доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
статья (9, 10, 11 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_deviantnoe_povedenie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на воспитательную тему: «Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения»

            В последнее время общественность, педагогов и родителей беспокоят негативные явления в молодежной среде: употребление подростками, юношами алкоголя, наркотических и токсических веществ, деятельность антисоциальных групп, правонарушения, хулиганства. И хотя подчас на борьбу с ними привлекаются общественные воспитатели - сотрудники КДН, сельские советы, женсоветы, родительский комитет школы, результаты их действий малоэффективны. Дело в том, что их усилия направлены на преодоление антиобщественных действий подростков, тогда как причины и обстоятельства, вызвавшие его, остаются без должного внимания.

        Начинать работу нужно еще в тот период, когда проявляются первые отклонения в поведении детей и подростков. Одним из средств предупреждения негативных явлений является ученическое самоуправление школы.

        Основное назначение такого органа - координация деятельности всех школьных коллективов и организации, создание благоприятных условий для развития инициативы, самостоятельности, ответственности и самодеятельности учащихся.

        На каждом заседании координационного совета оценивается деятельность школьных советов, штабов, комиссий и других органов ученического самоуправления, обсуждается и утверждается содержание их работы на предстоящий период, подводятся итоги соревнований между классными коллективами.

         В такой системе ученического самоуправления центр работы перемещается в классы. Все учащиеся 5-11 классов добровольно, по собственному выбору входят в различные советы, комиссии (профориентационная работа, ремонтные бригады, зеленый патруль,  группы взаимопомощи, экскурсионная, помощь учителям в проведении предметной недели, декад).

        При такой системе исключается деление учащихся на активных  и пассивных, все ребята в классе вовлекаются в коллективную и групповую деятельность. Такая организационная деятельность удовлетворяет основные притязания подростков в самовыражении, в самоопределении.

        Тем не менее подростки, допускающие отклонения в поведении, требуют особой заботы педагогов. Они, как правило, не проявляют интереса к работе органов ученического самоуправления. В этом случае используется методика позитивного стимулирования. Классный руководитель вместе с ученическим активом стремится создать вокруг таких ребят психологически комфортный доброжелательный микроклимат, основанный на уважительном отношении. Им предлагают несложные, но интересные дела по способностям, помогают при выполнении. Даже самый маленький успех, достигнутый таким учеником, становится известен всем учащимся. Это помогает сформировать у трудных подростков положительное отношение к коллективной деятельности. У ученика 6 класса Шимкинской средней школы К. Валеры я заметила способности к рисованию и выбрала его в редколлегию. Валера, отказывавшийся раньше от любых коллективных дел, эту работу стал выполнять с интересом, увлекся ею. Стенгазета класса не раз занимала призовые места (на празднике Урожая, Нового года). Кроме того, как классный руководитель, я стала давать ему различные поручения (нарисовать плакаты на экологическую тему, карнавальные маски для новогоднего бала, рисунки на конкурсы), снабдила инструментами (карандашами, красками, резинками и.т.д.).  Мальчик из неблагополучной  семьи Валера, вынужденный жить  из-за пьянства отца и матери у тети, стал гордиться результатами своего труда, увидел, что он нужен классному коллективу, что без него не могут обойтись, и начал принимать участие в различных мероприятиях класса, подтянулся в учебе.  К концу учебного года у него сформировалось заинтересованное отношение к учебе, жизни школы, класса.

           В течение нескольких лет с учениками своего класса я создавала фонд класса: выращивали картофель на участке ) 0,04 сотки, реализовывать помогали родители, на вырученные деньги проводили выпускной вечер, совершали с детьми поездки по родному краю, проводили вечера, чаепития. Активное участие в посадке, прополке, копке картошки принимали трудные подростки Ш. Витя и Ш. Валера, растущие без отца.

         При правильной педагогической инструментовке ученическое самоуправление способствует предупреждению и преодолению отклонений в поведении подростков. Разносторонняя общественно- полезная деятельность предоставляет школьникам широкие возможности для самоутверждения, заполняет их свободное время, создает благоприятный микроклимат в коллективе. А здоровое  общественное мнение не позволяет учащимся с отклонениями в поведении получать одобрение своим негативным поступкам.

        Таким образом, ученическое самоуправление, организуя жизнь учащихся и их общественно- полезную деятельность, открывает и коллективу и каждой личности неограниченные возможности.

        Одной из форм организации самоуправления по микрорайонам может стать объединение разновозрастных отрядов (ОРВО) во главе с советом командиров.

        При проведении сельских праздников село Шимки поделено на 3 микрорайона: Тайторка, Шартай, Шимки, в которых действуют разновозрастные подростки. Я, как представитель уличного комитета, вовлекла на празднике села трудных подростков своего микрорайона в спортивные конкурсы, в конкурс по изготовлению поделок, в художественную самодеятельность.

Организуемые в микрорайоне совместные дела (спортивные соревнования, изготовление кормушек, встречи с интересными людьми и.т.д) не оставляют подростков равнодушными. Как показывает опыт, в таком подходе содержатся большие резервы воспитательного влияния на учащихся, допускающих отклонения в поведении. Доверие ребят при их выдвижении на руководящие роли в разновозрастном объединении, поддержка работающего с ними педагога, простор для проявления инициативы и самодеятельности - все это способствует успешному воспитанию подростков.

        Также в предупреждении и преодолении отклонений в поведении подростков оправдали себя такие формы работы, как прикрепление шефов - старшеклассников к таким подросткам, дополнительные занятия  с отстающими в учебе, классные собрания, на которых наряду с другими учащимися отчитываются подростки, допускающие нарушения дисциплины и порядка; беседы и лекции на правовую тему, различные рейды ("Подросток", "У нас не курят"), проводимые совместно с работниками милиции в микрорайоне.

        Умело направляемое ученическое самоуправление в сочетании с другими формами воспитания является эффективным средствам формирования не только общественной активности учащихся, но и социальной адаптации подростков с отклонениями в поведении, нормализации их отношений с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения

Использование ИКТ в работе с детьми девиантного поведения...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...

Работа с детьми девиантного поведения.- статья

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме девиантного поведения подростков. Современная социально – психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных фо...