Учимся решать проблемы
учебно-методическое пособие (психология) по теме

Пушкарева Екатерина Валерьевна

 

С проблемными ситуациями мы сталкиваемся в различных сферах жизни: в учебном процессе, на работе, в общении.  И от того, насколько эффективно мы справляемся с ними, напрямую зависит наш успех в делах.

Нужно ли учиться решать возникающие проблемы? Или каждый сам может научиться на личном опыте, иногда наступая на одни и те же грабли?

В методическом пособии «Учимся решать проблемы» представлены эффективные стратегии рассмотрения проблемной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_reshat_problemy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкарева Екатерина Валерьевна

ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Сургут

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3

Педагог-психолог

УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Методическое пособие

Каждая проблема скрывает

 в себе новые возможности.

 Ричард Бах 

Проблемы есть у всех: маленькие и большие, долгие и быстро решаемые. И как бы нам ни хотелось жить по-другому, но приходится сталкиваться с проблемами и “проблемками” каждый день. И вам не нужно учиться  их решать - с большинством из них вы прекрасно сами справляетесь, какие-то вы просто не хотите решать или даже обманываете себя, что у вас их нет. Но обычно природа проблемы такова, что требуется ответ или решение и  у вас всегда есть выбор, как вы будете это делать (схема 1).

Схема 1

Нужно ли учиться решать проблемы? Или каждый сам может научиться на личном опыте? Можно предложить только способы, инструменты решения проблем – ведь, возможно, какие-то из них вам до сих пор незнакомы. А подходящий инструмент всегда приносит больше пользы, чем неподходящий. Например, если вы умеете ловко орудовать плоскогубцами, то, в принципе, сможете с помощью них забить гвоздь. И вы можете смело утверждать, что вы умеете забивать гвозди. Но ведь есть ещё молоток - с ним ваша эффективность в забивании гвоздей повысится в разы.

Итак, любую проблему можно решить, используя предложенный алгоритм:   

  1. Определите, в чем заключается ваша проблема.
  2. Подумайте о возможных причинах ее возникновения.
  3. Решите, что является наиболее вероятной причиной проблемы.
  4. Подумайте, какие способы решения данной проблемы возможны (рис. 1).

Рис. 1   Формулируем решения проблемы

 

  1. Тщательно соберите необходимую информацию о возможных последствиях того или иного способа решения проблемы (таблица 1).

               Таблица 1.  Алгоритм принятия решения                              

Положительные последствия выбора

Отрицательные последствия выбора

                                             

Что еще я должен знать, чтобы принять решение?

Что надо узнать? Где я могу
получить такую информацию?

Что я узнал?

                                                   

6. Проанализируйте каждый из возможных способов решения, взвешивая все «за» и «против».

  1. Примите наиболее оптимальное решение.                                                                                      

Самое главное в решение любой проблемы - это даже не то, каким образом вы ее будете решать, а то,  как вы  к ней относитесь.

Запомните одно из важных правил решения проблемы: любая проблема – это новый опыт. Смените точку зрения и рассматривайте проблему не как проблему, а как возможность.

К сожалению,  не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только   увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход. Они называются «Формулами позитивного мышления»:

Формула 1.  «Вторая сторона медали».

 «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?»

Формула № 2. «Проблема как друг».

«Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?»

Формула № 3. «Совет другу».

«Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»

Формула № 4. «Незамеченный ресурс».

 «На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам: какие ваши качества, люди и обстоятельства?»

Формула № 5. «Маленькие кирпичики большой стены».

«Если мы захотим перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если  каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Давай продумаем, какие три первых кирпича ты вынешь из этой стены».

Формула № 6. «У камина».

«Давай представим, что прошло какое-то время и все, что происходит сейчас, оказалось в далеком прошлом. И вот ты сидишь у камина, радом с тобой  близкие люди, и ты рассказываешь  о том, как однажды с тобой произошла одна история... Ты рассказываешь о  том, что произошло и о том, как ты с этим справился. Расскажи эту историю прямо сейчас».

Эти формулы вы можете использовать каждый раз, когда возникает сложная проблема. Нужно быть уверенным, что выход есть всегда!

Ну а для 100% результата воспользуйтесь правилами, помогающими справляться с проблемой позитивно.

10 правил позитивного решения проблем.

1. Проблема – это не оправдание чего-либо. Это Ваша задача, требующая Вашего решения. Смотрите на себя как на человека, профессионального решающего проблемы, и рассматривайте каждую проблему как возможность усовершенствовать свои навыки творческого решения проблем.

2. Не стоит недооценивать проблемы и воспринимать их несерьезно.

3. Все люди имеют творческий потенциал. Почему бы не решать проблемы с творческим подходом? 

Превратите творческое решение проблем в привычку: ищите интересные проблемы, инновационные решения и идеи.

4. Как правило, проблемы не исчезают сами по себе. Они ждут Ваших действий.

5.  Проблему лучше решать незамедлительно – при первом удобном случае. Сделайте первый шаг прямо сейчас! Сила – в действии, а не в размышлении.

6. Концентрируйтесь на позитивных решениях максимально быстро.

7. Концентрируйтесь на преимуществах решения проблемы. На том, какой опыт вы получите. «Я решаю проблему, да, это нелегко, но преимущества – огромны».

8. Не стоит перекладывать свои проблемы на других. Мало кто захочет решать Вашу проблему.

9.  Поверьте в достижение Вашей цели.

10. Представьте максимально красочно тот положительный опыт, который Вы получите, решив проблему. Поверьте в этот положительный результат и стремитесь к нему.

По статистике, мы любим тратить 80% времени и усилий на размышления о проблеме и лишь 20% - на ее решение. Попробуйте поменять эти цифры местами и  решать проблемы прямо сейчас!


Библиография:

 1. Битянова М.Р. , Беглова Т.В.  Учимся решать проблемы : Программа развития проектного мышления у младших подростков.  –  М. : Генезис, 2007. – 96 с.

2. Емельянова Е.В.  Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.  –  СПб. : Речь, 2008. – 336 с.

3. Меттус Е.В., Литвина А.В. Программа профилактики трудностей в учебе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137 с.

4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков : система работы, диагностика, тренинги. Монография.  – СПб. : Речь, 2008. – 192 с.

         

Изменить себя (реакция, поведение, привычки, взгляды, установки)

Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема

ПРОБЛЕМА

Произвести изменения

Оставить все как есть

Изменить отношение к обстоятельствам, т.е. принять их:

  1. как условие для чего-то другого – хорошего;
  2. как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться;
  3. как предоплату за то хорошее, что произойдет в будущем;
  4. как катализатор внутриличностных ресурсов развития личности и возможностей;
  5. как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся решать логарифмические уравнения", алгебра и начала анализа 11 класс

В презентации - основные способы решения логарифмических уравнений, разбор уравнений, материал для самостоятельной работы....

Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...

Кружок по физике "Учимся решать задачи"

Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с  программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...

Учимся решать задания с параметром. НПК для 9-11классов

Методическая разработка школьной научно-практической конференции по математике для учащихся 9-11классов.Две прзентации учащихся 10 класса размещены на сайте в разделе:"Творческие работы учащихся"....

Программа кружковой работы "Учимся решать задачи" 7 класс.

Работа данного кружка проводится в течение учебного года и предназначена для расширения и углубления математического кругозора учащихся. Работа кружка включает решение различных видов  текстовых ...

«Учимся решать экологические проблемы»

...пришло время принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущего поколений....

Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»

Задачами программы являются:1.       Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, при...