Классный час "Осторожно, терроризм"
классный час (6 класс) на тему

Карелина Наталья Григорьевна

Классный час "Осторожно, терроризм" для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 6 классе

«Осторожно, терроризм!»

23.01.2018г

Цели:                      

образовательные:

 рассмотреть сущность терроризма;

 сформировать знания по профилактике возникновения опасных ситуаций;

 изучить правила поведения в ситуациях, угрожающих жизни человека;

развивающие:

 развивать память, внимание, способность анализировать;

воспитательная:

 продолжить формирование отрицательного отношения к терроризму.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Ход беседы.

 Тема нашей беседы сегодня - «Осторожно, терроризм!»

 Ребята, как вы думаете, актуальна эта тема именно для нас и в данный момент? У нас сейчас все хорошо и все спокойно.

 (Выслушать ответы учащихся).

 Я с вами полностью согласна. Мир захлестнула волна террора.

 13 ноября прошлого года лайнер Airbus 321 авиакомпании «Когалымавиа», который выполнял рейс 9268 Шарм эш Шейх - Санкт Петербург, вылетел из Египта в 6.21 (по московскому времени) и пропал с экранов радаров через 23 минуты. На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Обломки российского гражданского самолета были обнаружены в центре Синайского полуострова в Египте. В катастрофе никто не выжил. В результате проведенных исследований было установлено, что причиной крушения российского лайнера А321 стал теракт.

 Одним из последних крупных по числу жертв - 85 человек стал теракт в Ницце. Большинство атак на мирных граждан в период в 2015-2016 годах было совершено террористической группировкой Исламское государство.

 В четверг вечером 14 июля этого года грузовик врезался в толпу людей на набережной Ниццы, которые отмечали национальный праздник Франции - День взятия Бастилии.  В результате теракта в Ницце погибли 80 человек, 18 пострадавших в критическом состоянии, более 100 получили ранения.

 Ничего не подозревающие, отдыхающие в спокойном курортном городе люди просто гуляли по набережной и хотели посмотреть фейерверк…

 С января 2015 по июль 2016 годов только в пяти крупнейших терактах в Европе погибли не менее 306 человек, около 1000 получили ранения.

 Террористы – это преступники, которые не могут победить армию и милицию и поэтому с оружием в руках нападают на простых людей, которые пришли в кино или едут на работу, или на детей, собравшихся на праздник в школе.

Основная часть урока.

 Слайд.

 Если мы откроем энциклопедический словарь, то прочитаем, что терроризм - это политика, основанная на систематическом применении террора.

 Террор (лат. terror - страх, ужас) - устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

 Синонимами слова «террор» являются слова «запугивание», «устрашение»

 Суть терроризма - насилие с целью устрашения.

 Но, говоря простым человеческим языком:

 Слайд.

 Терроризм – это боль десятков тысяч людей.

 Это сотни и тысячи людей, оставшихся без крова над головой.

 Слайд.

 Это дети, ставшие сиротами в мирное время.

 Это безутешное горе родителей, потерявших своих детей.

 Слайд.

 Это взрывы и огонь, стоны и крики о помощи.

 Это разрушения, море крови и слез.

 Это вечная память и скорбь по погибшим.

 Терроризм – это ненависть: человека к человеку, человека к человечеству.

 Как бы ни назвали это социальное явление, вывод все равно напрашивается один: террорист - это враг человечества.

 Пока они существуют в нашем мире, никто не может ощущать себя в безопасности, ведь число терактов растет с каждым днем с огромной скоростью.

 Согласно статистике, действия этих бандитов происходят каждые два-три дня в мире, а приносят эти противозаконные действия только смерть.

 Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

 Слайд.

 Первого сентября 2004 года рано утром дети города Беслан в Северной Осетии отправились, как обычно, со своими родителями в школу. Вокруг цветы, музыка, смех…

 А потом начался кошмар!

 Школу захватили террористы, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки.

 В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел – кричал или не слушал команд. Непослушных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно.

 Сложно описать словами, что пришлось пережить заложникам. Один мальчик умер на руках мамы от обезвоживания и остановки сердца. Другие дети пили мочу, потому что невозможно было терпеть. В сорокаградусную жару дети находились внутри здания без воды и еды, многие из них задыхались.

 По официальным данным, в результате трагедии более 1100 человек оказались в заложниках. Теракт в Беслане отнял жизни у 186 детей, 10 спецназовцев, 17 работников школы и 121 взрослого, в том числе работников МЧС. Более 800 человек получили ранения. 17 детей теракт сделал круглыми сиротами, 72 ребенка и 69 взрослых остались инвалидами.

 А как быть с воспоминаниями о пережитом… Многие из заложников после освобождения нуждаются в психологической помощи, а часто и в лечении душевных и телесных расстройств.

 Слайд.

 Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер.

 Слайд.

 Терроризм страшен уже тем, что он непредсказуем. Крайне сложно предположить, когда, где и насколько чудовищный по своей жестокости удар нанесут террористы в следующий раз.

 Ни этических, ни моральных границ у терроризма нет. Чтобы максимально привлечь к себе внимание, посеять панику среди населения, они наращивают масштабы и дерзость своих акций, стремятся увеличить количество жертв.

 Слайд

 Как же не стать жертвой теракта?

 К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда.

Работа в парах.

 Ребята, у вас на партах лежат карточки с вопросами. В течение нескольких минут дайте ответы, и мы продолжим разговор. По ходу урока вы можете вносить коррективы в ваши ответы.

 В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами.

 Слайды.

 Признаки наличия взрывных устройств:

 -припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные);

 -бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки;

 -необычное размещение обнаруженного предмета;

 -присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты;

 -шумы из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки);

 -растяжки из проволоки, шпагата, веревки;

 -специфический, не свойственный окружающей местности, запах.

 Слайды.

 Возможные места установки взрывных устройств:

 -рынки, магазины;

 -транспорт;

 -опоры мостов и линий электропередач;

 -подземные переходы (тоннели), вокзалы;

 -объекты жизнеобеспечения;

 -стадионы, дискотеки;

 -больницы, поликлиники;

 -учебные заведения, детские учреждения;

 -подвалы и лестничные клетки жилых зданий;

 -контейнеры для мусора, урны.

 Слайд.

 Изготовители самодельных взрывных устройств очень часто маскируют их под различные предметы, не вызывающие, на первый взгляд, никакой опасности. Это могут быть - книги, портфели, сумки, радиоприемники, сотовые телефоны, пачки из-под сигарет, коробки от видеокассет, электроприборы, термосы, электрические фонари, различные емкости из-под напитков, и другие предметы, используемые в быту. Мини-ловушки такого типа оставляются в местах массового пребывания граждан, зачастую, на видном месте, для привлечения внимания (в парках, скверах, на остановках общественного транспорта и т.д.). Ставка делается на простое любопытство людей. Увидев одиноко лежащий пакет, сумку, или любой другой предмет, не все пройдут мимо. Кто-то может попытаться поднять эту вещь и в это время происходит взрыв и поражение находящихся поблизости людей.

 Самым ужасным является то, что террористы в качестве бомб используют даже детские игрушки: это могут быть куклы, кубики, мягкие игрушки для детей.

 В России известен случай, когда сотрудниками милиции было обнаружено самодельное ВУ в междугороднем автобусе. Оно было спрятано в мягкой игрушке. Со слов водителя автобуса, эту игрушку попросил передать молодой человек своей девушке, живущей в другом городе.

 Слайды.

 Если вы заметили какой-либо предмет, которому, по вашему мнению, тут не место, не оставляйте этот факт без внимания. Это может быть сумка под сидением в автобусе, чемодан около мусорного бака в вашем доме, сверток на скамейке в парке. Существует вероятность, что этот предмет -замаскированное взрывное устройство.

 Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).

 Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен – немедленно сообщите о находке в ваше (ближайшее) отделение милиции.

 Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

 Слайд.

 При обнаружении постороннего предмета необходимо:

 -немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы ОВД, ФСБ, ГО и ЧС;

 -не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками и не подпускать к нему других;

 -исключить использование средств радиосвязи и мобильных телефонов, способных вызвать срабатывание радио взрывателя;

 -дождаться прибытия представителей правоохранительных органов;

 -указать место нахождения подозрительного предмета.

 Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения

производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.

 Слайд.

 Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета похожего на взрывное устройство:

 1.Граната РГД-5 Не менее 50 м;

 2.Граната Ф-1 Не менее 200 м;

 3.Тротиловая шашка массой 200 г 45 м;

 4.Тротиловая шашка массой 400 г 55 м;

 5.Пивная банка 0,33 литра 60 м;

 6.Чемодан (кейс) 230 м;

 7.Дорожный чемодан 350 м;

 8.Автомобиль типа "Жигули" 460 м;

 9.Автомобиль типа "Волга" 580 м;

 10.Микроавтобус 920 м;

 11.Грузовая машина (фургон) 1240 м.

 Слайд.

 Если ты идешь по улице, обращай внимание на людей, ведущих себя подозрительно:

 -они одеты не по сезону;

 -стараются скрыть свое лицо;

 -неуверенно ведут себя;

 -сторонятся работников полиции.

 Слайд.

 Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков;

 не подбирайте никаких вещей, даже ценных:

 мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

 Слайд.

 О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение (отдел) полиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

 Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

 По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

 Слайды.

  Как вести себя в заложниках?

 Помнить главное - цель остаться в живых.

 Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику и постараться успокоиться.

Физкультминутка.

 Существуют упражнения, например, дыхательные, которые помогли бы сосредоточиться и успокоиться в состоянии шока или сильного стресса?

 Дышите ритмично и глубоко. Проговаривайте про себя, что вы видите. Есть несколько простых упражнений, помогающих снять напряжение, избавиться от страха. Начните медленно, равномерно, глубоко дышать, сосредотачиваясь на ощущениях, которые дают вам вдох и выдох.

 Давайте выполним стоя несколько глубоких вдохов и выдохов. При вдохе сведите лопатки, расправьте плечи.

 И второй способ: сделайте глубокий вдох через рот и через рот же выдыхайте воздух резкими толчками. Один выдох делится на четыре-пять порций. Десяти-пятнадцати дыхательных движений достаточно.

 Присаживайтесь.

 Можно сосредоточиться на том, что вы видите или слышите, и начать про себя называть то, что вы видите или слышите, начиная каждую фразу словами «я вижу». Например, «Я вижу зелёную стену, я вижу картину на стене, я вижу черную раму у этой картины». И точно так же делайте с «я слышу»: «Я слышу голос моего соседа, я слышу, как шуршит газета». По мнению психологов, методика «я вижу» подходит большему количеству людей, но вы сами поймете, что лучше для вас.

 Продолжим.

 Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям.

 Говорить спокойным ровным голосом.

 Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

 Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений.

 Экономьте и поддерживайте силы.

 Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения.

 Меньше двигайтесь.

 Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное.

 Слайд.

 Взрыв на улице.

Услышав взрыв, нужно упасть на землю, прикрыв голову руками.

Если рядом есть пострадавшие, окажи первую помощь - остановить кровотечение можно, перетянув ремнем или чем-то другим, похожим на жгут, конечно, выше места ранения.

Не старайся поднимать с земли раненого, если видно, что у него повреждены части тела.

Если есть мобильный телефон – вызови спасателей и позвони своим близким, чтобы они не волновались.

 Слайд.

 Стрельба в помещении.

Падай на пол, прикрой голову руками.

Постарайся спрятаться за крепкими предметами.

Например, опрокинь стол и пристройся за его столешницей.

Взрыв в помещении

Старайся укрыться в том месте, где стены помещения могут быть более надежны.

Не прячься вблизи окон или других стеклянных предметов - осколками тебя может ранить.

 Слайд.

В помещении начался пожар.

Если повали дым, возьми тряпку (если ее нет под рукой - нужно оторвать кусок одежды), смочи ее и дыши через тряпку. Если воды нет - тряпку можно смочить мочой.

Если есть возможность выбраться из задымленного помещения, двигайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

 Слайды.

 Поведение в толпе.

Избегайте больших скоплений людей.

 Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

 Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

 Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

 Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

 Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

 Не держите руки в карманах.

 Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

 Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

 Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

 Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают).

 Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, «выныривайте», резко оттолкнувшись от земли ногами.

 Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

 Слайды.

 Сообщение об эвакуации может поступить не только в случае обнаружения взрывного устройства и ликвидации последствий террористического акта, но и при пожаре, стихийном бедствии и т.п.

 Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.

 Если вы находитесь в квартире, выполните следующие действия:

 Возьмите личные документы, деньги, ценности;

 Отключите электричество, воду и газ;

 Окажите помощь в эвакуации пожилых и тяжело больных людей;

 Обязательно закройте входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения мародеров.

 Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно.

 Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

 Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

 Слайд.

 Как выжить, если вас завалило?

 Будьте готовы к тесноте и темноте, может быть, боли. Постарайтесь переползти туда, где вероятность обвала меньше.

 Укрепите потолок своей западни - может вам придется провести здесь около суток. Если вы понимаете, что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже. Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины». Это время специально для того, чтобы услышать живых.

 Не стесняйтесь звать на помощь. Многие из жертв вспоминали, что труднее всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей. При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для обеспечения подачи воздуха даже при возможных последующих обвалах.

 К сожалению, на сегодняшний день опасность может поджидать нас повсюду. Правила поведения при возникновении чрезвычайной ситуации очень просты. Для того, чтобы запомнить их, не нужно много времени и сил. Но их знание может однажды спасти жизнь тебе и дорогих тебе людей.

Закрепление знаний.

 А теперь вернемся к вашим ответам на вопросы.

 1.Если вы обнаружили подозрительный предмет…

 А. подойти к нему и разобраться, что он из себя представляет;

 Б. быстро отойти от него и никому не говорить о нем, чтобы не создавать панику;

 В. сообщить о предмете находящемуся поблизости официальному лицу.

 2.Если вы обнаружили подозрительный предмет…

 А. его нельзя трогать, передвигать, вскрывать;

 Б. его можно аккуратно вскрыть;

 В. его можно аккуратно перенести в безопасное место.

 3.Взрывное устройство может быть замаскировано…

 А. только под большой предмет;

 Б. под любой предмет;

 В. под чемодан, сумку или коробку.

 4.Возможные места установки взрывных устройств…

 А. только вокзалы, аэропорты, транспорт;

 Б. только стадионы, рынки и магазины;

 В. любые места массового скопления людей и объекты жизнеобеспечения.

 5.Обезвредить взрывное устройство может…

 А. любой человек;

 Б. только взрослый человек;

 В. только специалист МВД, ФСБ, МЧС.

 6.Вам показался подозрительным человек…

 А. не обращайте внимания, вы излишне подозрительны;

 Б. сообщите о нем взрослым или сотрудникам правоохранительных органов;

 В. вас это не касается.

 7.Если вас взяли в заложники…

 А. проявите смелость, не подчиняйтесь террористам;

 Б. слезами и просьбами старайтесь разжалобить террориста;

 В. не оказывайте сопротивления террористам.

 8.Если начался штурм по освобождению заложников…

 А. расположитесь ближе к окнам и дверным проемам;

 Б. расположитесь ближе к террористам;

 В. лягте на пол и прикройте голову руками.

 9.Если вы видите большое скопление людей…

 А. не присоединяйтесь к толпе;

 Б. присоединитесь к толпе из интереса;

 В. присоединитесь к толпе, чтобы высказать свое мнение.

Рефлексия.

 Как вы справились?

 Сколько было внесено корректив по ходу урока, на этапе проверки?

 На сколько полезной была для вас информация?

Домашнее задание.

 Возьмите лежащие у вас на столах памятки, вложите в дневники и прочитайте их в кругу семьи.

Заключительная часть.

 За терроризм полагается более строгое наказание, чем за обычное похищение людей или убийство. Поэтому бандиты знают, что им не на что надеяться, и очень жестоко обращаются с теми, на кого нападают.

 Узнать заранее, где, когда и на кого они нападут, очень трудно. Поэтому каждому надо быть готовым к такому нападению и помнить простые правила, которые помогут вам и вашей семье не пострадать от действий преступников.

Памятка

«Правила поведения в случае террористической угрозы»

Признаки наличия взрывных устройств:

 -Припаркованные около домов автомашины, незнакомые жильцам (бесхозные).

 -Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты, скотча на машине или каком-либо хозяйственном предмете (сумке, чемодане, коробке и т.д.).

 -Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.

 -Присутствие шума внутри обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки или какие-либо другие звуки).

 -Присутствие в найденном предмете источников питания (батарейки).

 -Растяжки из проволоки, шпагата, веревки.

 -Специфический, не свойственный конкретной местности, запах.

При обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите в дежурные службы ОВД, ФСБ, управление по делам ГО и ЧС.

Возможные места установки взрывных устройств.

 -Подземные переходы (тоннели).

 -Вокзалы, рынки, магазины.

 -Стадионы, дискотеки.

 -Транспортные средства.

 -Объекты жизнеобеспечения (электростанции, газоперекачивающие и распределительные станции…).

 -Учебные заведения.

 -Больницы, поликлиники.

 -Подвалы, чердаки и лестничные клетки жилых зданий.

 -Контейнеры для мусора, урны.

 -Опоры мостов и линий электропередач.

 

Что делать при обнаружении взрывного устройства.

 -Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками.

 -Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС.

 -Внимание! Использование средств радиосвязи, мобильных телефонов и других радиосредств способно вызвать срабатывание радио взрывателя.

 -Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов на некотором удалении от взрывного устройства и указать место нахождения подозрительного предмета.

Если вас захватили в заложники.

Основные правила поведения.

 -Успокойтесь и не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.

 -Мобилизуйте свои силы и подготовьтесь к возможному суровому испытанию.

 -Сохраняйте умственную и физическую активность.

 -Не провоцируйте террористов: не показывайте ненависть и пренебрежение.

 -С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов.

 -Не привлекайте террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение.

 -Постарайтесь определить место вашего нахождения (заточения).

 -Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.

 -Заявите о своем плохом самочувствии.

 -Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье.

 -Запоминайте как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно разговор, манеры поведения).

 -Если можно, постарайтесь расположиться подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников.

 -При возможном штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

Помните, правоохранительные органы делают все,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Терроризм- угроза жизни"

класссный час на тему "Терроризм-угроза жизни" для 8-9 класса. что такое международный терроризм. террористические акции, которые потрясли весь мир. поведение при угрозе террористической акции....

Классный час: «Терроризм – угроза обществу»

http://www.slideboom.com/presentations/760552/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC   Презентация к классному ч...

Классный час «Терроризм: его истоки и последствия».

Термин «терроризм» вошёл в употребление ещё в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. ...

Классный час "Терроризм – угроза обществу"

Классный час "Терроризм – угроза обществу"...

Классный час "Терроризму-нет"

Классный час "Терроризму-нет"...

Классный час " Терроризму- нет"

Тема нашего классного часа «Терроризму-нет!» посвящёна одной из памятных дат в России, которая носит название День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)....

Классный час "Терроризм - угроза будущему"

Данный классный час проводится в средних и старших классах. Затрагивается тема терроризма, а основная часть посвящена трагедии 2004 года в Беслане. В этом году - ровно 10 лет, как произошла данная тра...