ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НА ПУТИ К ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ» 10-б класса (Социально-экономический профиль)
материал (10, 11 класс) на тему

ЖЕРЕБЦОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА

Материал для работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat_sistema.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«НА ПУТИ К ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ»

10-б класса

(Социально-экономический профиль)

Автор-составитель:  Жеребцова Е.Е..,

классный руководитель 10- б класса

 2017-2018/ 2018-2019 уч. год

Паспорт воспитательной системы.

Наименование системы

 На пути к образованному человеку

Основания для

разработки

  • Конвекция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Национальные проекты;
  • Устав ОУ

 

Разработчики системы

 Жеребцова Елена Евгеньевна

Цель системы

Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Задачи системы

  • Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
  • Воспитывать  активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
  • Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.
  • Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
  • Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

Сроки реализации системы

2017-2019 г.

Исполнители основных мероприятий системы

Классный руководитель, учащиеся, родители учащихся, представители различных общественных организаций и учебных заведений (по согласованию)

Ожидаемые результаты

Выпускник, адаптированный к условиям современного  общества:

  • сформировавший в себе личностные качества;
  • обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;
  • объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
  • креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;
  • психологически адаптированный: стрессоустойчивый, имеющий навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
  • испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;
  • способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;
  • способный рационально организовать свой досуг;
  • свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей повседневной деятельности.

 I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-ориентированными методами

Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности.  В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса. В условиях профильного обучения перед классным руководителем ставится важная задача по  формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Из выше сказанного следует, что среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя профильного класса можно отметить следующие: изучение личности каждого обучающегося профильного класса, его склонностей, интересов; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося в профильном классе; развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями; содействие получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в МБОУ, учреждениях дополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося; обновление содержания жизни коллектива профильного класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; ведение совместно с МБОУ активной пропаганды здорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другие мероприятий, способствующих укреплению здоровья обучающихся в профильном классе.

В основу программы были  положены следующие основные понятия: старший школьный возраст, учебно-профессиональная деятельность, самосознание, самоопределение, самореализация, гражданская зрелость: готовность к труду, готовность к самообразованию, готовность к семейной жизни, профориентация, ценностные ориентации.  

II. Основные цели и задачи системы

Целью  ситемы является:

Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В ходе выполнения программы должны быть решены следующие задачи:

  • Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
  • Воспитывать  активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
  • Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.
  • Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
  • Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

III. Сроки и этапы реализации воспитательной системы.

Ожидаемые конечные результаты ситемы

Сроки реализации программы: 2017  –  2019 г.

I этап 2017-2018 учебный год

10 класс

Цели:

1. Формирование классного коллектива.

2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.

Задачи:

1. Объединить учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.

2. Содействовать процессам  самовоспитания, самообразования, самопознания.

3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.

4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.

5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.

II этап 2018-2019 учебный год

11 класс

Цель:

Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.

2.Содействовать формированию качеств личности,  способной адаптироваться в современных условиях жизни.

3. Оказывать помощь в  профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Ожидаемые конечные результаты воспитательной системы.

Реализация программы позволит воспитать  выпускника, адаптированного к условиям современного  общества:

  • сформировавшего в себе личностные качества;
  • обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
  • объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
  • креативно мыслящего, сохраняющего при этом алгоритмичность рассуждений;
  • психологически адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
  • испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;
  • способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
  • способного рационально организовать свой досуг;

свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.

IV. Структура ситемы

Программа включает в себя следующие блоки:

I Блок. Психологическое сопровождение воспитательной работы в профильном классе

Направления:

1. Сопровождение адаптационного процесса.

2. Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.

3. Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.

4. Оказание помощи в вопросах профориентации

II Блок. Организация разновидовой  деятельности учащихся профильного класса

Направления:

1. Интеллектуально-познавательная деятельность.

2. Ценностно-ориентированная  деятельность.

3. Общение.

4. Волонтерская деятельность.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность.

III Блок. Формирование личностных качеств учащихся профильного класса

Направления:

1. Я – личность.

2. Я и коллектив.

IV Блок. Профориентационная работа

Направления:

1. Профинформирование и профпросвещение.

2. Профконсультирование.

3. Профинформирование и профпросвещение обеспечивают:

  • знание мира профессий,  представления о требованиях к     каждой профессии и человеку;
  •  о типах учебных  заведений;
  •  о востребованности профессии на  современном рынке труда и т.д.

Профконсультирование –  получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.

V. Блок. Взаимодействие  с родителями

Направления:

1. Коллективная деятельность.

2. Индивидуальная работа.

     VI. Блок. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности

Направления:

1. Организация и проведение диагностических мероприятий:

- диагностика адаптации в 10 классе;

- диагностика уровня учебной мотивации;

-диагностика проф. выбора;

-диагностика уровня развития классного коллектива;

-диагностика уровня эмоционального состояния;

-диагностика «группы риска».

2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.

3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.

V. Механизм  реализации воспитательной системы.

  • Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности.
  • Организация и внедрение в практику воспитательной работы мероприятий, направленных всестороннее развитие личности ученика.

VI. Пояснительная записка

         Программа   ориентирована  на создание образовательно-воспитательного  поля, которое смогло бы подготовить выпускника, способного:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       Реализация  мероприятий программы предполагает тесное взаимодействие классного руководителя со школьным психологом, учителями-предметниками, педагогами – организаторами, социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями и т.д.

       Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую  диагностику.

VII. Мероприятия, направленные на реализацию воспитательной системы.

I БЛОК. Психологическое сопровождение воспитательной работы в профильном классе

Наименование

мероприятий

Сроки и формы  реализации

Ответственные

2017-2018

2018-2019

1.Сопровождение

адаптационного процесса:

-  проведение дней психологической адаптации

2.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья:

-факультативные занятия;

-тренинги;

- беседы;

-классные часы

3.Изучение уровня психологического здоровья обучающихся

4. Оказание помощи в вопросах профориентации

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»;

игра «Наши учителя»

Факультативный курс «Психология личности»

Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл»

Курс по выбору «Культура эмоций».

Тренинг «Я живу среди людей»

Классный час «Лидер на все  времена»

В течение года

Дифференциально-    

диагностический опрос.

Курс «Моя профессиональная карьера»

Тренинг «Учимся себя вести»; классный час «Способности человека»

классный час «Конфликты и их разрешение»

Тренинг «Учимся слушать, вести разговор. Учимся расслабляться»

Классный час «Толерантность»

Анкетирование «Мои эмоции»

Тренинг «Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье»

В течение года

Тестирование «Могу. Хочу»

Составление рекомендаций по выбору профессии.

Школьный психолог, классн. рук.

Школьный психолог, классный рук.

Школьный психолог, классный рук.

Школьный психолог, классн. рук.

II БЛОК. Организация различной деятельности учащихся профильного класса

Наименование

мероприятий

Сроки и формы реализации

Дата,

ответственные

Сроки и формы реализации

Дата,

ответственные

2017-2018

2018-2019

1. Интеллектуально-познавательная

деятельность

2. Ценностно-ориентированная деятельность

3. Общение

4. Волонтерская деятельность

5. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Беседа «Как тебе может помочь библиотечный каталог?»

Ты и твоя будущая профессия (беседа)

Посещение дома – музея Герасимова (г. Мичуринск) (экскурсия)

Турнир ораторов

Участие в предметных  олимпиадах, предметных неделях.

Участие в научно-исследовательской деятельности (школьные, районные, областные и т.п. конкурсы и конференции)

Круглый стол «Учитель – учащиеся» по предметам

«Мои права и обязанности» (беседа)

Проектная деятельность «Моя семья»

Беседа «Великие женщины великой страны»

Кл. час «День воинов –интернационалист.»

Лит-муз. комп. «Прощать - значит любить»

Музыкальная гостиная

«Нас приглашают в гости»

Игра «Зеркало»

Прогулка «Времена года»

Традиционное творческое дело (Новый год,  «Армейский магазин», «Хозяюшки»)

«Посади дерево»

Создаем листки здоровья для малышей.

Поход «Краски осени»

Осенний кросс

«Возможен ли здоровый образ жизни?» (круглый стол)

Турнир по волейболу

Лекторий «Болезни 21 века»

Лыжный кросс

«Мода и здоровье» (проектная деятельность)

День здоровья (по плану УО)

Инструктаж по ТБ (в течение года)

«Энциклопедии: за и против»(диспут)

«События в моей стране: что огорчило и обрадовало»(беседа)

«Сколько лет живет великий» (кл.час)

Викторина «Мой край»

Участие в предметных олимпиадах, предметных неделях.

Участие в научно-исследовательской деятельности (школьные, районные, областные и т.п. конкурсы и конференции)

Круглый стол «Учитель – учащиеся» по предметам

«…а гражданином быть обязан» (круглый стол)

Кл. час «День Матери»

Кл. час «История государственной символики»

Кл. час «День воинов –интернационалист.»

Лит-муз. комп. «Живая память поколений»

Вечер «Школа, в которой я учился»

Игра «Русские забавы»

Традиционное творческое дело (Новый год,  «Армейский магазин», «Хозяюшки»)

Презентация песни

«Помоги школе»

Проект «Мы – за здоровый образ жизни» (цикл занятий с младшими школьниками)

Поход «Дружба»

Осенний кросс

«Современный человек и вредные привычки» (проект)

Турнир по настольному теннису

Экскурсия «Русская зима»

Лыжный кросс

«Киномания. Миф или реальность?» (диспут)

День здоровья (по плану УО)

Инструктаж по ТБ (в течение года)

                                          III БЛОК. Формирование личностных качеств

Наимен-е

меропр-я

Сроки и формы реализации

Дата,

ответств-е

Сроки и формы реализации

Дата,

ответств-е

2010-2011

2010-2012

Я – личность

  1. Я

 и  коллектив

Цикл мероприятий «Познай себя»:

«Я как индивидуальность» (кл. час)

«Как выразить мое Я» (кл. час)

«Идеал, авторитет, кумир» (дел. игра)

«Способности, одаренность, талант» (кл. час)

«Цена и ценности в жизни» (дел. игра)

«Этическая защита моего «Я» (диспут)

«Конформист и нонконформист» (беседа)

«Достоинство как качество личности» (кл. час)

«Давайте познакомимся» (час общения)

«Что вы знаете о толерантности?» (кл. час)

«14 правил бесконфликтного общения» (тренинг)

Микроисследование «Атмосфера в классе

Цикл мероприятий «Воспитай себя»:

«Тогда и теперь» (развитие самооценки) (кл. час)

«Белая ворона – самая красивая птица»

«Капитан? Пассажир? Рулевой?» (круглый стол)

«На пути к образованному человеку» (деловая игра)

«Как жить, чтобы чувствовать себя счастливым?» (круглый стол)

Эссе «Жизнь, достойная человека»

«Скромность гордого и гордость скромного» (кл. час)

«Как достичь успеха» (кл. час)

«Чем мы будем заниматься?» (мозговой штурм)

«Ложное товарищество и круговая порука» (кл. час)

«Мудрость в повседневных  конфликтах» (круглый стол)

Самоаттестация  коллектива

                                                     IV БЛОК.  Профориентационная работа  

Наименование

мероприятий

Сроки и формы  реализации

Ответственные

2017-2018

2018-2019

1.Профинформирование и профпросвещен.

2.Профкосультирование

Интеллектуальный марафон

Экскурсии на предприятия поселка.

Заочные экскурсии.

Классификация профессий.

Выявление профнамерений.

Знакомство с системой средних учебных заведений.

Систематизация знаний о правилах выбора профессий и мире профессий.

Проект  «Моя будущая профессия»

Мониторинг состояния здоровья.

Определение физических возможностей к освоению  профессий

Изучение интересов и склонностей к той или иной профессии.

Мой темперамент и моя профессия.

Тест «Интеллект»

Особенности нервной системы и выбор профессии. Диагностическая консультация (Тест «Пластичность-ригидность по Кеттелу»

Оценка своих возможностей и согласованности их с проф. намерениями (диспут)

Типичные ошибки при выборе профессии

Научно-практическая деятельность по предметам

Экскурсии в учебные заведения.

Знакомство с сайтами учебных заведений.

Что востребовано сегодня на рынке труда?

Выявление профнамерений.

Знакомство с системой высших учебных заведений.

Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда

Быть или казаться?
Навыки самопрезентации.


Ролевая игра «Пресс-конференция»

Информация о подготовительных курсах.

Мониторинг состояния здоровья

Анкета «Мое здоровье».

Анкета «Карта интересов»

Как влияет характер на выбор профессии?

Тест «Профиль специальных способностей»

Особенности памяти.

Диагностика слухо-речевой памяти. Советы психолога

Профессиональный тип личности
(Опросник Холланда)

Приемы саморегуляции.
Ролевая игра «Экзамен»

Учителя-предметники

Классный рук., родители, учителя информатики.

Класс. рук.

Класс. рук.

Класс. рук., библиотекарь

Класс. рук.

Класс. рук.

Класс. рук.

Класс. рук.

Мед. работник.

Класс. рук., психолог

Класс. рук., психолог

Класс. рук., психолог.

                                               V БЛОК. Взаимодействие  с родителями

Наименование

мероприятий

Сроки  и формы реализации

Ответственные

2017-2018

2018-2019

1. Коллективная деятельность

2.Индивидуальная работа

Родительское собрание «Особенности обучения в профильной школе»

Родительский лекторий «Профилактика вредных привычек у подростков»

«Как сформировать положительные привычки  у подростков?»(круглый стол)

«Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Индивидуальные консультации по предметам (в течение года)

Индивидуальные консультации психолога (в течение года)

Мини-собрания по профилям (3 раза в год)

Родительское собрание «Психологические особенности старшеклассников»

Родительский лекторий «Профессиональное определение ваших детей»

Вечер вопросов и  ответов «Права и обязанности»

Беседа «Как подготовить школьников к ЕГЭ?»

Индивидуальные консультации по предметам (в течение года)

Индивидуальные консультации психолога (в течение года)

Мини-собрания по профилям (3 раза в год)

Кл. рук., психолог

Кл. рук., психолог

Кл. рук, инспектор ПДН

Кл. рук., психолог

Кл. рук.

Психолог

Кл. рук., учит.-предм.

                VI. БЛОК. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности

Наименование

мероприятий

Сроки  и формы реализации

Ответственные

2017-2018

2018-2019

1. Организация и проведение диагностических мероприятий:

- диагностика адаптации в 10 классе;

- диагностика уровня учебной мотивации;

-диагностика проф. выбора;

-диагностика уровня развития классного коллектива;

-диагностика уровня эмоционального состояния;

-диагностика «группы риска»

2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов разных уровней.

3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.

Октябрь-декабрь

Декабрь, апрель

Март

Февраль

Март

Ноябрь

В течение года

В течение года

Октябрь, март

Февраль

Январь

Апрель

Октябрь

В течение года

В течение года

Класс. рук, психолог

Класс. рук, психолог

Класс. рук.

Класс. рук.

Психолог

Класс. рук.

Администрация УО

Класс.рук.

Список литературы

  1. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога.-М., 2006
  2. Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя.- М., 2009
  3. Щуркова, Н.Е Программа воспитания школьника.- М., 2009
  4. Черноусов,  Е.В.Система воспитания как условие становления личности.-М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания для 10 класса (социально-экономический профиль)

этот урок предполагает интерактивные методы работы учащихся по теме "нации и межнациональные отношения"...

урок обществознания для 10 класса (социально-экономический профиль)

этот урок предполагает интерактивные методы работы учащихся по теме "нации и межнациональные отношения"...

Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль

Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...

Воспитательная программа На пути к образованному человеку 10-11 класс с характеристикой и планированием.

Цель программы:Создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по экономической теории для 10-11 классов социально-экономического профиля

Рабочая программа по учебному предмету «Экономическая теория» для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена на основе программы Экономика: учебная программа среднего (полно...