Классный час на тему «Честь и достоинство»
проект

 Симонян  Анаит Рафиковна

В результате занятия  учащиеся узнают, что такое честь и достоинство, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, усовершенствуют коммуникативные  умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dostoinstvoklassnyy_chas.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МАОУ  СОШ  № 38   города Калининграда

Классный час

на  тему

«Честь и достоинство»

4 «Д»  класс

Подготовила:

Симонян  Анна Рафаэловна,

учитель начальных классов

   

Честь и достоинство.

 Жизнь  наших  родных как пример чести и достоинства»

Поисково-исследовательский проект

         Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Он  раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и достоинство. Особое  место отведено   понятию  «воинская честь». Дети попытаются  раскрыть  понятия «честь» и «достоинство», освещая  страницы  жизни родных, защищавших  Отечество  в годы  Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты: будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.

Цели и задачи:

       1. Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

 2.Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.

       3.Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины, активизировать    интерес детей к истории семьи. 

       4.Способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.

       5.Развивать умение публичного выступления, научить  грамотно  участвовать в диспутах,  слушать собеседника, излагать свои мысли.

Задачи   исследовательской работы  :

1.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ 

2.Определить  понятия «честь»  и «достоинство»  как высокие  моральные качества  человека, способствовать воспитанию  данных нравственных качеств на  примере  родных- героев  Великой  Отечественной войны

Ход классного часа

 Слайд 1.      

«

Вступительное слово классного руководителя:

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

       

     Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?

            Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше.

Слайд 2

       

-Что значит- прожить жизнь с честью и достоинством?

Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.

Честь, достоинство, совесть, благородство… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь - никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов. 

           «И первый клад мой честь была, » - писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены.

         Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

         - Погиб поэт - невольник чести -

           Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас? 

- Что такое честь? (учащиеся дочитывают определения с доски).

- О ком бы вы так могли сказать-человек чести?

 ( Приводят собственный  примеры. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь).

Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость

-Поговорим о  честности    в спорте, да и в обычной игре?

(Когда играем   честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)

- Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

(А ещё когда обещаем   маме обязательно выполнить уроки, например, или погулять с собакой,. тогда мы говорим: «Даю честное слово!».

-По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей»,   «В честь высокого гостя был дан концерт».)  Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?

(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

- Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .

(записывают:«уважение» и «самоуважение»)

- За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

(Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, этот человек верен долгу, справедлив и порядочен )

- Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании?  (Слово «поступки» является ключевым).

Ученик записывает на доске слово «поступки» .

-Объясните значение выражений

1 Честь семьи (доброе имя)

2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

3. Честное имя (незапятнанное)

4. Человек чести (гражданское достоинство)

5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

-Давайте  попробуем  объяснить  в каких  ситуациях  мы  говорим:

1.Пора и надо честь знать;

2.Имею  честь предложить;:

3.Кто-то живет по совести;К

4.Сочту за честь;

5.Невелика честь;«»

6.Слишком  много чести; «»

7.Поступок делает  Вам честь; 

-Так что же  честь для  каждого из  нас?

  Слайд 3

 ЧЕСТЬ - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

  Слайд 4

ДОСТОИНСТВО

-Рядом с понятием «честь» стоит  понятие «достоинство». Что означает слово «достоинство»?

(Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.  Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )

        Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид. - В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово.

-Что такое чувство собственного достоинства?

( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

Слайд 4

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

СОВЕСТЬ

       

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?( К голосу совести)

-Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость  храбрость, отвага, порядочность, совесть).

2.Дайте определение слову совесть. (…)

Честь и совесть?    

 Что они для человека?

 -Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?

 1.Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое?

  2.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

  3.Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести?

  4. Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.      

Слайд 5

Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

(Лично я считаю, что человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок).

-Я согласна с тобой. Подтвердите эту мысль.

 Вот поэтому наш классный час и называется «Честь и достоинство».

- У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих

ВОИН     

ГРАЖДАНИН

-Сегодня на уроке мы рассмотрим  воинскую честь

Определение   добродетелей  человека чести

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие;

 Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Кодекс чести.

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Защита невиновных

Наказание преступников

Учтивость ко всем женщинам

ВЫВОД:

 Честь во  все  времена  состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости.

Воинская честь.

- Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

Воинский дух, воинская честь - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

1.Личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

2.Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

3.Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.

4.Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. "

5.Неприкосновенность личности офицера.

Слайд 6

    Мы  провели  исследовательскую  работу  с  целью  изучения  истории  нашей  семьи  в  годы  войны.   Мы  собрали  материал  о  родных  и  близких учеников  нашего  класса.  Эти люди не совершали громких подвигов, они просто жили, трудились, воевали. Жили честно, трудились ответственно, воевали отважно.

    То, что  делали наши прадедушки  и  прабабушки  , они считали не подвигом, а  своим долгом  перед своими близкими, перед своей Родиной. Они  жили достойно, защищая  свою честь и достоинство  в тяжелое  военное  время.  

       Вся жизнь людей военного поколения - великий подвиг. Подвиг ради того, чтобы мы жили.

   

Слайд 7.

О войне, о страшной трагедии народа, о героических подвигах многие из нас лишь читали в книгах и смотрели в кинофильмах. С каждым  годом война от нас становится всё дальше и дальше, а живых свидетелей – всё меньше и меньше. Поэтому нужно сохранить память о тех людях, которые защищали наше Отечество.

Никто не остался в стороне в то трудное и страшное время. Кто-то воевал на полях сражений, кто-то трудился в тылу. Каждый старался внести свой вклад в победу над немецкими захватчиками.

Слайд 8

Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых сохранена память народа.

Воспоминания о военном времени родных и близких, участников фронтовых будней,  продолжают передаваться из поколения в поколение.

Слайд 9.

22 июня 1941г. - без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушения. Кто мог воевать  - пошли на фронт, остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием,  снаряжением и боеприпасами.

 Особенно  ярко   в это  страшное  время проявились  человеческие качества , о которых  мы  сегодня  говорим: честь и достоинство, мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Ученики   читают  о своих  родных,  у  каждого  в  руках   табличка с данными  , с фотографией, письма с фронта и даже сохранившаяся  похоронка.  Закончив  свой  рассказ, они  закрепляют  на доске магнитом  свой  результат  исследований .  В конце урока на  доске  уже  сформирован «Бессмертный  полк»

Слайд 58.

Заключительная часть.    Учитель.

Итак, мы подходим к самому главному. 

Человек красив своими делами, своими поступками заслуживающими уважения.

 Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

 

Запомните святые слова:

 Жалок тот, в ком совесть не чиста.

 Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Пусть эти слова учат вас быть людьми с честью и совестью.

Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли звание « Человек чести»  и  из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

                                  Я – гражданин России, честь имею!

Слайд  59

— Береги честь смолоду! —
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя — не ерунда,
И ее — об этом речь —
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь —
Это следует учесть!

 

Заключение

Слайд 66.    

                                                     Песня «Честь имею»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Честь и достоинство"

Способствует раскрытию высоких моральных понятий, их осознанию и развитию личного самосознания учащихся....

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе.Тема: "Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство" 10 кл.

"Добро и зло. Честь и достоинство"  10 кл....

Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство" 10 кл.презентация

Классный час "Добро и зло. Честь и достоинство"  10 кл.презентация...

Классный час "Честь и Достоинство"

Классный час "Честь и Достоинство"...