Самостоятельная работа учащегося как фактор его саморазвития
материал

Слещенко Ирина Викторовна

общешкольное родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащегося как фактор его саморазвития

(общешкольное родительское собрание)

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. Возникают проблемы с успеваемостью.

Причины неуспеваемости:

  1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
  2. Конфликты с педагогами. Не понижайте авторитет преподавателя в глазах ребёнка, будьте осторожны при осуждении его действий. Если будете обсуждать действия педагога при ребёнке, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь  уже не захотят ничему научиться. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем. Придите лично к педагогу. Каждый учитель готов к сотрудничеству.
  3. Конфликты с другими детьми. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения. Социальный педагог и психолог вам всегда помогут.
  4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения. Наладьте доверительные отношения с ребёнком.
  5. Пробелы в знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Помогите ребёнку обратиться к ранее изученному. Восполните пробелы в знаниях: выучите с ребёнком правила по русскому языку, формулы по математике, химии, физике, выучите теоремы, обучите навыкам работы с контурными картами.
  6. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Помогите ребёнку находить нужную информацию в учебнике, пользоваться словарями. Добивайтесь осознанного и смыслового чтения заданий. Контролируйте формирование навыков чтения и пересказа.
  7. Неумение организовать свою деятельность по выполнению домашнего задания. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Порядок выполнения домашнего задания зависит от особенностей работоспособности ребёнка. Если ребёнок может сразу без «раскачиваний» сосредоточенно приступить к выполнению домашних заданий и сохранять внимание в течение длительного срока, то можно начинать выполнение домашних заданий с наиболее трудных. Если  же ребёнок долго втягивается в работу, то целесообразно начинать с легких, не требующих сосредоточения внимания.
  8. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
  9. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация – это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Помогите ребёнку определиться с внутренними мотивами, осознать свои цели и планы.
  10. Проблемы с развитием когнитивных процессов. Начать исправлять этот пробел можно уже сегодня. Надеюсь, вы легко найдёте подходящие способы. А если вы затрудняетесь, то посоветуйтесь со школьным психологом.
  11. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

Все причины плохой успеваемости в школе зачастую связаны не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания:

во 2-3 классах - 1,5 ч.

в 4-5 классах - 2 ч.

в 6-8 классах - 2,5 ч.

в 9-11 классах - до 3,5 ч.

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно «повесить» на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а «пальто» – это словарное слово и всегда пишется через «а». Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития.

Интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого?

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Родители могут помочь подростку в саморазвитии. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретаются словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться.

 Но сейчас существует и множество интернет-ресурсов для самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников таких как:

  1. interneturok.ru – это домашняя школа, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Проспать интернет-урок нестрашно, а вот соблюдение школьного расписания и посещение уроков обязательно.
  2. infourok.ru  – проект «Инфоурок» можно использовать для изучения новых тем по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, а также для повторения и закрепления изученного ранее материала. Также на сайте можно поучаствовать в международном  конкурсе для школьников «Мириада открытий» со сниженным оргвзносом. Только в этом конкурсе оплачивая один оргвзнос, всего от 49 руб., ученик может принять участие сразу во всех 38 конкурсах (либо в некоторых из них по выбору).
  3. foxford.ru  – «Фоксфорд» – это образовательная площадка для получения и закрепления знаний по общеучебным предметам для учащихся средней и старшей школы (с 5 по 11 класс). На ресурсе возможна организация специальной подготовки учащихся к предстоящим экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ) и олимпиадам разного уровня сложности  (с 3 по 11 класс).
  4. uchi.ru – онлайн-платформа «Учи.ру», где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
  5. sdamgia.ru – «Сдам ГИА» – это образовательный портал для подготовки к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ) и Всероссийским проверочным работам (ВПР). На сайте находятся каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров.
  6. gramota.ru – «Грамота.ру» – огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка. Предлагает проверку правописания, поиск по словарям и интерактивные упражнения для проверки грамотности.
  7. nashol.com – «НашОл.ком» – портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы. Также на сайте можно скачать пособия для подготовки к экзаменам в пдф формате.
  8. math-prosto.ru – сайт «Математика-просто.ру» – это школьная программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету. Сайт охватывает всего несколько тем как онлайн-решатель, но зато довольно доступно подаётся теория.
  9. childrenscience.ru – «Дети и наука.ру» – это онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике. На сайте доступны видео-лекции и уроки для любознательных детей всех возрастов от ведущих ученых и педагогов России.
  10. study.ru – на сайте проводятся онлайн и видео уроки. Имеются тесты для прохождения онлайн. Также есть онлайн-справочник по грамматике английского языка, который поможет в освоении трудностей английской грамматики.

Уважаемые родители! Самостоятельная работа вашего ребёнка, грамотно организованная с вашей помощью, при поддержке педагога, это залог его саморазвития и успешности.

А о творческом саморазвитии вашего ребёнка, его успешности в социальной сфере мы поговорим на следующем родительском собрании, где опытом поделятся родители, дети которых имеют достижения в этих областях.

Удачи Вам,  уважаемые родители! Успехов Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

Самостоятельная работа по теме "Факториал"

Самостоятельная работа по теме "Факториал" 2 варианта...

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...

Учебно-исследовательская работа учащихся как фактор развития личностных качеств

В статье раскрыты условия развития компетенций обучающихся, участвующих в учебно-исследовательской работе МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара...