«Учимся решать экологические проблемы»
классный час (9 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

...пришло время принятия

 решений, необходимых для

 обеспечения жизни нынешнего

 и будущего поколений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол  ул. Ленина, 69

Тел. 8 (301 31) 98-335;  факс 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru

Воспитательная программа

«Учимся решать экологические проблемы»

2008-2009 г.

...пришло время принятия

 решений, необходимых для

 обеспечения жизни нынешнего

 и будущего поколений.

В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них технологическая — предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия - гуманитарная — призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии – экологическое образование и воспитание, ведь никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем.

Предоставить возможность решать проблемы, однако еще не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от учащегося выполнения экологических проблем. Необходимо научить его принимать  грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро.

Теоретические основания и практические подходы к обучению решения экологических проблем находятся в стадии разработки, однако уже сейчас можно определить главные приоритеты:

  • становление и развитие компетентности в принятии решений;
  • использование современных эффективных образовательных и информационных технологий;
  • содействие практическому улучшению состояния окружающей среды.

Что же такое компетентность и экологическая ответственность?

Уровень экологической воспитанности определяется не тем, что знает ребенок о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их, а также насколько его эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней. Что касается поведения, особенно важно апеллировать не к знанию, а к чувству ребенка и осмыслению этого чувства.

Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства знания —- сознания поведения деятельности. Следовательно, традиционная образовательная технология, отдающая приоритет формированию знаний, умений и навыков, не может быть положена в основу обучения принимать решения, где главное не знание о проблемах, а опыт успешного их решения. Более приемлемым обучением может служить модель, основанная на становлении компетентности.

Компетентность — фактор, порождающий умение. Это способность установить связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, умение обнаружить проблему и решить ее. Важно не столько то, что человек  знает, а то, насколько хорошо он разбирается в конкретном материале и использует его. Другими словами, компетентность складывается, по крайней мере, из трех составляющих:

-    Что я  знаю ?   (теоретические знания);

- Что я умею делать? (применение своих знаний на практике);
      -
Что я уже сделал? (проверенные на практике знания и умения).


Становление компетентности в принятии решений и развитие
экологической ответственности.

 Модель становления компетентности в принятии решений состоит из четырех основных уровней: неосознанная некомпетентность;   осознанная некомпетентность;  осознанная компетентность; неосознанная компетентность.
    1.
На первом уровне неосознанной некомпетентности в решении
проблем учащийся не осознает, что его действия экологически нецелесообразны. Отсутствие этого сознания – основное препятствие на пути к обучению.  Люди, не понимающие необходимости улучшать свои действия, не могут их совершенствовать
, Поэтому первый шаг на пути становления компетентности - переход на уровень осознанной некомпетентности.

2. Для того чтобы перейти на второй уровень (осознанной некомпетентности.), необходим самоанализ или, чаще, педагогическое воздействие. Обеспечить последнее - первоочередная задача обучения. Экологическое образование не может ограничиться лишь информационно справочным подходом.  Очень важно, чтобы учащиеся могли сами оценивать насколько умело они способны решать проблемы и принимать решения. Это поможет ребенку, с одной стороны, лучше  понять целесообразность  предъявляемых к нему требований, а с другой - оценить правильность принимаемых им решений.

3. Постепенно осуществляется переход на уровень осознанной компетентности. Здесь учащийся еще неуверенно владеет приобретенными навыками, но он понимает, что от него требуется, и может шаг за шагом анализировать и решать задачу. Правда, на этом уровне постоянно до мельчайших подробностей продумывается каждое действие.

4. Наиболее высокий уровень — неосознанная компетентность — характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. На этом уровне учащийся сосредоточивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения.

Итак, предложенная  программа ориентирует экологическое образование не столько на формирование знаний об окружающей среде и неблагоприятных последствиях деятельности человека, сколько на развитие практического опыта в улучшении состояния природной среды, личного участия школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействии в их решении.

В практической деятельности учитель опирается на три главных компонента экологических и взглядов и убеждений:

- интеллектуальный, который основывается на экологических знаниях и умениях, на владении приемами причинно-следственного анализа;

- личностный, включающий мотивацию, отношения и оценки, уверенность в необходимости решать экологические проблемы;

- внутреннюю готовность — желание, намерение, потребность изучать и улучшать природную и культурную среду.

Важен факт, что потребность ребенка общаться с природой должна быть связана с другой его потребностью — сохранять, сберегать, защищать,  улучшать окружающую среду. Эти потребности общение с природой и ее сохранение — становятся мотивами реальной деятельности учащихся. С целью формирования экологической ответственности учитель особое внимание обращает на следующие мотивы:

Гражданско - патриотические (основаны на желании приумножать богатства природы и связанны  чувством долга перед обществом по сохранению природы своей родины);

гуманистические (выражаются в стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому, желание  его защитить);

эстетические (проявляются и потребности сохранять красоту природной среды);

научно-познавательные (основаны на понимании сложных взаимосвязей общества, человека и природы, на стремлении познавать их законы);

гигиенические (исходят из понимания значения окружающей среды для здоровья человека и желания  сохранить ее оптимальные биофизические биохимические параметры);

экономические (базируются на признании природы как  источника ресурсов для устойчивого развития),

Экологическая ответственность всегда проявляется в чувствах симпатии, привязанности, заботы, любви и противоположных им — антипатии, вражды. Эмоциональная окраска отношения к живой природе определяется развитостью ценностных ориентаций человека.

Исторически выделяют три основных типа отношения к природе:

- приспособительный, основанный на страхе перед грозными силами природы;

-  утилитарно-торгашеский, представляющий собой подчинение деятельности человека природным силам, понимание природы как товара;

 - бережное, заботливое отношение к природе, которое основано на ответственности перед обществом, перед будущими поколениями.

На сегодняшний день человек, чтобы сохраниться самому как неповторимому виду и сберечь природное разнообразие, должен понять уникальность жизни, ее ценность, отказаться от понимания природы как источника голого расчета. Экологическая ответственность основана на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, всем людям, настоящим и будущим поколениям. Вот почему забота о состоянии окружающей среды, содействие решению экологических проблем — важные признаки ответственного отношения к природе.

Установление  компетентностей это долгий путь, который достигается не одним учебным годом. Поэтому воспитательная программа рассчитана на N – количество лет. А для того чтобы она функционировала, внутри её работают подпрограммы.

  1. Начальное звено 1-4 классы,  5-6кл.
  2. Среднее звено  5-6кл., 7-8 классы.
  3. Старшее звено 9-11 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся решать логарифмические уравнения", алгебра и начала анализа 11 класс

В презентации - основные способы решения логарифмических уравнений, разбор уравнений, материал для самостоятельной работы....

Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...

Кружок по физике "Учимся решать задачи"

Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с  программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...

Учимся решать задания с параметром. НПК для 9-11классов

Методическая разработка школьной научно-практической конференции по математике для учащихся 9-11классов.Две прзентации учащихся 10 класса размещены на сайте в разделе:"Творческие работы учащихся"....

Учимся решать проблемы

С проблемными ситуациями мы сталкиваемся в различных сферах жизни: в учебном процессе, на работе, в общении.  И от того, насколько эффективно мы справляемся с ними, напрямую зависит наш усп...

Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»

Задачами программы являются:1.       Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, при...

Сценарий внеурочного занятия "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"

В ходе внеурочного занятия обучающиеся "перелистывают страницы" устного журнала, изучают естественно - научные тексты о бережном отношении к электроэнергии, воде , лесе и решают задачи с эко...