Главные вкладки

    Сценарий классного часа по профилактике правонарушений среди подростков (для учащихся 8 класса)
    классный час (8 класс) на тему

    Майлубаева Румяна Хабибуллаевна

    Сценарий классного часа по профилактике правонарушений среди подростков (для учащихся 8 класса).                       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_po_profilaktike_pravonarusheniy.docx38.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий классного часа по профилактике правонарушений среди подростков

    для учащихся 8 класса.                       

    Тема:  Подросток и закон.

    Правонарушение – дорога в пропасть?

    Цель классного часа:

    • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”. 
    • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно - образовательной технологии “Я – гражданин России”

    Оборудование: мультимедийная  презентация, задачи, УК РФ, Кодекс Административных правонарушений РФ.

    ТСО: компьютер,  мультимедийный проектор.

    1. Организационный момент:

    Сценка. (учащиеся 6 класса).

       Участвуют 6 человек. Встают в круг, один ребенок в центре круга. У остальных пятерых в руках веревка. Первый ребенок говорит слова: « Все началось с того, что я перестал слушаться родителей, перестал им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку, стоящему в кругу. Следующий ребенок продолжает: «Я стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей». И одевает веревку на вторую руку. Третий ребенок: «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употреблять наркотики». Одевает веревку на ногу. Четвертый ребенок: «На все это нужны были деньги, я стал заниматься хулиганством,  мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. Пятый ребенок стоит за спиной и произносит слова: «И вот настал момент, когда я совершил тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Меня ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

       Ребята как вы думаете, о чем эта сценка. О чем пойдет сегодня речь?  (дети отвечают)

    Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о  преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях.

    А тема нашего классного часа «Подросток и закон».

    Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

    (нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

    - С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

    - А если сейчас сможем найти конец  нити, что это может означать?

    (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

    - Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

    А применительно к нашей жизни?

    - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и от тюрьмы не зарекайся ”

    Советский писатель Николай Островский  в романе «Как закалялась сталь» сказал такие замечательные слова "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо такчтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годычтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошло…»

     Сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

    Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

    По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

    Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

    Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

    Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

    А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

    Как вы думаете, что они совершили?

    (Они нарушили закон)

    Почему люди нарушают законы?

    Как называется нарушение правовых норм? (правонарушение)

    Именно о правонарушениях и ответственности за правонарушения пойдёт сегодня речь.

    Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

      Давным-давно люди придумали правила поведения, которые предавались из поколения в поколения. Как называем мы эти правила поведения в обществе? (Моральные нормы)

    Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями

    • Уважать родителей
    • Выполнять обещания
    • Помогать нуждающимся
    • Не воровать
    • Не убивать
    • Не обманывать

         и т.д.

    И всегда, во все времена осуждались:

    • Предательство
    • Жадность
    • Жестокость
    • Клевета
    • Лицемерие
    • Трусость

    Позднее нормы морали определились в правовые нормы, или законы.

     Чем отличаются правовые нормы моральных норм?

    (Нормы морали рекомендательные, а законы общеобязательные.)

    ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

    - Есть ли у нас в государстве законы?

        В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

    -  Где прописаны эти законы?

    Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

    Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

    Почему эта тема для вас особенно актуальна? Как вы думаете?  

       -  (Возраст)

    Да, действительно, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Именно с этого возраста вы несёте особую ответственность за свои поступки.

    Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

    Необходимо к этим понятиям найти определения.

    Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

    Правонарушение – общественно опасное деяние или бездействие, приносящее вред, человеку, обществу, государству.

    Проступок – это нарушение правил поведения, менее опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, за которое наступает юридическая ответственность.

    Преступление – особо опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

    Итак, проверим правильно ли вы выполнили задание. Какое из трёх понятий является обобщающим для двух других. (правонарушение)

    Какие слова являются общими в понятиях? (приносящее вред человеку, обществу и государству)

    Обратимся к слайдам. Что же такое правонарушение?

    У вас на столах памятки. Виды юридической ответственности. Прочитайте их

    Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях: (памятки для учащихся)

    1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

    За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

    наступает с 14 лет.

    2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

    4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

    Какая ответственность по вашему мнению является самой суровой и жёсткой? Почему?

    Действительно (слайд)

    Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (14)

    Во сколько остальные виды юридической ответственности? (16)

    Действительно (слайд)

    Скажите, а если правонарушение совершил подросток,  которому ещё нет 14 лет, кто будет отвечать за совершенное? (Родители, а вас могут поставить на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних)

    Вы правы. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

    Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

    Каковы же виды наказания за правонарушения? (ответы)

    Виды наказания (ст. 44 УК РФ)

    1. Штраф (от 25 до 1000 МРОТ)

    2. Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от основной работы время бесплатных общественных работ (4 ч. в день) – от 60 до 240 часов.

    3. Исправительные работы отбываются по месту работы с удержанием из заработка осуждённого в доход государства суммы в размере от 5 до 20 % (устанавливаются на срок от 2 месяцев до двух лет).

    4. Ограничение свободы – содержание осуждённого без изоляции от общества в специальном учреждении (с18 лет)

    5. Арест – содержание в условиях строгой изоляции от общества (от 1 до 6 месяцев) – с 16 лет.

    6. Лишение свободы на определённый срок – изоляция от общества путём направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима

    (от 6 мес. до 20 лет).

    7. Пожизненное лишение свободы.

    К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

    • ➣ штраф;
    • ➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
    • ➣ обязательные работы;
    • ➣ исправительные работы;
    • ➣ арест,
    • ➣ лишение свободы на определенный срок.

    А какова цель наказания?

    Сенека.

    Цели наказания: восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

    Ну а теперь перейдём к практической части.

    Проверим то, как вы поняли о чем мы с вами говорили.

    У каждой группы своя ситуация.

    Разбор ситуаций:

            № 1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание его ждёт?

           № 2. Света по дороге домой нашла сотовый телефон. Он лежал на земле, вокруг никого не было. Девочка взяла его, принесла домой и никому не сказала о своей находке. Является ли преступлением то, что Света никому не сообщила о находке и не попыталась выяснить, кто хозяин телефона? Есть ли в законе статья, которая комментирует данную ситуацию?

              № 3. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Является ли их поведение неправильным и наказуемым? Если «да», то какое наказание они могут получить?

    Ситуация 4. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

    - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

    1. Уголовное наказание.

    Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Наказания:

            лишение свободы

    •  Ссылка
    •  Предупреждение
    •  Предание публичному позору
    •  Четвертование
    •  Конфискация имущества
    •  Штраф
    •  Избиение плетьми

    Правильный ответ: лишение свободы, штраф, конфискация имущества.

    2.Возраст с 14 или 16 лет.

    Пьянство и дебош в общественных местах

    Изнасилование

    Безбилетный проезд

    Убийство

    Мелкие хищения

    Похищение человека

    Незаконные сделки

    Кража

    Причинение вреда чужому имуществу

    Умышленное причинение вреда здоровью

    Вымогательство

    Прогул

    Захват заложников

    Опоздание на работу

         Грабёж

    Привести в соответствие преступления и проступки.

    3.Обстоятельства

    Команды получают карточки:        

    а)        отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

     б) смягчающее обстоятельство ( уменьшает ответственность);

    В) освобождает от ответственности (снимает ответственность);

     г) никак не учитывается .

    Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки. Обстоятельства:

    •  совершение преступления в группе (отягч. обстоят.);
    •  явка с повинной ( смяг. обстоят.);
    •  несовершеннолетие виновного (смяг. обстоят.);
    •  необходимая оборона ( освобождает от ответственности);
    •  совершение преступления в состоянии опьянения (отягч. обстоят.);
    •  наличие заболевания у обвиняемого ( никак не учитывается)

    .Работаем с УК РФ.

    Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

    • – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
    • Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
    • - Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
    • Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
    • Нанесение побоев
    • Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
    • Судья – ученик  зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
    • - Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
    • – Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?  - может ответить ученик

    - В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность

    • за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
    • расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
    • Порча чужого имущества
    • Ситуация 3: На перемене:
    • – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
    • – Не дам, он новый, только вчера купили.
    • – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
    • Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
    • -Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу  А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.
    • Угроза «болтовней»
    • Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
    • – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
    • Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
    • Оскорбление
    • Ситуация 5:  Две девочки  в классе   ссорятся:
    • – А ты дылда!!!
    • – А ты сама Гадина!!!
    • Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
    • Осквернение зданий и транспорта
    • Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
    • – А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
    • – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
    • – Клево, вот люди порадуются!
    • – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
    • Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

    Как вы считаете, мы с вами справились с заданиями?

    Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

    Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

    Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

    “Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

    Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

    А я считаю, что с вами такого не случится, а потому что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса.

     ТЕСТ

    Познай людей и самого себя 

    Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

    • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
    • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
    • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
    • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

    Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

    6. Рефлексия.

    Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

    7. Вывод.

     Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

    Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

    Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Классный часпо профилактике правонарушений среди несовершеннолетних« МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»...

    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

    Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

    Сценарий классного часа по профилактике правонарушений среди подростков для учащихся 6-9 классов "Подросток и закон"

    Классный час проводится в рамках воспитательной прораммы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков.Цель классного часа:расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”,...

    Классный час по теме "Правила толерантного общения" для учащихся 8 класса

    Данный классный час посвящен международному дню толерантности, содержит основные понятия толерантности....

    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

    Цели проведения:      *профилактика правонарушений несовершеннолетних;      *пропаганда правовых знаний;       *формиров...

    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я сам несу ответственность за свои поступки» ( для обучающихся 7-8 классов)

    В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случ...