Классный час "В жарком пламени грозной войны"
классный час

Карлова Елена Вячеславовна

Классный час "В жарком пламени грозной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zharkom_plameni_groznoy_voyny.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дровосеченская средняя общеобразовательная школа»

Рубрики

                                                                                                  Кл. руководитель:

                                                                                                       Карлова Е.В.

Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной  войны.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
  • формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
  • воспитывать уважение к старшему поколению;
  • способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
  • способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и  достойным людям.

Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, плакаты и фотографии героев и солдат ВОВ, презентация,  компьютер.

Ход классного часа

Учитель: 21 июня 1941 года.  Выпускной вечер. Повзрослевшие мальчики в костюмах и при галстуках, девочки в красивых легких платьях. В руках аттестаты, они горды, веселы и полны надежд!

«А я буду поступать в медицинский» –  сказала звонким голосом Галя Теплякова – светловолосая девчонка из 10 Б.

«Хочешь врачом быть…это нужная и благородная профессия. Молодец, Галка!» - одобрил ее Миша Степанцов.

« А ты куда будешь поступать?» - спросила его Галя.

« У меня  отец военный и я хочу в летное поступать» - ответил Миша.

« А я хочу на инженера пойти» -  подошел и быстро вклинился в разговор Сережка Корнеев, - «они на любом заводе нужны».

« А вот я в артистки пойду – кокетливо проговорила Люба Перовская, - сыграю главную роль, а вы будете потом всем рассказывать что со мной в одной школе учились и гордиться будете».

« Ну, конечно, главную роль ей дадут!!! Там в театральном, таких как ты, тысячи, на всех главных ролей не хватит…» язвительно заметил  Корнеев.

« А вот и неправда, мне обязательно дадут, я способная, вот увидите!» - обиженно прокричала Люба.

«Да не слушай ты его, он нарочно тебя задевает, не хочет чтобы ты уезжала поступать в театральный, боится потерять тебя» - заметила Галя Теплякова.

«Ну и пусть боится, а я все равно поеду и поступлю, и стану артисткой!»  упрямо проговорила Люба.

Вот так они спорили, мечтали, а главное надеялись и верили в свое будущее. Вот только их мечтам и надеждам не суждено было осуществиться, потому что ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА… Выпускники ушли на фронт…

1-й чтец:

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку

приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот

миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких то пять минут

осталось!...

Учитель: Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм, вероломно напав на нашу Родину, приступил к осуществлению своей чудовищной цели:  истребить миллионы людей, поработить народы СССР и других стран.

(Слайд)

 «Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим  врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел

поражение, пришел к своему краху. Тоже будет и с  Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

2-й чтец:

ЗА ЧЕСТЬ РОДИНЫ

За каждый колос, опавший

С твоих, Отчизна, полей;

За каждый волос, упавший

С головок наших детей;

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Не быть рабыней Отчизне,

И нам рабами не жить!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашье

Начало свое берет.

Священна ненависть наша,

Расплаты близок черед!

Нет краше, страна родная,

Счастья — тебе служить.

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

 Учитель:  К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Еще в 1933 году, захватив власть в Германии, фашисты сразу же открыто встали на путь подготовки и развязывания агрессивных войн. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» — так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из центральных задач политики Германии. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой Гитлеру для нападения на СССР. Началась II мировая война.

 Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. У границ СССР была сосредоточена 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. чел. На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолетов, 47760 орудий и минометов. (Слайд) Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях — московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) — предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР и еще до наступления зимы — через 5- 6 недель после нападения — пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.

 Так они планировали... А как закончили?

А после захвата СССР фашисты планировали осуществить Генеральный план ОСТ

«План ОСТ» предписывал:

  • Истребление десятков миллионов людей
  • Разделял всех людей на высшую и низшие расы

- Как вы думаете, кого Гитлер называл высшей и кого низшими расами?

   «120-130 млн. германцев будут править сотнями миллионов недочеловеков.»

Долгих 4 года полыхали бои. 4 изнурительных года вел советский народ освободительную, Священную войну.

(Слайд) Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство привели к тому, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии, Эстонии, входивших в состав советского союза. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. За короткий срок  Красная армия потеряла более 100 дивизий. Однако, легкой прогулки у немцев не получилось.

 (Слайд) Битва за Москву (Московская битва, Битва под Москвой) (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942). Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».

3-й чтец:

ЛИЦОМ К ПОБЕДЕ

С военным грузом на плечах,

В поту до мыла.

И тяжелел за шагом шаг,

А вьюга выла.

И на ходу дремал солдат,

От ран ли бредил,

Коль падал, падал не назад –

Лицом к победе.

И был декабрьский лют восход,

Свет не струился.

Команда: «Прекратить отход,

Ведь там — столица!»

И был от крови снег горяч,

А кровь людская...

Солдат, в затишья миг не плачь! –

Судьба такая...

Солдат, сегодня не засни

С собой в беседе,

А коль придется лечь костьми –

Лицом к Победе!

Учитель: Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах немецких планов  «молниеносной войны».

Учитель: (Слайд) Героическая оборона Ленинграда

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».

Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос: какую судьбу уготовил Гитлер Ленинграду?

(Слайд) Из приказа начальника германского военно-морского штаба

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого города.»

Учитель: Уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Что означает слово Блокада?

(Слайд) Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче. Город был изолирован. В это же день вражеская авиация уничтожила склады с продовольствием. Расчет был сделан на начало в городе голодных бунтов, однако этого не произошло. Наоборот страшные испытания еще больше сплотили людей. Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг.

Пережить зиму ленинградцы смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозилось население.

Так как продовольствия было мало, его выдавали по строго определенной норме и по карточкам. Норма это составляла 125 грамм хлеба в день на одного человека.

 1-й чтец:

Был черный хлеб, что слаще сдоб

Был ратный труд, простой и страшный:

На фронте пашней пах окоп,

В тылу окопом пахла пашня.

Впрягались бабы в тяжкий плуг,

И почва впитывала стоны.

Мукою смолотой из мук,

На фронт грузились эшелоны.

А там своя была страда,

И возвращались похоронки

В артели вдовьего труда,

В деревни на глухой сторонке.

Учитель: Символом страшной блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой.

2-й чтец: (Слайд) 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учитель: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

(Слайд) Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу. Лишь в январе 1943 года блокада была частично прорвана, и по отбитому у врага коридору началось бесперебойное снабжение города продовольствием и вооружением для его защитников.

Полностью блокада Ленинграда была снята лишь в январе 1944 года.

Учитель:  (Слайд) Сталинградская битва. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.

«8 июля 1942 выходит приказ Сталина № 227»

 Ознакомьтесь с ним и ответьте на вопрос:  какова его цель?

(Слайд) «У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… у нас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит  загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…»

Учитель: (Слайд)  Фашисты с  яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина фашизма захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от фашизма и стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.

2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. Победа Красной армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

 Что означает понятие «коренной перелом»? Переход от обороны к наступлению, захват стратегической инициативы.

Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945 году.

Учитель: (Слайд) Битва на Курской дуге. Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, немецкая наступательная Операция «Цитадель» по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.

Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тысяч человек. Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, нанеся в критический момент контрудары по наступающим. С этой целью была создана глубоко эшелонированная оборона. В общей сложности было создано 8 оборонительных рубежей. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на каждый километр фронта.

Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. Победа На курской Дуге окончательно закрепила коренной перелом в ходе великой Отечественной войны.

Учитель: 1944 год – освобождение Красной армией Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, восточной Польши, Латвии, Эстонии, переходит к освобождению Югославии, Норвегии и других стран восточной Европы.

Учитель: 1945 год.  Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор, пока наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо понимали все наши бойцы — от рядового солдата до генерала. Очень тяжело складывались бои за Зееловские высоты. Они были ключевыми позициями на пути к Берлину. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались намертво. Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли по Зееловским высотам сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошли пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года.

(Слайд) Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожженные, а то и целехонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые автомашины. Многие дома еще горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные, крохотные — со страничку —флажки, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни, полотенца, знак сдачи, капитуляции.

25 апреля Берлин был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрестки, наступающие воины Советской Армии продвигались к центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля.

3 –й чтец:

30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА

Провал окна.

Легла на мостовую

Тень, что копилась долго на дворе.

Поставлены орудья напрямую,

И вздрагивает дом на пустыре...

Завален плац обломками и шлаком,

Повисли рваных проводов концы.

На этот раз в последнюю атаку

Из темных окон прыгают бойцы.

Учитель: (Слайд) Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал.

8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Весь мир облегченно вздохнул: Победа!

1-й чтец:

В ЭТОТ ДЕНЬ

С того рассвета в глубине России,

Где женщины одни и тишина,

Когда бежали, в окна голосили,

Стучали в двери: «Кончилась война!»

Вставало солнце под Берлином где то,

Солдаты обнимались все в слезах,

Стреляли в небо, салютуя свету,

Деревьям, травам и лугам в цветах.

Не вспоминаю, а запоминаю.

Глаза на миг не отводя, гляжу,

Какой он, этот день девятый мая,

Я до конца о нем не расскажу.

Учитель:

Мы сумели отстоять свои земли, сумели освободить весь мир от фашизма, но какой ценой нам это далось?

Война унесла жизни 27 млн. человек (в том числе 10 млн. солдат и офицеров).

Во вражеском тылу погибли 4 млн. партизан. 6 млн. человек погибли в концентрационных лагерях.

Война коснулась каждой русской семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на заводах и в госпиталях, приближая победу.

Что вы знаете о них?

Учащиеся делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и тружениках тыла.

3-й чтец:

Ветеранам Великой Отечественной посвящается

Как мало их осталось на земле

Не ходят ноги и тревожат раны,

И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…

Ноя не бог… война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война

И грязь ее потомков не коснется,

Пусть курит бывший ротный старшина

И слышит, как внучок во сне смеется…

Учитель: Мы не должны забыть подвиг людей, отдавших свои жизни, свое здоровье для того, чтобы их потомки жили мирно и счастливо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"

ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...

Классный час "Основные события Отечественной войны 1812г"

                 Отечественная война 1812года – огромное событие в  истории России. Эта война вызвала большой всплеск национального самос...

Классный час "Женщины в Отечественной войне 1812г."

В зтом году страна готовится к 200-летию Отечественной войны 1812 года. В истории много героических примеров, когда женщины разных сословий наравне с мужчинами участвовали в защите своего Отечества. Э...

Классный час "Жаркая, зимняя, твоя"

Презентация классного часа, посвященного олимпиаде в Сочи, содержащая викторину о развитии олимпийского движения...

Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".

Конспект классного часа для учащихся 9 класса....

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ЖАРКИЕ. ЗИМНИЕ. ТВОИ. СОЧИ 2014».

Тема классного часа «Жаркие. Зимние. Твои »Форма: мультимедийный классный час.Классы: 3-6Цель: формирование у учащихся начальных представлений об Олимпийском движении.Задачи: расширить пре...

Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"

В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...