Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их ...
методическая разработка (9 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Классный час 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoyna_budet_zhizn_moya_soldatskoy_smerti_ih.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их…»

“Чем им обязан - знаю я.
Но пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их…”

                             С. Щипачев

Достоинства есть именно то, что

Больше всего возвышает человека, что

Придает его деятельности, всем его

Стремлениям высшее благородство…

                                            К. Маркс

Не сильные лучшие, а честные. Честь и
Собственное достоинство – сильнее всего.

                                   Ф. М. Достоевский.

Безмерное самолюбие и самомнение
Не есть признак чувства собственного
Достоинства.

                            Ф. М. Достоевский.

Звучит Песня Офицеры

Ведущий: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ученик 1. Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Столько книг про войну, где как-будто все очень похоже,
Есть и это и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино, там в кино как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал, почему-то не любят об этом,
Может быть оттого, что об этом в словах не дано…

Ученик 2. С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В 2010 году исполняется 65 лет нашей Победе. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую историю. Никогда не забудем о подвиге солдата, вставшего на смерть, и подвиге труженика, ковавшего эту победу в тылу. И наш долг - передать память и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.

Звучит песня из кинофильма «Офицеры» (поёт хор)

От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.
Это те кто в штыки поднимался, как один. Те кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.

Учащиеся (стихотворение “Не забудем” )

Прошло с войны немало светлых лет,
Бурьяном заросли окопы и воронки.
Но не забудутся во век герои. Нет.
Их будут помнить славные потомки.

Где надо – жизнь герои отдавали


За Родину, за счастье, за народ.
И грудью амбразуры закрывали,
Чтоб путь открыть товарищам вперед.

Сломить их вражьи пытки не могли,
И в муках умирая, не сдавались.


И мертвые, поднявшись из земли
С живыми вместе до конца сражались.

Пусть мы совсем не знаем той войны,
Не знать бы вечно, что это такое.
Но память о героях сохраним
И будем жить, достойные героев!

Ведущий: Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он? Что значит, достойный человек?

Предлагаю ребятам вопросы для обсуждения.

1. Что значит быть достойным? Обязательно ли быть героем?

2. А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно?

3. Достойно ли подсказывать?

4. Достойно отказать списать или попросить списать?

5. А что, по вашему мнению, ещё должно входить в понятие достоинства?  

Как это понятие трактует старинный словарь Даля?

Ученик 1. Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Ученик 2. Василий Александрович Сухомлинский  говорил  так: “Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства… Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства – это камень, на котором оттачивается тонкость чувств”.

Ученик 3. “Чувство гуманности оскорбляется, - пишет Виссарион Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства”.

  Ученик 4. Николай Островский: “Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?”

Ученик 5. Три разных человека, три разных эпохи, три героических – каждая по-своему, неповторимых и прекрасных судьбы, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие меж собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, друг мой, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем – ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, делающее человека воистину человеком.

 Ученик 5. С каждым днем все дальше отдаляемся мы от важнейшего события XX века – Победы в Великой Отечественной войне. Но сколько бы лет ни прошло, хочется верить, что никогда не померкнет слава великого подвига нашего народа в войне с немецко-фашистскими захватчиками.   В том скорбном списке и десятки жителей нашего города. Наши земляки сражались на всех фронтах - от Баренцева до Черного моря, проявляя стойкость и героизм в боях с врагом. Во время войны липчане были представлены во всех родах войск, есть среди них артиллеристы и пехотинцы, саперы и разведчики.

 Ученик 6. Большинство жителей нашего города проявляют живой интерес к участию своих родственников в Великой Отечественной войне, они бережно хранят память о тех, кто погиб во имя сегодняшней мирной жизни. Лучшие  сыны  России  гибнут  и  в  мирное  время

Ведущий: У Аристотеля есть такие слова:  «Мужество - добродетель, в силу, которой люди в опасностях совершают прекрасные дела”.

(Звучит музыка).

Учащиеся:

  1. 17 декабря 1968 года экипаж бомбардировщика ЯК-28 в составе летчика первого класса майора Сергей Максимовича Шерстобитова и штурмана первого класса Леонтия Александровича Кривенкова выполнял самый обычный полет. На самолет подвесили бомбу, и примерно в половине второго они получили “добро” для вылета на полигон.
  2. Неожиданно во время взлета за самолетом потянулся шлейф черного дыма. Максимыч (так по дружески называли в полку Сергей Максимовича Верстобитова) доложил: «Горит лампочка”, «пожар левого двигателя».   Руководитель полетов подполковник  Л. Серпокрылов дал команду: “Набирайте  высоту, покидайте самолет” и одновременно - майору  П. Колпакову,  взлетавшему следом на истребителе Миг - 21: “Сблизиться с бомбардировщиком и оценить ситуацию визуально”. После маневра тот доложил: “Пламя с левой  стороны”.
  3. Действуя по штатной схеме, (Шерстобитов включил систему пожаротушения, перекрыл подачу топлива и выключил левый двигатель. Через некоторое время доложил: “Лампочка погасла, машина тянет нормельно,  набираю высоту”.
    Заходить на посадку пришлось со стороны города. Экипаж не раз сажал машину с одним работающим двигателем.
  4. Все проходило нормально. Но... буквально за несколько километров от взлетно-посадочной полосы, прямо над жили ломами, тяга единственного двигателя стала резко падать... (Отрывок из песни “Огромное небо”).
  5. Жители улицы Гагарина, ученики 24-й школы, просто похожие и подумать не могли, что в небе, прямо над их головами, идет настоящий бой.
    Бой  с  неисправной   машиной, бой  за   жизнь... Ситуация складывалась трагично - самолет мог упасть на школу или жилой массив, расстояние до земли стремительно сокращалось. Но экипаж все еще надеялся перетянуть через жилой массив...

    Ведущий : Внизу был сплошной жилой массив. Впереди по курсу - Дом культуры трубного завода, 24 школа, детский сад.
  6. Над 67-м домом по ул.  Гагарина самолет сделал левый разворот. В густонаселенном   районе Шерстобитов и Кривенков выбрали редкий клочок свободной земли и туда направили свою машину. В последние мгновения своей жизни они рассчитали все удивительно точно, не оставив в этих расчетах места себе...
    Последними были спокойно-будничные слова Шерстобитова  «Ну,  все,  конец…»
  7. Этот день мог стать последним для многих, но домой не вернулись только двое...
    Тогда героев знали все! Но прошлое стирается в памяти, и чтобы это прошлое не стерлось - одну из улиц нашего города назвали улицей героя-летчика Кривенкова. Где расположена эта улица вы, наверное, знаете -24 мкр., а так же установили закладной камень неподалеку от места падения самолета.

Учащиеся:

  1.  В 1992 году начальник Липецкого гарнизона и Центра боевого применения и переучивания летного состава генерал Суламбек Осканов разделил судьбу Шерстобитова и Кривенкова. За подобный же подвиг он первым в стране был удостоен звания Героя Российской федерации.
  2. Это случилось 7 февраля 1992 года. Маленькая деревенька Козельки, что в Добринском районе, проснулась от страшного взрыва... Когда люди выбежали на улицу, в нескольких десятках метров от домов, в поле. догорали обломки самолета. Через некоторое время поисково - спасательные службы нашли фрагменты подголовника от сиденья пилота со следами останков,  груду пепла, в которой нашли “молнию” от   авиационной куртки.
         Так мало осталось от человека, который умел жить, умел любить,  умел дружить.
  3. У генерала Осканова была возможность капультироваться, но внизу светились окнами поселок Хворостянка и деревня Козельки. Генерал Осканов попытался увести  МИГ  в сторону от этих населенных пунктов.   И это ему удалось ценой собственной жизни.

     Ведущий: Многие липецкие летчики погибли в мирном небе, совершай такие же подвиги. Это и майор Е. Захаров, и майор В.Новоселов, которые могли бы катапультироваться из неисправной боевой машины, но оценив ситуацию, что неуправляемый истребитель должен был упасть на больницу в селе Колыбельское (Чаплыгинского района) в целях обеспечения безопасности выполнили отворот от населенного пункта. Потеря высоты при выполнении маневра не оставила ин времени для собственного спасения.

Ученик 5. И снова безмерное горе
На Родину нашу легло
Пришло оно ныне из моря,
Хотя не должно б,  не могло.

      Эти строки были написаны липецким ветераном войны и труда Петром Гудаевым, когда трагедия подводной лодки “Курск” постучала в наши сердца.  Трагедия подлодки - это трагедия России,

 
      Ученик 6. В августе 2000 года затонул многоцелевой атомный подводный крейсер «Курск». На затонувшей подлодке находился наш земляк из поселка Дачный техник-турбинист старший мичман Владимир Алексеевич Козадеров.

Мокрый ветер в лицо хлестал
На исходе октябрьской ночи.
Новый день на рассвете встал
Над землею светло и прочно,

  1. В этот день 21 октябре 1997 года Геннадий Анатольевич Кувшинов как обычно пришел на работу,  в пожарную часть 7, расположенную по ул. Зегеля, 1а.
    Ничего не предвещало беды, лишь утром 22 октября в 5.45 на центральный пост поступил сигнал о пожаре в 12-этажмом доме ) 13 по улице Ленина
    Через 8 минут прибыла пожарная машина.  Звено во главе с начальником   караула  младшим  лейтенантом внутренней службы Геннадием Фаустовым отправилось на разведку. Вслед за офицером шли сержант внутренней службы Геннадий Кувшинов
    и старший сержант Анатолий  Пишикин. Чем выше они поднимались, тем острее ощущался запах гари. Пришлось надеть противогазы,..
  2. Они добрались до горящей  квартиры, вход в которую закрывала металлическая дверь. При проведении разведки звеном газодымозащитников, в составе которого находился сержант Кувшинов, произошла вспышка продуктов неполного сгорания. Кувшинов, зная основную задачу звена - спасение людей из горящей квартиры, пытался в нее пройти, но из-за создавшейся высокой температуры и мощных потоков пламени не мог. Ценой собственной жизни он до конца исполнил свой служебный долг. При попытке открыть ее пожарных сбила с ног и опалила огненная волна.
  3. Указом президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года за № 845 за мужество и героизм, проявленные при тушении пожара и спасении людей сержант внутренней службы Кувшинов Г. А. награжден орденом Мужества (посмертно). Решением сессии Липецкого городского Совета депутатов года проезд, где проживал Кувшинов, назван его именем. В средней школе № 65 города Липецка, расположенной по проезду Кувшинова, создан музей героического пожарного.

Ведущий: Обязательно ли быть героем, чтобы быть достойным человеком?

  1. Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.
  2. Жить достойно – значит жить по заповедям. Мы думаем, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

- Возлюби ближнего как самого себя.

- Почитай отца и мать.

- Не убий.

- Не укради.

- Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

- Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

- Чти день воскресный.

  Звучит колокол.

1.  Что это? Ты слышишь?

2.  Это колокола! Колокола памяти.

5.  Но разве память бывает живой?

Ф – ма: Моцарт «Реквием»

2.  А ты не веришь? Человек может умирать дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля. А второй раз в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Звучит фонограмма песни «От героев былых времен» (минусовка)

5.  Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, дальний путь?

Все равно упавших не поднять,

Все равно ушедших не вернуть?

Все: Стоит!

4. Много бед и напастей пришлось пережить нашей многострадальной земле. И в памяти каждого из нас вечно будут жить события тяжких военных лет.

2. Дорогой ценой досталась эта победа, которая ковалась на заводах и фабриках, в госпиталях, в домах солдат, которые не жалели жизни во имя будущего России.

1. Пусть мы пока не выросли еще

И в детство беззаботное играем

Мы в тоже время отдаем отчет,

Что был тот день весной, в начале мая!

2. Мы не должны забывать свою историю.

5. Мы должны помнить все её страницы: торжественные и радостные, горькие и печальные.

Все: Ведь Мы – наследники Победы!

3. Делайте добрые дела!

4. Не забывайте тех, кто нуждается в вашей поддержке и помощи!

1. Будьте всегда внимательны друг к другу и к старшему поколению.

2. Берегите Россию, от вас зависит её будущее!

Все: Ведь Вы – наследники Победы!

  • Финальная песня.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Курение - дорога к смерти" из цикла "Здоровый образ жизни"

Материал презентации можно использовать как на классных часах так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Презентация на родительское собрание "...А завтра будет жизнь..."

Ужасом прокатываются по каналам телевидения и радиовещания сообщения о детях кончающих жизнь самоубийством. Они делают последний шаг с крыш, выходят в окно и режут себе вены. И поэтому сегодня мы...

"А завтра будет жизнь..."

Родительское собрание по профилактике суицидов среди детей и подростков...

Конспект к уроку литературы в 11 классе :«ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В ФОТОГРАФИЯХ»

В данном конспекте я постаралась рассказать о самых интересных и трогательных эпизодах жизни известной поэтессы Марины Цветаевой...

«Пусть будет жизнь прекрасна»

(открытое мероприятие ко дню Инвалида) Основная цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся,обучать навыкам группового вз...