)

    3.В каком году была принята Всеобщая декларация о правах ребенка? (1959)

    4. Когда отмечается Всемирный день прав ребенка? (20 ноября)

    5.Назовите ваши права? (ПРАВО НА ЖИЗНЬ, ПРАВО НА ИМЯ ПРИ РОЖДЕНИИ, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ, ПРАВО НА СВОБОДНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ, ПРАВО НА ЗАБОТУ И ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ, ПРАВО НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ, СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА, ТАЙНУ ПЕРЕПЕСКИ, ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ, ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ОХРАНУ И ЗАЩИТУ, ПРАВО НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ И УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, ПРАВО НА ЗАЩИТУ СВОИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОДИТЕЛЯМИ).

    6.Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)

    7.Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина? (ПАСПОРТ)

    8.Кто несет ответственность за нарушение детьми до 14 лет законодательства? (РОДИТЕЛИ ИЛИ ЛИЦА, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИЕ (ОПЕКУНЫ ИЛИ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ)).

    9.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).

    10.Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (ОБЯЗАННОСТИ) (Приложение №1).

    Социальный педагог:

    • 2 конкурс «Права литературных героев»

    Каждой команде по очереди задается вопрос. На раздумье дается 30 секунд. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

    1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА», «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»).

    2.Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («ЛЕДЯНАЯ ИЗБУШКА»).

    3.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»).

    4.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ», «КВАРТЕТ»).

    5.В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («АЙБОЛИТ»).

    6.В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ»).

    Социальный педагог:

    • 3 конкурс «Разминка»

    Ребятам предлагается найти на двух картинках 7 отличий. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 1 минута (Приложение №2).

    Социальный педагог:

    • 4конкурс «Знаете ли вы закон?»

    На листе бумаги указаны различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно привести в соответствие данные с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 2 минуты (Приложение №3).

    Учащиеся угнали машину и разбили ее.

    Уголовная ответственность

    Учащиеся нарушили правила дорожного движения.

    Пассажир автобуса не оплатил проезд.

    Ученик разбил стекло.

    Гражданин сознательно купил ворованную вещь.

    Административная ответственность

    Гражданин пересек дорогу на красный свет.

    Ученик нарушил комендантский час.

    Уголовная ответственность:

    • учащиеся угнали машину и разбили ее;
    • ученик разбил стекло;
    • гражданин сознательно купил ворованную вещь;

    Административная ответственность:

    • пассажир автобуса не оплатил проезд;
    • гражданин пересек дорогу на красный свет;
    • ученик нарушил комендантский час;
    • учащиеся нарушили правила дорожного движения.

    Социальный педагог:

    • 5 конкурс «Знание сила»

    Участникам необходимо вычеркнуть все слова из списка в сетке прямыми линиями в любых направлениях – по горизонтали, вертикали. Слова могут пересекаться друг с другом и читаться задом наперед. По оставшимся на поле буквам вы прочтете слово, которое означает меру пресечения по уголовному делу (АРЕСТ). За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 3 минуты (Приложение №4).

    • Закон
    • Ребенок
    • Конвенция
    • Власть
    • Штраф
    • Прокурор
    • Суд
    • Паспорт
    • Права

    Ь

    П

    Р

    О

    К

    У

    Р

    О

    Р

    Ф

    Т

    Р

    К

    О

    Н

    Е

    Б

    Е

    Р

    А

    С

    С

    Т

    З

    А

    К

    О

    Н

    А

    Р

    А

    У

    Т

    Р

    О

    П

    С

    А

    П

    Т

    Л

    Д

    Е

    П

    Р

    А

    В

    А

    С

    Ш

    В

    Я

    И

    Ц

    Н

    Е

    В

    Н

    О

    К

    Социальный педагог:

    • 6 конкурс «Знай и соблюдай закон»

    Ребятам предлагается собрать разрезанный на несколько частей плакат, на котором написано высказывание выдающего польского поэта, философа, писателя-сатирика Станислава Ежи Леца.

    «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает»

    Формат плаката – А4. За правильный собранный плакат – 10 баллов. Время на разгадывание 2 минуты (Приложение №5).

    Заключительная часть.

    По итогам проведения викторины, учащиеся собираются для обсуждения и подведения итогов.

    Социальный педагог:

    20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Конвенция – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

    Ребята, скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?  (Ответы детей)

    Конечно, ваши родители, семья.

    Педагог обращает внимания на то, что о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).

    Социальный педагог:

    Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?(Ответы детей)

    Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

    Теперь вы подробно знаете о своих правах, но не надо забывать об обязанностях. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права и соблюдать обязанности. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

    Используемые источники:

    1. https://legalmap.ru/articles/so/prava-rebenoka/
    2. https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
    3. http://открытыйурок.рф/статьи/502414/
    1. Конвенция ООН. «Конвенция о правах ребенка».
    2. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnestu International. — Москва: КомпасГид, 2013. — 160 с.
    3. Цветкова Н. В. Я имею право: литературный час по правовым вопросам // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - N 10. - С. 43-48.

    Приложение №1.

    1.Назовите основной закон государства?

    2.В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?

    3.В каком году была принята Всеобщая декларация о правах ребенка?

    4. Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?

    5.Назовите ваши права?

    6.Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом?

    7.Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина?

    8.Кто несет ответственность за нарушение детьми до 14 лет законодательства?

    9.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

    10.Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ?

    Приложение №2

    «Разминка»

    Задание:

    Предлагается найти на двух картинках 7 отличий. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 1 минута.

    F:\img1.jpg

    Приложение №3

    «Знаете ли вы закон?»

    Задание:

    На листе бумаги указаны различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно привести в соответствие данные с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность». За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 2 минуты.

    Учащиеся угнали машину и разбили ее.

    Уголовная ответственность

    Учащиеся нарушили правила дорожного движения.

    Пассажир автобуса не оплатил проезд.

    Ученик разбил стекло.

    Гражданин сознательно купил ворованную вещь.

    Административная ответственность

    Гражданин пересек дорогу на красный свет.

    Ученик нарушил комендантский час.

    Приложение №4.

    «Знание сила»

    Задание:

    Необходимо вычеркнуть все слова из списка в сетке прямыми линиями в любых направлениях – по горизонтали, вертикали. Слова могут пересекаться друг с другом и читаться задом наперед. По оставшимся на поле буквам вы прочтете слово, которое означает меру пресечения по уголовному делу. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Время на разгадывание 3 минуты.

    • Закон
    • Ребенок
    • Конвенция
    • Власть
    • Штраф
    • Прокурор
    • Суд
    • Паспорт
    • Права

    Ь

    П

    Р

    О

    К

    У

    Р

    О

    Р

    Ф

    Т

    Р

    К

    О

    Н

    Е

    Б

    Е

    Р

    А

    С

    С

    Т

    З

    А

    К

    О

    Н

    А

    Р

    А

    У

    Т

    Р

    О

    П

    С

    А

    П

    Т

    Л

    Д

    Е

    П

    Р

    А

    В

    А

    С

    Ш

    В

    Я

    И

    Ц

    Н

    Е

    В

    Н

    О

    К

    Мера пресечения по уголовному делу – это _____________________________

    Приложение №5.

    «Незнание закона не освобождает от

    ответственности. А вот знание – нередко освобождает»

    (Станислав Ежи Лец)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Это должен знать каждый"

    Совместное с учениками родительское собраниес целью повышени\ социально - правовой компетентности старшеклассников  и их родителей посредством обучения навыкам реализации и защиты своих прав....

    Урок - викторина. "ПДД ты должен знать обязательно на пять"

    Закрепить знания детей по правилам дорожного движения....

    Классный час "Это должен знать каждый"

    Презентация используется  для проведения классного часа по правилам дорожного движения....

    Классный час "Об этом должен знать каждый"

    Цель: дать современные представления о ВИЧ – инфекции и СПИДе; закрепить и расширить знания, полученные ранее. Классный час разработан с применением интерактивных форм воспитания....

    Занятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Важные правила каждый должен знать"

    В течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данн...

    Беседа "Каждый должен знать"

    Беседа о правах и обязанностях несовершеннолетних...

    Сценарий агитбригады " Каждый должен знать"

    Данный матери ал используется  как  методическая разработка  при разучивании  агитбригады. И направлена на  обеспечение безопасности  и защиты прав детей....