Цветы в жизни русских поэтов
классный час (8 класс)

Коробова Галина Михайловна

Материал посвящен любимым цветам поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_v_tvorchestve_russkih_poetov.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цветы в творчестве русских поэтов

Цели: выяснить роль цветов в жизни поэтов

познакомить с произведениями, посвященными образам цветов

Ведущий 1:Свой праздник мы назвали «Цветы в творчестве русских поэтов»

  1. И.С.Тургенев  знал толк во многих цветах. Сегодня вы узнаете, какой цветок у него был  любимым.
  2. А.С.Пушкин всегда хранил в своем рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Вы узнаете, как назывался этот цветок.
  3. Русская балерина Анна Павлова очень любила цветы. Садовник около ее дома высадил 8тысяч луковиц этого цветка. Вы узнаете его название.
  4. И многое другое узнаете о цветах…

Ведущий 2 : 1)Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветы.

2)Действительно, цветы сопровождают человека всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, они с нами в последнем пути.

3) Цветы украшают нашу жизнь. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

4) На природе Родина видится в каждом листочке, в каждом цветочке.

5)В 1882 году И.С.Тургенев писал из Франции своим друзьям: «Поклонитесь от меня дому, саду, молодому дубу». И просил прислать ему сиреневый цветок. Друзья выполнили его просьбу.

6) Мир цветов таинственный и чудесный. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».

8) Нередко цветы растут на страницах книг. И эти цветы, как и живые, пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными сердцами, как у Андерсена в «Снежной королеве»

9) Но вот беда: ученые утверждают, что из всех растений в условиях загрязнения среды нашего обитания шансы на выживание есть только у чертополоха и одуванчика.

10) Мы уверены, что выход у нас один: беречь, что имеем. Интересный факт есть в истории. Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, археологи увидели поверх украшений букетик сухих полевых цветов. Так молодая вдова выразила свою любовь к умершему супругу.

Ведущий 1:Послушайте, как поэты относились к цветам

А.С.Пушкин

«У меня на окне всегда цветы,- писал Пушкин своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское». Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»

1 чтец :

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей

Они унылые мечтанья

Живые пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья

Ведущий 2:

 А.С.Пушкин выпросил у Анны Керн веточку гелиотропа и всегда хранил в своем рабочем кабинете в Михайловском. А потом по этому поводу было написано Пушкиным стихотворение «Цветок»

Чтец 2:

Цветок засохший, бездуханный,

Забытый в книге вижу я:

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки вековой

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок.

Ведущий 1: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить уважение и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, из Америки по телефону передал необычную просьбу: положить на его место белую розу в знак уважения к великому композитору.

Ведущий 2: Поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу «царицей цветов». Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых, розовых, желтых, голубовато-сиреневых до темно-красных.

Чтец 3:И каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист –

Глубокий кубок, полный аромата,

как дружен с ним простой  и скромный лист,

Темно-зеленый, по краям зубчатый

За лепесток заходит лепесток.

И все они своей пурпурной тканью

Струят неиссякаемый поток

Душистого и свежего дыханья.

Ведущий 1:Это стихотворение написал С.Я.Маршак, и оно называется «Абхазская роза».

Ведущий 2:У русской поэтессы Бекетовой есть стихи о сирени. Вот эти строки:

Чтец 4:По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать

И в душистую тень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено.

И то счастье в сирени живет:

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет.

Ведущий 1:Думаю, вам интересно будет узнать, что самое большое количество сортов сирени растет на территории Липецкой области.

Ведущий 2:А по древнерусской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви.

Ведущий 1:Ландыши были любимыми цветами композитора Чайковского, писателя  и историка Карамзина,  поэта Бунина, писателя Куприна, художника Репина, математика Ковалевской.

Чтец 5:О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей.

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны.

Ведущий 2:А теперь представьте себе такую картину.

Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, открытая и доверчивая. Что-то удивительно родное таится в этих милых цветах

Чтец 6 :Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая?

(Алексей Константинович Толстой)

Ведущий 1:  Невозможно равнодушно пройти мимо поляны, на которой цветут ромашки. Они похожи на маленькое солнышко с белыми лучами. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит.

Михаил Дудин написал стихотворение «Ромашка»

Чтец 7:Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед

Своя, а не прихожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый взгляд

Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу

И рядом  - на обочине,

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам

Растет, цветет и светится.

Ведущий 2: И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы Ермоловой. Горячо любил и воспел фиалки Александр Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Федор Иванович Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности»

Ведущий 1Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.

Стихотворение Валерия Брюсова нас в этом убеждает.

Чтец 8:Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез.

Белая фиалка высится стройна,

Белая ромашка в зелени видна.

Здесь иван-да-марья, одуванчик там,

Желтенькие звезды всюду по полям.

Ведущий 1: Вы много раз видели нарцисс, белый цветок с желтой сердцевиной на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь короткий у него век.

Ведущий 2:Легенда рассказывает, что жил когда-то прекрасный юноша, звали его Нарцисс. И был он сыном речного бога Кефиса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Юноше, впрочем, никогда не приходилось видеть своего лица. Богиня предсказала ему, что как только он увидит себя, то сразу умрет. Нарцисс лишь посмеялся над этим.

Ведущий 1: Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо, но он отверг ее любовь. И тогда обиженная нимфа попросила богов наказать гордеца. Греческая богиня Немезида сделала это. Однажды Нарцисс склонился к ручью, чтобы напиться и увидел свое отражение. Он столь долго любовался собою, что забыл о еде и сне. Но вдруг вспомнил предсказание м воскликнул в отчаянии:

- О горе! Я люблю самого себя, и мне осталось немного жить.

Ведущий 2:Горько заплакал юноша, и слезы у пали в прозрачные воды ручья. Голова его склонила на прибрежную траву, и Нарцисс умер.

Добрые лесные нимфы решили похоронить юношу под тенистыми густыми деревьями. А когда они пришли за телом, не нашли его. На том месте вырос белый душистый цветок. В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом.

Чтец 9: Темной ночью белых лилий

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Ночь их чашечки раскрыла

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты

(И.Бунин)

Ведущий 1: Лилия получила название от древнегальского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде этот цветок вырос из слез Евы, выгнанной из рая. На Руси лилия  считается символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте. Послушайте стихотворение Анны Ахматовой

Чтец 10:Я лилий нарвала прекрасных

                           И душистых,

Стыдливо замкнутых, как дев

                              Невинный рой.

С их лепестков, дрожащих и

                            Росистых,

Пила я аромат и счастье,

                            И покой.

И сердце трепетно сжималось,

                             Как от боли,

А бледные цветы качали головой,

И вновь мечтала я о той

              Далекой воле,

О той стране, где я была

                С тобой.

чтец 11:Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих:

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Ведущий 2:Эти стихи русского поэта Ивана Мятлева, жившего в одно время с А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым. Все, что было написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом хорошо сказал поэт Хмелевский:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы».

Чтец 12:Я прочитаю стихотворение поэтессы Чарской. Оно называется «Не рви цветов»

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада.

Они так красят сад!

Ведь у тебя, малютка,

Есть дома много роз,

А здесь вот незабудка.

Вот ландыш, полный слез.

Левкой – такой душистый,

Горошек, резеда,

Ромашки серебристой

Пахучая гряда.

И нивы занесенный

Прелестный василек,

И мак кичливо-сонный,

И белый-белый дрок.

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада.

Они так красят сад!

 Ведущий 1:Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, простроить дом, посадить дерево. Пусть это в вашей жизни состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок, земля превратится в сад.

Источники:

11. Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. - 1997, №3.

2. Грачева И.В. О роли художественной детали в русской классике // Литература в школе №3/2003 год,. - 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)

1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...

цветы в творчестве великих поэтов.

"Как хороши, как свежи были розы.." И больше не нужно ничего говорить....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

«Совершенствование навыков монологической речи на немецком языке в прошедшем повествовательном времени (Imperfekt) на основе текста “Баварский период жизни выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева”»

Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего повествовательного времени Imperfekt на уже известном из уроков ли...

Какие цвета осени подметили русские поэты?

Буклет к уроку развития речи...

Спорт в жизни русских писателей и поэтов

Считается,что спорт и серьезные занятия литературой не сочетаются.Так ли это на самом деле? Сегодня мы узнаем об этом.Коспект урока для дистанционного обучения. Формат презентация. Рекомендован для уч...

Таблица: Годы жизни русских писателей и поэтов

Годы жизни русских писателей и поэтов 19 — 20 веков...