Доклад «Профилактическая работа с детьми асоциального поведения: опыт, проблемы, поиск»
материал на тему

Тихонова Наталья Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx320.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Узуновская СОШ»

Педагогический совет

«Профилактическая работа с детьми асоциального поведения:  опыт, проблемы, поиск».

Подготовила и провела:

Н.В. Тихонова,

зам. директора по ВР

Январь 2017

При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы асоциального поведения детей, которые связаны  с правонарушениями и преступлениями.

Слайд.

Актуальность проблемы отражена в нормативных документах:

 Нормативная база

  • Проект «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» .
  •  Целевая программа «Профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в г.о. Серебряные Пруды»
  • Программа «Профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях».
  •  Приказы

Слайд.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает создание системы мер, направленные на мероприятия, которые имеют

цель:

  •  снижение количества административных правонарушений, преступлений, совершенных несовершеннолетними (7-18 лет),
  •  уменьшение количества детей «группы риска».

Задачи:  

  1. формирование учета детей «группы риска»;

2. внедрение технологий ранней профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

3. разработка и внедрение системы занятости подростков «группы риска» через дополнительное образование, трудовую занятость и др. формы.

   Слайд.

  Один из главных этапов работы является формирование учета детей «группы риска».

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.

 Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те  или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. 

2012 –

2013

уч.год.

(309 чел)

2013 –

2014

уч.год

(309 чел)

2014 – 2015

уч.год

(312 чел)

2015 –

2016

уч.год

(312 чел)

2016 –

2017

уч.год

(сентябрь)

(323 чел)

ВШУ

5 %

2,6%

(8 чел)

3,2%

(10 чел)

2,6%

(8 чел)

1,8%

(6 чел)

КДН

3, 2 %

1,3 %

(4 чел)

0,9 %

(3 чел)

1,6%

(5 чел)

1,5%

(5 чел)

ПДН

2, 8 %

1,6 %

(5 чел)

0,9 %

(3 чел)

1,3%

(4 чел)

1,2%

(4 чел)

СОП

 11 семей

6 семей

4 семьи

4 семьи

3 семьи

Слайд.

Статистический анализ,

состоящих на учетах обучающихся и семей

2012 – 2017 г.г.

Слайд.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Характерные особенности подросткового возраста:

  • эмоциональная незрелость,
  • недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
  • соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
  • желание самоутвердиться и стать взрослым.

Слайд.

Слайд.

Этапы формирования асоциального поведения

Причины отклонения  в неправильном воспитательном воздействии.

Помощь  направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности

На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований.

  •  Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует.
  •  Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Слайд.

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам:

-     воспринимает свое поведение как нормальное

-  одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения;

-   оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа.  

  • В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

Слайд.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам:

-  принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам,

-наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы,  посредством создания условий для развития интересов.

Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Слайд.

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями.

Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа.

На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Слайд.

Разновидности асоциального поведения:

  • детский алкоголизм
  • наркомания
  • токсикомания
  • беспризорность
  • безнадзорность
  • проституция

Особенности детского алкоголизма:

  • быстрое привыкание к спиртным напиткам;
  • злокачественное течение болезни;
  • принятие больших доз;
  • низкая эффективность лечения.

Причины:

  •  неблагополучие семьи;
  •  позитивная реклама в СМИ;
  •  незанятость свободного времени;
  •  отсутствие знаний о последствиях;
  •  самоутверждение;

 уход от окружающих проблем.

Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи.

 Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи:  разъяснение подросткам  медицинских последствий употребления ПАВ.

Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

Слайд.

Слайд.

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

  1. Низкая устойчивость к психическим нагрузкам и стрессам
  2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
  3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
  4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
  5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее
  6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
  7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
  8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
  9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология
  10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
  11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
  12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если

  •  присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении;
  •  во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие;
  •  если в группе распространена антишкольная субкультура.

Слайд.

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей:

  1. семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение.
  2.  семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия.
  3. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка.
  4. семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; с либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля

Слайд.

Слайд.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа.

Имеет значение  стиль работы.

1. Авторитарный характер

Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.

2. Либеральный характер

Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.

Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

 Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми.

 Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.

Слайд.

Профилактическая работа 

Профилактика - это система мер,  направленных  на предупреждение возникновения явления. 

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы:

оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками;

обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних;

оказание помощи по предупреждению правонарушений;

профилактическая работа с семьями.

Слайд.

Типы профилактических мероприятий:

  •  предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
  •  устраняющие подобные обстоятельства;
  •  контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы:

  •  информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
  •  социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
  •  медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
  •  социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

Слайд.

Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Задачи:
1) проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности.

2) разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений.

3) изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей.

4) разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.

Гипотеза: если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специфику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Принципы:

  •  обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье.
  •  гуманизация взаимоотношений детей и общества.
  •  развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска.

Слайд.

Алгоритм работы  классного руководителя с обучающимися  ГР

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ: составление плана ИПР
  • характеристика,
  •  занятость,
  • поручение в классе,

информирование родителей

2. РЕАБИЛИТАЦИЯ:

  •  работа по плану ИПР (совместно с социально-психологической службой),
  •  учет успеваемости, посещаемости уроков и кружков и секций,
  •  работа с родителями: Совет профилактики (ученик + родитель + кл. рук.), Родительский комитет (родитель + кл. рук), участие в работе кл. коллектива (классные собрания, родительский комитет, мероприятия с детьми) и др.

3. ПРОФИЛАКТИКА:

  •   знание Устава школы, правил ПДД, поведения на ж/д, ОБЖ,
  •   внеурочная занятость всех обучающихся,
  •   регулярный учет успеваемости, посещаемости уроков,
  •   знание учителем признаков неблагополучия ребёнка,
  •   взаимодействие педагога с семьёй обучающегося,
  •   совместная работа кл. рук. и педагогов на успех каждого ребёнка,
  •   владение учеником и  учителем навыками разрешения конфликта.

Слайд.

Информация, которую должны знать родители школьника

Родители должны знать:

1. Устав школы  в т. ч. о том, что родители отвечают за посещение школы и выполнение домашних заданий; правила поведения в школе и т. д.

2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций (лучше проговаривать его на каждом родительском собрании): обо всех возникающих вопросах сообщать сразу, не затягивая решение проблемы на месяцы ;

 порядок обращений: сначала обращаемся к учителю, по предмету которого возникли трудности; если не получилось взаимопонимания, то к классному руководителю, а затем уже к завучу и директору. Если и на уровне директора не удалось разрешить конфликт, что маловероятно, – в вышестоящие организации.

3. По какой программе идет обучение. В начальной школе об этом часто сообщают на родительских собраниях, в средней – может сообщить учитель, если возникнут вопросы, это важный аргумент в ответ на возможные претензии: почему ребенка учат так, а не иначе.

4. План учебной и воспитательной работы в классе. Количество уроков, предметы и требования к ним, внеклассные мероприятия, деятельность родительского комитета – обо всем этом нужно сообщить на родительском собрании заранее.

5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Телефон школы, координаты классного руководителя (Увы! А где личная жизнь?..), приемные часы администрации, социального педагога и т. д.

Родители должны быть уверены, что педагогический коллектив школы в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению  любых проблем.

Рекомендации классным руководителям:

1.        активно вовлекать учащихся в деятельность ученического самоуправления;

2.        поддерживать инициативу и самостоятельность обучающихся;

3.        формировать ответственность за порученное дело;

  1. помогать в планировании, организации  и последующем  анализе        мероприятий  различного направления.

Рекомендации классным руководителям по повышению уровня воспитанности обучающихся:

  • привлекать обучающихся к участию в коллективных делах класса, школы;
  • способствовать дальнейшему формированию нравственных представлений и убеждений;
  • формировать у обучающихся ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к результатам труда человека;
  • развивать у обучающихся чувство коллективизма, сплочённости, доброжелательное отношение друг к другу;
  • способствовать усвоению культуры отношений между обучающимися;
  • способствовать формированию умения управлять своим поведением, признавать и анализировать свои ошибки, правильно распределять время учёбы и отдыха.

Решение педсовета:

  1. при организации досуговой деятельности вести систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия;
  2. вести индивидуальный дневник наблюдений, где фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение учащихся; составить план работы наставника с детьми «группы риска»;
  3. проводить систематическую работу с детьми «группы риска», продолжить работу по профилактике употребления вредных веществ;
  4. проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей  девиантного поведения;
  5. ежемесячно проводить тематические беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы со студентами асоциального поведения

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися ассоциального поведения....

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха» 2015-2017 учебный год

ПРОГРАММАработы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»2015-2017 учебный год...

Рабочая программа работы с детьми асоциального поведения

Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений ...

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Трудный подросток – ступени роста к успеху»

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий урове...

Выступление на методическом совете на тему "Профилактическая и коррекционно-воспитательная работа с детьми девиантного поведения".

Выступление на методическом совете на тему "Профилактическая и коррекционно-воспитательная работа с детьми девиантного поведения"....

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Проблема подросткового суицида – борьба с самим собой!

В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: «Что м...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....