Классный час «Можно и нельзя» (деловая игра).
классный час (8 класс)

Платонова Наталья Викторовна

Данный материал поможет упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;·        развивать представления о последствиях противоправных деяний;·        воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Можно и нельзя"

Классный час «Можно и нельзя» (деловая игра).

Цель классного часа:

        упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

        развивать представления о последствиях противоправных деяний;

        воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

 

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организация начала классного часа. Объявление темы и постановка цели занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас состоится очень важный разговор.

- О чём, спросите вы? Давайте подумаем над этим вместе (думающий человечек).

В руках у меня две нити.

Одна прямая, другая извилистая и запутанная.

- С чем можно сравнить эти нити? С жизнью.

- На какой из этих нитей легко найти концы? Что это может означать?

Что наша жизнь протекает легко и гладко.

- Что будет, если нить запутается?

Трудно найти концы.

- А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».

 

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов.  Вы очень часто встаёте перед выбором и выбрать надо правильное решение. Решение зависит от многого. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, которые определяют нашу жизнь. 

2. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

 

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве можно всё было разрешено (как в японской системе воспитания, где до 5 лет ребёнок – «господин» и ему можно делать абсолютно всё!): хочешь воровать – воруй, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! (недоумевающий человечек)

Постепенно государство можно пришло в упадок. И тогда правители государства можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам. (довольный человечек в очках)

- Что называется законом? 

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живемЭто Конституция РФ.

 (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют:

«Конвенция о правах ребенка»,

«Семейный кодекс»,

«Гражданский кодекс»,

 «Уголовный кодекс».

Задание 1. (брошюры Конституции на столе)

Ребята  перед вами лежит фигура человека. И вы должны написать на нем 1 группа – права человека, 2 группа обязанности.  (3 мин). Лидер 1 группы - прикрепляет к доске –права, 2 группа -  прикрепляет – обязанности.  (зачитываю)

А подробно вы можете познакомится с правами и обязанностями человека во 2 главе Конституции РФ.

Ты – ребенок, ты — человек, ты должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ты имеешь права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Ты имеешь права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Ты имеешь права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Ты имеешь права, чтобы в небе большом всегда была тишина. 

Сказка

Ребята, сейчас мы с вами  вернемся в детство. Поработаем со сказками.

я прочитаю, вам сказки, а вы должны  отгадать название сказки, Какие права героев были нарушены?

1.  Она красива и мила,

Имя ее от слова «зола» (Золушка)

- Какие права были нарушены? (Право на отдых, свободу, заботу)

2. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил   (Право на жизнь)

3.  Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айбалит)

                                         (Право на лечение)

4. Нам не страшен серый волк,

Серый волк зубами щелк»

Эту песню пели звонка три веселых  (Поросенка)

                                        (Право на жилье)

5. а эта дружила с самим Буратино,

Зовут ее просто , ребята – Мальвина.

                                        (Прово на учебу)

6. На сметане мешон,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покотился  ….   (Колобок)

                                        (Право на жизнь)

Молодцы ребята. Мы поработали  с вами  с правами и обязанностями  человека.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

 - Ребята, а всегда ли мы соблюдаем все правила и выполняем свои обязанности?

Сейчас мы с вами  поработаем с   понятиями. Перед вами на желтых карточках даны понятия, а на зеленых определения. Ваша задача соотнести определения  к понятиям. (2-3 мин)

Давайте посмотри правильно ли вы  выполнили это задание. Прочитайте то, что у вас получилось.

(зачитывают)

Учащиеся выбирают словарную статью к определению.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1. Пятиклассник Дима не приходит в школу после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов.

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей.

 

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Эти ребята совершили преступление.

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

  

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем, жизнь будет протекать легко и гладко. Жизнь будет как вот эта прямая незапутанная нить.

 

3. Рефлексия.

Наш классный час подходит к концу.

Катится, катится клубок по прямой дорожке жизни, как ручеёк игривый, а за ним и мысли вслух о занятии льются… О чём заставил задуматься сегодняшний классный час?

Ребята:

 - кто согласен, что надо жить по законам поднимите вверх красного человечка;

- кто считает, что соблюдать законы не следует, поднимите синего человечка.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».

Приложение «Памятка школьнику».

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

 

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агитбригада "Можно и нельзя"

Данный материал был использован  для участия в конкурсе агитбригад. Материал занимателен, доступен, дает возможность задействовать любое количество участников....

Воспитательное занятие «Можно» и «нельзя» реальной жизни.

Форма проведения: мозговой штурм. Цель: Тренировать детей в аргументации, развивать умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.Приобщать к социальному миру взаимоотн...

Родительское собрание "Можно и нельзя"

Разработка родительского собрания...

Классный час «Можно и нельзя» (деловая игра).

Данный материал поможет упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них; развивать представления о последствиях противоправных деяний; воспитывать чувст...

Классный час "Школа - правовое пространство" (деловая игра)

Классный час "Школа - правовое пространство" (деловая игра)...

Классный час «Ты в праве» (деловая игра)

Цель классного часа:- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чув...